Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательные характеристики социальной коммуникации

Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этихпроблем осуществляется прежде всего посредством установления и поддержания контактов с представителями социальных служб,общественных организаций и объединений, социальными группами и клиентами, нуждающимися в помощи, защите и поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества общение обладает содержательными и функциональными характеристиками.

Выделяют перцептивную, коммуникативную интерактивную функции общения. Имеется в виду, что общение это одновременно восприятие партнерами друг друга, обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений.

Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

1. Речевые (вербальные) средства:лексика; стилистика; грамматика; семантика.

1. Неречевые (невербальные) средства:

- оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледней кожи, стереотипы моторики);

- паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);

- экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связанность, смех, покашливание, заикание);

- проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40-45 см), личная (от 45 до 120-150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750-800 см), угол поворота к собеседнику;

- предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);

- ольфакторные средства (связанные с запахом).

В области передачи смысла речи соотношение вербальных и невербальных средств чрезвычайно противоречиво. Особенно трудно выявить «двойной план» структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию своей речи. Недаром специалисты по коммуникации отмечают, что есть 500 способов сказать «Да» и 5000 способов сказать «Нет».

Механизмы воздействия общающихся друг с другом людей:

1. Заражение-бессознательное воспроизведение эмоциональого состояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми –индукторами-на основе сопереживания с ними, носит, как правило, невербальный характер.

2.Внушение -одностороннее произвольное, целенаправленое заражение другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений или эмоциональных состояний,средством, как правило, речевого воздействия на основе некритического восприятия действий внушающего лица.

Действие этого механизма во многом определяется рядом внешних факторов, которые могут способствовать или препятствовать эффективности:

- количество членов группы, оказывающих максимальное влияние на индивида, должно быть равно трем;

- влияние группы зависит от положения индивида в этой группе: наименее конформны лица, слабо зависящие от группы и ощущающие высокую степень признания со стороны этой группы;

- единообразие оценок в группах, использующих коллегиальную систему отношений, явственнее, чем в директивных группах, но адекватность оценок выше во втором типе групп, что обусловлено особенностями коммуникативных связей;

- при публичном высказывании мнений их влияние сильнее, чем при сообщении их в письменном виде или с помощью каких-то технических средств;

- внушающее воздействие интенсивнее в диффузной группе, чем в коллективе, в связи с эффектом коллективистского самоопределения;

- лица в возрасте 17 лет и более обнаруживают снижение степени конформности;

- конформность девочек на 10% выше, чем конформность мальчиков;

- более внушаемы лица, обладающие инертной и слабой нервной системой.

3.Убеждение-осознанное, аргументированное, логически ифактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлений, а также на мотивационно-ценностную сферу другогочеловека.

Механизм убеждающего воздействия включает в себя информирование и агрументирование. Приемы информирования: выдвижение тезиса, определение понятий, формулирование гипотез-предположений, объяснение, указание-демонстрация, характеристика отличительных признаков, сравнение и проведение различий. Приемы аргументации: ссылки на авторитет, приведение фактов, демонстрация средств наглядности, аналогия, эксцесс, инцидент.

4.Подражание -усвоение формы поведения другого человека на основе как сознательной, так и неосознаваемой идентификации с ним («поступать как другой»).

Компетентное общение представляет собой сложное интегральное образование, и разрешение его проблем возможно с разных позиций. Рассмотрим некоторые характеристики компетентного общения, или мастерства общения, существенные в первую очередь в контексте практики его развития.

В многообразных случаях общения инвариантными составляющими оказываются такие структурные компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно обусловлена изменением характера (характеристик) этих компонентовсвоеобразием связей между ними.

Богатство, сложность общения и, соответственно, компетентности в общении объясняются многообразием его видов. Обычно выделяют служебно-деловое, интимно-личностное, ритуальное (в том числе светское), манипулятивноеобщение и др.

В данном контексте уместно специально оговорить понятие термина «компетентный». В словаре иностранных слов этот термин переводится в том числе как «знающий, сведущий в определенной области». Конечно, знание об общении -необходимый элемент компетентности, но лишь в том случае, когда оно становится социальной установкой -готовностью действовать определенным образом по отношению к себе, другим, ситуации. Можно быть очень осведомленным, информированным о проблемах общения с человеком, но это отнюдь не является гарантией компетентности. Основным критерием здесь являются реальное решение возникающих при общении задач и одновременно личностное развитие, самореализация.

Важный показатель компетентности в общении -отношение человека к собственным ценностям: насколько он их рефлексирует, насколько сам себе отдает в них отчет.

Основа коммуникативной компетентности -социальный интеллект, т.е. устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и эффективного реагирования, способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует прежде всего развитие наблюдательности.

Один из показателей компетентности общения -умение слушать.

Известно, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что говорят нам другие. Даже когда мы не перебиваем собеседника, многое из того, что он говорит, «пролетает» мимо наших ушей -в основном потому, что в этот момент мы думаем о чем-то другом. Это приводит подчас к весьманегативным последствиям: разрушаются приятельские отношения и даже семьи. Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени, необходимого нам для общения с коллегами и близкими нам людьми, 9% уходит на писанину, 16%-на чтение, 30% на разговор, 45% -на то, чтобы выслушать других (точнее, на то, что мы должны были бы выслушать).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стационарные ФРЭ в атомарном газе | Коммуникативная профессиограмма специалиста по социальной работе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.