Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Монопольная цена. Негативные последствия монополизма. Антимонопольная политика государства




Формы и методы конкурентной борьбы

Существуют разные формы и методы конкурентной борьбы. Различают ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную формы конкуренции.

Ценовая конкуренция предполагает, что производитель в целях установления контроля на рынке и подрыва позиций конкурента продает свою продукцию по цене ниже рыночной. Такую форму конкурентной борьбы, без вреда для себя, могут позволить только те предприятия, у которых индивидуальные издержки производства ниже средних общественных издержек производства. Разновидностью ценовой конкуренции является демпинг, когда монополисты с целью захвата рынков сбыта, до разорения своих конкурентов, продают свою продукцию по монопольно низким ценам (по ценам ниже издержек производства).

Неценовая конкуренция связана с повышением качества продукции, выпуском продукции с новыми параметрами, созданием товаров-заменителей, послепродажным обслуживанием покупателей, гарантиями, рекламой.

К добросовестной конкуренции относятся все методы ценовой и неценовой конкуренции, которые направлены на улучшение качества производимого товара, на снижение его стоимости и повышение выигрыша потребителя. Методы конкурентной борьбы, от которых выигрывают производители (продавцы) в ущерб покупателям относятся к недобросовестной конкуренции. Помимо демпинга сюда необходимо отнести: установление дискриминационных цен на продаваемую продукцию; ложную информацию в рекламе, вводящую в заблуждение; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и многое другое. Истории известны и такие случаи, когда предприниматели прибегали и к таким методам борьбы, как наем услуг гангстеров с целью устранения своих конкурентов.

Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданским и уголовным кодексом) в большинстве стран с рыночной экономикой.

Считается, что распространение монополий в сравнении с конкурентным рынком снижает эффектив­ность производства, по крайней мере, по трем основным причинам (сравним рис. 10.3 и 10.9):

1. Объем производства фирмы, максимизирующей прибыль на монополизированном рынке, ниже, а цена – выше, чем в усло­виях совершенной конкуренции.

2. Отсутствие внутриотраслевой конкуренции не стимулирует монополиста снижать издержки производства.

3. Огромные средства, затрачиваемые монополистом для сохра­нения своего монопольного положения, препятствуют вхождению в отрасль фирм с новыми научно-техническими идеями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.