Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытовая повесть ярко отразила изменения, происходившие в сознании, морали и быте людей, борьбу «старины» и «новины», которая пронизывала все сферы личной и общественной жизни




Эта талантливая сатира обличает «царевы кабаки» и такой человеческий порок, как пьянство. Пьянство изображено как выражение душевной слабости, с которой надо бороться. Пьянство – это нравственное падение человека. Оно приводит человека к позору, разорению, болезням, тюрьме. Повесть имела не только обличительный, но и поучительный характер.

«ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ»

«Повесть о Горе – Злочастии» исследователи предположительно относят ко второй половине XVII века. Она была найдена академиком А.Н. Пыпиным в 1856 г. и опубликована Н.И.Костомаровым в журнале «Современник». Н.Г.Чернышевский, говоря об этой повести, подчеркивал особую ее важность для русской литературы в том, что она «представляется единственным образцом эпического рассказа из частного быта».

Повесть теснейшим образом связана с исторической обстановкой второй половины XVII века, когда после поражения крестьянской войны и усиления феодальной эксплуатации положение народных масс стало особенно тяжелым. Тема отчаянного состояния «голых и небогатых» занимала значительное место в литературе и отразилась в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Повести о Шемякином суде» и др.

В повести, события которой разворачиваются на широком фоне русской жизни, сочетаются нравственные и социальные проблемы. Главная из них - проблема отцов и детей. Что касается жанра произведения, то исследователи видят в нем литературную повесть, в которой автор, хорошо знавший фольклор, стремился приблизить книжные элементы к народному стилю. Повесть «поразительно схожа с произведениями народной поэзии. Д.С.Лихачев видит смысл повести в проникновенном раскрытии судьбы падшего человека.

Обращают на себя внимание два основных плана повести: морально-этический и социальный. Со всей отчетливостью выступает в повести нравственная философия XVII века. Во вступлении автор развивает мысль об извечности человеческого греха на земле с сотворения мира и грехопадения Адама и Евы. Библейская тема звучит грозным предупреждением молодому поколению. Пессимистически взирает автор на человеческий род, живущий «непокорливо», «в суете и неправде», сожалеет о «человеческом сердце», «несмысленном и неуимчивом». Трагические последствия нарушения заветов старины и стремления к самостоятельности раскрыты в повести на примере жизненной судьбы ее героя – доброго молодца. Он оказался «непокорливым», «отринул смирение» и после многих перипетий нашел спасение в монастыре. Молодец был воспитан в купеческой патриархальной семье. В наставлениях родителей представлены основы патриархальной морали: не ходить в пиры, не бражничать, не красть, не обманывать, не лгать, не иметь зла на отца и мать, не дружить с глупыми, не играть в кости, не прельщаться золотом и серебром, не обижать убогого. Но герой был в то время мал и «несовершен разумом», и он начал жить, «как ему любо», и попал в руки дьявола. Он в один миг утратил доброе имя, завел недобрых друзей, пропил в кабаке деньги, оказался ограблен, разут, раздет, голоден. Природная честность заставила молодца откровенно признаться в своей ошибке. Чужие люди выручают молодца, наставляют его на путь истинный, призывают к смирению. Молодец на какое-то время исправляется, но, находясь на подъеме, снова совершает проступок, который приводит его к новой катастрофе, и его настигает Горе-Злочастие. Однако Горе не сразу овладело героем. Когда Горе явилось к нему во сне, он его не послушался, но когда оно явилось во второй раз в облике архангела Гавриила, молодец оказался у него в плену. На голову юноши посыпались великие беды, которые довели его до отчаяния, нищеты и голода, и он пришел к мысли о самоубийстве. Напуганный Горем, молодец хочет покориться воле родителей, но Горе не отступает, преследует его, угрожает молодцу. Каков выход из положения? Вернуться в родительский дом нельзя – грех слишком велик, остается только одно – монастырь. И именно в стенах монастыря молодец находит свое спасение, он постригся в монахи – такова тяжелая расплата героя за нарушение традиций благочестия и добродетели.

Таким образом, основной конфликт повести – столкновение двух мировоззрений: старшего поколения, стоявшего на страже традиционной общественной и семейной морали, старого уклада жизни, и молодого поколения, стремившегося к независимости. Автор показывает обреченность героя, который традиционному укладу, освященному веками, не может ничего противопоставить, кроме стремления жить по своей воле. Финал повести – отражение русской действительности XVII века, когда старое было еще значительно сильнее нового и попытки жить по-иному заканчивались трагично. Сюжетно повесть перекликается с евангельской притчей о блудном сыне, однако в отличие от «блудного сына» герой повести возвращению в родительский дом предпочитает самозаточение в монастыре.

В повести ставятся и социальные вопросы. История молодца, попавшего в кабак, вводит нас в обстановку XVII века, когда «царевы кабаки» и массовое пьянство стали большим народным бедствием. Сатирическая литература того времени называла кабак «дому разоритель», «души погубитель». Образ молодца – первый образ босяка в русской литературе, нарисованный с явным сочувствием к его горькой судьбе. Образ Горя имеет в повести глубокое и трагическое содержание. Оно символизирует безысходное горе, бедность, нищету. Следует отметить, что монастырская жизнь перестает быть идеальным прибежищем, бегство молодца в монастырь – вынужденная ситуация, вызванная крайними обстоятельствами. Об этом свидетельствует полное название повести: «Повесть о Горе-Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца в иноческий чин».

Интересно отметить, что образ Горя имеется и в народных сказках, но если древнерусская повесть заканчивается победой Горя, то в народной сказке проявляется оптимизм простого народа и мужик побеждает Горе, закапывая его в яму.


«ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ»

Академик А.С.Орлов назвал «Повесть о Савве Грудцыне» первым русским романом, В.В.Сиповский считал ее источником житийную литературу, а Савву – «одним из героев русской повести, страдающим от несчастной любви».

Содержание повести необычно. Впервые перед русским читателем возник новый жанр – бытовой психологический роман, главной темой которого является продажа души дьяволу ради любви к женщине. Автор повести религиозен, и его представления о человеческой любви традиционны. Герой – купеческий сын Савва – попытался порвать со старыми обычаями и нарушить нравственные устои отцов. Но власть старины еще сильна, герой сурово наказан, возвращен в лоно семьи и во искупление вины стал монахом.

Автор не мыслил себе существования человеческой личности вне зависимости от провидения, божеской или дьявольской силы. Тема союза человека с дьяволом ради любви – необычна для древнерусской литературы. Древнерусским книжникам была известна византийская легенда об экономе монастыря Феофиле, продавшем душу дьяволу. В условиях русской жизни XVII века этот мотив был использован совершенно оригинально. Раньше частная жизнь обыкновенного человека не занимала писателей, тем более греховным считалось изображение человеческой любви. А в этой повести, вопреки всем старым домостроевским традициям, Савва, снедаемый страстью, порывает с родительским домом, прокучивает состояние отца, не слушает никаких увещеваний, даже смерть отца не останавливает Савву в его стремлении к наслаждению. В повести любовь дана как плотское чувство, дьявольское наваждение, в котором активное начало принадлежит женщине, которая толкает неопытного юношу на путь греха. В повести отражено сильное в то время традиционное представление о женщине как орудии греха.

Автор повести подчеркивает, что все прегрешения Саввы и его нечистый роман с женой купца Бажена были результатом вмешательства беса, а он, слабый духом, не сумел противостоять этой сокрушительной силе. Однажды Савва пытался, под влиянием благочестивого настроения, отказаться от греха, но дьявол влил ему в душу новый поток чувств с помощью волшебного зелья. Страдания любви привели Савву к отречению от бога, к заключению союза с дьяволом. Далее автор описывает успехи Саввы с помощью нечистой силы: удача в торговле, любви, на войне. Вершина его успехов – битва с польскими «исполинами». Но возвысив героя, автор также стремительно приводит его к катастрофе – к болезни Саввы. Нечеловеческие страдания Саввы во время болезни приводят его к осознанию своей вины, и с помощью божественной силы он раскаивается. Перед Саввой стоит выбор: вечные адские мучения или монастырь. Выбирая между жизнью и смертью, Савва предпочитает монастырь.

Описывая нечистую силу, автор повести показывает, что она многолика и не всегда появляется с рогами и хвостом. Бес предстал перед Саввой в виде юноши в богатой одежде, который назвался его братом, и Савва не узнал в нем дьявола. Бес настойчиво удерживал Савву от исцеления, и каждый раз, когда Савва пытался спастись, ставил перед ним новые ловушки. Сатанинскому царству в повести противопоставлен светлообразный лик Богородицы. Богородица явилась Савве во сне, и именно благодаря ей Савва получил прощение, несмотря на козни беса. В повести есть и традиционный для древнерусской религиозной литературы образ злой жены. Таковой в повести является молодая жена Бажена, которую автор сравнивает с лютой змеей, львицей, называет ее лукавой, пылающей яростью.

Повесть ставит проблемы патриотические и нравственные. В плане историческом она раскрывает одну из горестных и вместе с тем героических страниц русской истории начала XVII века, когда происходило великое разорение и голод людей, бегство их из родных гнезд. Вместе с тем именно в эту пору проявился массовый героизм русского народа, ставшего на защиту отечества. Другая проблема – проблема взаимотношения отцов и детей, и эта проблема решена религиозным автором в пользу отцов. Необычная по широте охвата исторических событий картина русской жизни XVII века, любовная тема, известный психологизм образов отчетливо свидетельствовали, что и религиозные авторы эпохи оказались во власти всесильного процесса обмирщения литературы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.