Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Экологический аудит (ревизия)

В период рыночных преобразований экономики страны для успешного практического решения вопросов управления экологизацией природопользования необходимо расширение и модернизация средств и методов экономического регулирования. Одним из таких эффективных инструментов управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов должен стать экологический аудит.

В системе современного экологоориентированного управления выделяют следующие 5 основных составляющих любого управленческого процесса: планирова­ние, организацию, мотивацию, учет и контроль. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001, организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Контроль над экологическими аспектами деятельности производства осуществляется путем мониторинга экологических показателей, создания системы экологического учета предприятия и регулярного проведения в рамках системы экоменеджмента экологического аудита.

Экологический аудит должен быть основан на экологическом учете. В соответствии с системным комплексным подходом экологический учет является частью управленческого учета и объединяет в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации экономико-экологической информации, которые бы позволили принимать на его основе соответствующие управленческие решения.

Следует отметить, что в термин «экологический учет» («учет природоохранной деятельности») разными авторами[1] вкладывается различный смысл. На уровне национального счетоводства он истолковывается как учет, относящийся к физическим запасам природных ресурсов, к стоимостной оценке деградации окружающей среды и соответствующим затратам на природоохранные меры, а также к расчету истинного (или «зеленого») ВВП. На уровне предприятий учет природоохранной деятельности может быть использован в контексте методик внутреннего (управленческого) учета, финансового учета для целей представления внешней отчетности, а также анализа физических потоков сырья по методу «затраты – выпуск».

Связь между учетом природоохранной деятельности и экологическим аудитом чрезвычайно тесна, и, прежде всего, обусловлена критерием проверяемости качественных и количественных характеристик данных экологического учета и контрольной функцией экоаудита (ревизии).

ЭА возник в 70-е годы в США в отраслях промышленности, наиболее опасных для окружающей среды. В Европе он получил распространение, чуть позже в Голландии, Скандинавских странах и Великобритании. ЭА был в то время своеобразной защитной реакцией на ряд крупных эколо­гических катастроф и последовавших за ними огромных судебных исков, приведших к серии банкротств. Первый закон, регламентирующий ЭА, появился в США в 1983 г. В 1989 г. Международная торговая палата опубликовала документ, заложив­ший основы так называемого внутреннего ЭА, рассматриваемого как про­цедура самоконтроля и инструмент внутреннего менеджмента. В 1993г. ди­рективой ЕЭС были утверждены "Правила экологического управления и экологического аудита", которые вступили в силу с 1995г. под аббревиату­рой ЕМА5 (Епviromental Маnagment Аudid Schemе).

В ряде развитых стран, начиная с 90-х годов, приняты различные национальные стандарты в этой области. В апреле 1995 г. Европейским Союзом был принят пакет документов – Международные стандарты серии ISO 14000, в которых отражены основы, принципы и критерии экоменеджмента и экоаудита.

Экологический аудит, который был изначально введен как средство защиты интересов предпринимательских структур, помогает снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей, содействует совершенствованию регулирования природоохранной деятельности.

Устоявшихся определений экоаудита, несмотря на определенный накопленный опыт, как за рубежом, так и в нашей стране пока не существует. В настоящее время деятельность по проведению экологического аудита, ее цели, задачи, объекты и само понятие экоаудита не определе­ны на уровне федерального законодательства. Вследствие этого в действующих подзаконных актах РФ экологический аудит определяется различными терминами, разные авторы ставят перед экологическим аудитом различные цели и задачи.

Чаще всего под экологическим аудитом понимают систематическую, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку результатов хозяйственной деятельности предприятий с учетом их экономических целей и приоритетов, а также соответствие данной деятельности критериям экоправа, экостандартам, эконормативам и т.д. То есть, под экоаудитом обычно подразумевается вневедомственная независимая оценка, анализ, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности.

По мнению ученых,[2] существует целый ряд определений экоаудита, среди которых можно выделить 4 основных подхода к данному понятию: послепроектная экспертиза, проверка соответствия нормативным экологическим требованиям, экологическая составляющая обычного финансового аудита, проверка системы управления охраной окружающей среды (экоменеджмента) на предприятии.

Предпосылкой понимания сущности экоаудита и формирования его концепции должно служить определение места экологического аудирования в системе общего аудита. Это связано с увеличением объема и значимости природоохранных затрат в финансовой деятельности предприятий, поэтому недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового положения ор­ганизаций, формирующейся в бухгалтерском учете и отчетности.

Термин «аудит», «аудирование» заимствован из финансового менеджмента и означа­ет проверку финансовой отчетности и счетов организации, а также оценку иных параметров и анализ полного цикла функционирования организации и окружающей ее среды, выходя за рамки бухгалтерского учета. С середины 70-х годов, данный термин стал применяться в области экологии.

В России понятие аудита было введено Указом Президента РФ «Об аудиторской деятель­ности в Российской Федерации» от 22.12.93г. № 2263.[3] В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001г. № 119-ФЗ[4] аудит определяется как предпринимательская деятель­ность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных прове­рок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых де­клараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В России, по мнению ряда авторов[5], сформировались две основные концепции развития аудиторских фирм. Первая — включает ограничение аудита вопросами бухгалтерского учета и налогообложения. Вторая — предполагает постепенное комплексное развитие аудиторской фирмы, соб­ственные разработки информационных систем, методологии проведения бизнес-аудита, эколо­гического аудита.

В соответствии с Классификатором правовых актов[6] (110.010.100), одобренным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511, экологический аудит является видом общего аудита (рис. 1). Следовательно, можно сделать вывод о том, что экоаудит, по сути, является одной из составных частей общего аудита предприятия, т.е. экономическим видом хозяйственной деятельности, осуществляемым по общим принципам и нормам аудита в России.

Рис. 1. Место экоаудита в системе аудиторской деятельности в РФ [7]

Тесная законодательная увязка экологического аудита с финансовым (общим) аудитом, необходима, прежде всего, для того, чтобы результаты экоаудита могли непосредственным образом оказывать влияние на извлечение экономических выгод и, таким образом расширять границы финансовых и капитальных вложений, мотивацией которых служит коммерческий интерес, связанный с доходами от деятельности организации в экологической сфере и уменьшением экологических рисков.

В литературе[8] считается, что сходство между экологическим и финансовым аудитом заключается в том, что они базируются на общих принципах: объективности, независимости, компетентности аудиторов; предоставлении заказчику информации о дополнительных возможных действиях, позволяющих существенно повысить эффективность управления и получить дополнительную прямую или косвенную экономическую выгоду; конфиденциальности получаемых данных; создании рынка аудиторских услуг.

Между тем существуют принципиальные отличия между финансовым и экологическим аудитом. Из сравнения экологического аудита с финансовым следует, что экоаудит является доб­ровольным видом деятельности, который осуществляется на основе разработанных базовых положений и принципов и не имеет жесткой регламентации и ограничений.

До сих пор в отечественной практике были известны и достаточно широко применялись лишь две основные процедуры учета экологических факторов при реализации новых проектных и иных решении – оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ). В большинстве развитых стран наравне с данными обязательными процедурами в качестве такой экологической инвентаризации, оценки используется экологический аудит, который становится неотъемлемой частью, важным инструментом системы экологического менеджмента, как предприятия, так и территории.

Прежде всего, необходимо четко определить, в чем отличие экоаудита от других видов экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД), известных в России.

Необходимо отметить различия экоаудита и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), выделяемые рядом авторов.[9] ОВОС – это общая процедура разработки и обоснования, намечаемых экологически значимых решений и действий с учетом всех требований экологического законодательства, а также любых сторон хозяйственной деятельности. ОВОС относится к предпроектной и проектной стадиям осуществления хозяйственной деятельности. Экоаудит же принципиально отличается от ОВОС именно этапом его проведения. Он относится к уже реализованной деятельности и достигнутым результатам, к уже реально существующим и функционирующим объектам, т.е. по сути, является эколого-экономической оценкой и анализом послепроектной стадии. Однако это не означает, что экоаудит является альтернативой ОВОС. При определенных условиях возможно и необходимо проведение обеих процедур, т.е. материалы экоаудита могут быть использованы при подготовке ОВОС или отдельные этапы разработки ОВОС могут включать в себя осуществление экоаудиторских программ для получения дополнительной объективной комплексной информации.

Экологическое аудирование в большей степени определяет и оценивает проблемы. Опираясь на независимые квали­фикационные анализы и оценки, нетрадиционные точки зрения и подходы, комплексное рас­смотрение проблем, определение приоритетов и направлений сосредоточения усилий, повыше­ние эффективности использования уже имеющихся методов и средств, экологический аудит позволяет быстрее и легче получать реальные результаты. По своей сути, он представляет собой самостоятельный профессиональный негосударственный вид экологической деятельности, взаимосвязанный с государственным и производственным экологическим контролем.

Важным для понимания сущности экоаудирования, по мнению некоторых ученых,[10] имеют различия между государственным экологическим контролем и экологическим аудитом.

Государственный экологический контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленная на соблюдение действующего природоохранного законодательства. Эта деятельность, в отличие от экоаудита, носит строго обязательный и формально регламентированный характер, закрепленный в соответствующих юридических документах, а также связана с различными формами эколого-правовой ответственности. Экологический аудит носит преимущественно добровольный характер, формально строго не регламентирован и непосредственно не влечет эколого-правовой ответственности. Обусловлено это, прежде всего его сущностью, которая заключается в том, что это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, имеющих соответствующую лицензию на ее проведение и направленная в первую очередь на повышение эффективности экоменеджмента, включая и оценку соответствия действующему природоохранному законодательству.

Роль экоаудита в системе экологического контроля и управления в России показана на схеме взаимосвязи видов экологической деятельности в процессе анализа, оценки, принятия и реализации плановых и проектных решений, связанных с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов (рис. 2).

Таким образом, в России существует несколько подходов к пониманию сущности экологического аудита, основные из которых можно представить на рис. 3.

В ряде стран для достижения экологической эффективности, снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду и создания условий для выпуска конкурентоспособной продукции в 90-х гг. были разработаны и приняты различные национальные стандарты в данной области и международные стандарты серии ISO 14000.

Для методического обеспечения и нормативной регламентации проведения экологического аудита разработана специальная группа международных стандартов (ИСО 14010, 14011, 14012), которые содержат руководящие указания по вопросам проведения экоаудита, основных принципов его процедуры, квалификационных критериев экоаудиторов. В настоящее время эти стандарты приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21.10.1998 г. № 378 в качестве государственных стандартов РФ.[11]

 

 

Рис. 2. Место экоаудита в системе экологического контроля [12]

Вся совокупность нормативно-правовых актов, которые закрепляют экологический аудит как самостоятельную правовую категорию и рассматриваются в качестве основ правового регулирования экологического аудирования, может быть представлена в виде схемы (рис. 4). К числу нормативно-правовых документов, регулирующих данную деятельность, также можно отнести: «Положение о государствен­ном контроле за геологическим изучением, рацио­нальным использованием и охраной недр», Приказ Минприроды РФ от 21.11.95 № 469 «Порядок реализации мероприятий по учету экологического фактора при приватизации госу­дарственных имуниципальных предприятий», Приказ Минприроды от 23.01.95 № 18 «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде», а также Распоряжение Госкомимущества иМинпри­роды РФ от 08.06.95 № 791-р/ «Об учете экологического фактора при приватизации государственных (муни­ципальных) предприятий, признанных экологи­чески опасными».

Рис. 3. Основные подходы к пониманию сущности понятия

«экологический аудит» в России [13]

В настоящий момент Министерством природных ресурсов РФ разработан проект Федераль­ного Закона «Об экологическом аудите». Принятие данного законодательного акта позволит определить область применения экоаудита, порядок его проведения и финансирования в зависимости от вида (добровольный и обязательный), юридический статус экоаудиторского заключения, ответственность экоаудиторов, оформить использование механизма экологического аудита в работе государственных природоохранных органов.[14]

Необходимо отметить, что, в целом, экологический аудит проводится на общих принципах аудита, определенных, Приказом Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181 «Об экологическом аудировании в си­стеме Госкомэкологии России», Феде­ральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разработанными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и утвержденными Правительством РФ в 2002 году.

Главной целью ЭА является получение достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального природопользования, для обеспечения экологической безопасности предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования управления природо­охранной деятельностью.[15]

Главная цель ЭА: не наказание, а поиск возможностей избежать последствий загрязнения ОС, которые могут обойтись предприятию не только потерей части прибыли, но и закрытием предприятия.

В рамках экологического аудита решаются следующие задачи [16]:

1. контроль достоверности выдаваемой предприятием эко­логической информации,

2. обоснование экологической стратегии и оценка состояния экологической политики организации,

3. проверка соответствия объекта экологическим требо­ваниям, и соблюдения предприятием экологического законодательства,

4. оценка существующей сис­темы управления охраной окру­жающей среды и здоровья ра­ботников,

5. оценка экологических рисков производства,

6. подготовка предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и повышению их эффективности; снижению финансового риска, связанного с негативным воздействием на ОС и т.д.

Рис. 4. Нормативно-правовое регулирование экоаудита в РФ [17]

 

Важнейшим принципом экологического аудита должно быть проведение данной процедуры третьей стороной (специализированными экологическими аудиторскими или консалтинговым фирмами) для обеспечения независимости и объективности аудиторского исследования. Отмечают следующие основные принципы[18]: комплексность аудита (охват и анализ всех социально-экономических и экологических показателей деятельности предприятий с ис­пользованием системных методов); объективность, достоверность и полноту представляемой информации; ответственность и компетентность аудиторов за выводы по результатам исследования; поддержка экологического аудита руководством или собственником объекта, разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита; конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите.

К основным функциям экоаудита относят[19]: оценку текущей деятельности компании, формирование приоритетов по осуществлению превентивных мер, направленных на выполнение экологических требований экологического законодательства; обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования и регулирования своей экологической политики; подготовку предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и снижению его финансового риска; проверку решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране ОПС; укрепление доверия к предприятию (компании) со стороны общественности, акционеров, правительства.

Объектом экологического аудита выступает субъект хозяйственной или иной деятельности, оказывающий прямое или опосредованное действие на окружающую среду, а также система управления воздействием на природную среду.[20] Т.е. к основным объектам экоаудита можно отнести: [21]:

· сырье,

· текущие операции предприятия, организации (производственные, технологические, коммерческие и др.),

· продукция,

· имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины, оборудование и пр.),

· выбросы в атмосферу, сточные воды, отходы,

· техника безопасности,

· положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей среды, программы охраны природной среды,

· экологический паспорт предприятия

· система управления предприятием,

· территории и административные образования разных уровней и др.

В целом, проанализировав ряд публикаций,[22] можно выделить следующий специфический инструментарий, применяемый в практике экоаудита, основные элементы которого отражены на рис. 5.

Рис. 5. Инструментарий экологического аудита [23]

В соответствии с официальным международным стандартом серии ИСО 14000, ЭА означает проверку и оценку характеристик системы эколо­гического управления, процедур экологического мониторинга, определение степени соответствия показателей загрязнения окружающей среды норма­тивным требованиям и т. п. Следовательно, можно отметить, что э коаудит – один из видов ревизионной или контролирующей деятельности в области соблюдения экологических требований на предприятии, организации.

Понятия экологического аудита и экологической ревизии близки друг к другу, и имеют лишь некоторые отличия:

· экоаудит является процедурой в значительной степени добровольной, проводится независимыми экспертами, его заключение имеет рекомендательный характер;

· экологическая ревизия носит контролирующий характер, проводится по инициативе вышестоящих или контролирующих организаций, ее заключение имеет обязательный, административно-предупредительный характер.

Экологическая ревизия (аудит) любых уровней предусматривает систематическую, документально подтверждаемую, периодическую или экстренную (в случае экстремальных ситуаций) оценку работы руководства и управленческой службы предприятия, оборудования с экологических позиций.

Экологическая ревизия проводится не только контролирующими организациями, следящими за выполнением экологического законодательства, рациональным и сбалансированным природопользованием, но и самими предприятиями в рамках собственных природоохранных мероприятий.

По форме и методологии проведения экологическая ревизия (аудит) включает:

– разработку мероприятий до проведения ревизии;

– реализацию мероприятий во время проведения ревизии на территории объекта аудита (сама ревизия);

– мероприятия по результатам ревизии.

Экоаудиторская группа. В большинстве предприятий зарубежных стран обязанности по проведению экологических ревизий возложены на специальное подразделение в составе экологического отдела. Это автономное подразделение проводит одновременно с экологическим аудитом проверку состояния соблюдения техники безопасности в комплексе. Более мелкие предприятия прибегают к услугам внешних аудиторов.

В проверяющую группу входят от 2 до 7-8 человек профессиональных ревизоров-аудиторов. Обычно это специалисты различных областей знаний, включая специфику ревизуемого предприятия. При необходимости приглашаются эксперты-консультанты, представители науки, представители головной организации проверяемого предприятия и др.

Перед экоаудированием аудиторы могут провести оценку (совместно с общим аудитом) из­держек, связанных с использова­нием природных ресурсов, разме­щением твердых отходов, эконо­мии финансовых средств, связан­ных с кредитными и иными льго­тами при внедрении ресурсосберегающих тех­нологий, использовании нетради­ционных видов энергии и т д, определить экологическую стра­тегию и политику предприятия, предоставить информацию о контролирующих ор­ганизациях, и др.

Можно предложить следующую классификацию основных виды экоаудита, представленную в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Классификация видов экологического аудита [24].

№ п/п Признак классификации Вид экологического аудита
1. С позиций требования законодательства обязательный и инициативный (добровольный)
2. В зависимости от положения аудитора к заказчику внутренний и внешний
3. По этапам экоаудита подготовительный, основной, завершающий
4. По характеру целей и задач сокращенный, полный, комплексный, функциональный, институциональный
5. По признаку реальности реальный (текущий) и перспективный
6. По форме контроля информационный, предупредительный, карательный
7. По периодичности первичный, периодический, систематический
8. По степени охвата сплошной и выборочный
9. По методам документальный, оценочный, фактический, автоматизированный
10. По стадиям производственной деятельности организационный, финансово-экономический, технологический
11. По масштабам использования общий и частный
12. По направлениям и объектам Аудит промышленного производства, аудит инвестиционных процессов, аудит при приватизации и смене прав собственности, аудит процедур экологического мониторинга, аудит лицензируемой деятельности, аудит систем управления качеством окружающей среды, аудит как элемент страхования, аудит уровня экологических рисков, аудит выпускаемой продукции, аудит обращения отходов производства и потребления, инспекционный экоаудит, аудит при подготовке соглашений о разделе продукции, аудит соответствия требованиям природоохранного законодательства, аудит природопользования (недропользования, водопользования, рекреационный и др.), муниципальный аудит, аудит территорий.

 

К основным формам ЭА относят:

– добровольный экоаудит, проводимый по инициативе предприятия,

– обязательный экоаудит, проводимый по специальному разрешению государственных органов, настоянию акционеров или населения близлежащих районов,

– внешний ЭА и

– внутренний.

По сути своей изначально ЭА был сугубо добровольным, но система рыночных отношений делает его выну­жденным. Вот несколько примеров.

Всемирный банк создал еще в 80-е годы систему экологической оценки, которая является обязательной для финансируемых банком проектов. Крупные пенсионные фонды в целях защиты интересов своих акционе­ров перед принятием решения об инвестировании проводят ЭА. ЕЭС намерено закрыть рынок для предприятий, не имеющих сертифи­ката ЕМАS. Без ЭА невозможно осуществить целый ряд страховых услуг. В США покупка недвижимости или организация нового дела подразумевают предварительный ЭА. Компании, не осведомленные об экологическом состоянии своей недвижимости, рискуют понести весьма серьезные убытки.

Внутренний ЭА проводится самим предприятием, возможно с привле­чением специалистов со стороны. Он обеспечивает самоконтроль и является элементом экологического менеджмента.

Внешний ЭА проводится либо по инициативе предприятия (добровольный), либо по требованию какой-либо заинтересованной организации (инвестора, банка, фонда, прокуратуры, по решению суда, при приватизации и т. п.). В этом варианте он является обязательным и его осуществляют независимые аудиторы или фирмы возможно с привлечением техниче­ских специалистов проверяемого предприятия. Целью внешнего ЭА являет­ся: получение кредитов, инвестиций, улучшение экономических показате­лей, сертификация по системе ЕМАS, повышение благоприятного обще­ственного мнения и т. п.

Экологический аудит является важным инструментом экологического менеджмента. Он помогает выявить слабые места в хозяйственной деятельности предприятия и обусловленные этим финансовые и экологические риски, возможности возникновения аварий. Экологический аудит также обеспечивает степень участия в производственной и коммерческой деятельности такой группы заинтересованных лиц, как страховщики, финансисты и деловые партнеры на уровне, на котором предприятие структурно управляет своим экологическим риском и техникой безопасности. С его помощью, возможно, улучшить отношения между природопользователями и контролирующими органами, добиться экономии средств, оценить эффективность природоохранных мероприятий.

Использование экологического аудита важно при решении спорных вопросов в судопроизводстве в случаях несогласия предприятий с суммой предъявляемых им экологических исков. Экоаудит обеспечивает возможность проведения детального анализа финансового состояния предприятия, оценить степень влияния необходимых инвестиций в различные сферы деятельности предприятия, связанные с проблемами окружающей среды на будущее финансовое положение и деятельность предприятия.

Экологический аудит является значительным моментом в разработке и развитии стратегии бизнеса, залогом успеха деятельности предприятия в результате повышения его конкурентоспособности в условиях возрастающей экологизации рынка и потребителей за счет:

– снижения себестоимости производимой продукции в результате экономии энергии, сырья и природных ресурсов,

– отсутствия расходов, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за превышение нормативов и лимитов по сбросу и выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду,

– оптимизации вопросов управления и снижения объемов образующихся отходов.

 

 


[1] Конобеев Ю.В. Основы экологического бухгалтерского учета: Научно-практ. пособие. – Ростов-н/Д., 2000. С. 69; Экологический учет для предприятий/Конференция ООН по торговле и развитию: пер. с англ.– М.,1997. С.6.

[2] Ибатуллин У.Г., Ибатуллина С.М. Рынок экологических услуг: экологический аудит// Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2002. № 2. С.65.

 

[3] «Об аудиторской деятель­ности в Российской Федерации». Указ Президента РФ № 2263 от 22.12.93г.// РГ., № 239 от 29.12. 1993.

[4]ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001г. № 119-ФЗ// РГ ., № 151-152 от 9.08.2001г.

[5] Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. – М., 2000. С.65-66; Серов Г.П., Байдаков С.Л. Экологический аудит. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». – М., 2002. С.19.

[6] «О классификаторе правовых актов». Указ Президента РФ № 511 от 15.03.2000г. (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129) // «Российская газета» № 57 от 23.03.2000.

[7] Источник: Сергеева Т.В. Экологический аудит: Учеб. пособие. – М., 2005. С. 22.

[8] Шевчук А.В., Шибаева И.Н. Экологический аудит и охрана окружающей среды в РФ//Экология и промышленность.1997. № 7. С.30; Кудрявцева О.В. Основы экологического аудита // Вестник МГУ.Сер.6. Экономика. 2000. № 4. С. 80.

[9] Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). – М., 1999. С.18; Шестаков А. С. Экологический аудит: вопросы теории и практики // Эко­логическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 1999.№ 1. С. 96.

[10] Макаров С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование и перспективы его развития в РФ/ Экологический учет и аудит: Сб. статей.– М., 1997. С. 11-12.

[11] Вешкурцева Е.А. Система экологического аудирования в РФ как вид деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования//Экологическая экспертиза. Обзор.инф-ция ВИНИТИ. 2005. №2. С.67

[12] Источник: Саенко К.С. Учет экологических затрат. – М., 2005. С. 280.

[13] Составлен автором по источникам: Юсупов Т.З. Экологический аудит: понятие, значение и содержание//Юрист. 2004. №4. С.26-29; Вешкурцева Е.А. Экологический аудит: проблемы становления и развития в России// Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2004. № 6. С.74-81.

[14] Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России. 2004. № 1. С. 29-33.

[15]Шевчук А.В. Развитие экологического аудита в Российской Федерации// Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. №2. С.112-120; Мотосова Е.А. Научно-практические основы экологического аудита предприятия//Экоаудит и проблемы экологической безопасности. 2003.№1. С.11-19.

[16] Коломиец Ю. Экологический аудит// Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 6. С. 29; Гринин А.С. Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: Учеб. Пособие. – М., 2001. С. 149-155.

[17] Составлен автором по: Сергеева Т.В. Экологический аудит: Учеб. пособие. – М., 2005. С.26; Никитин А.Т., Степанов С.А.и др. Основы экологического аудита. – М., 2001. С. 256-274; Юсупов Т.З. Экологический аудит: понятие, значение и содержание//Юрист. 2004. № 4. С. 26-29.

[18] ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. – М.: Госстандарт, 1999; Шевчук А.В. Развитие экологического аудита в Российской Федерации// Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. №2. С. 117.

[19] Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998. С. 167-170; материалы интернет-сайта ЗАО «Экоаудит»//www. ecology.ufacom.ru.

[20] Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России.2004.№ 1. С. 29-33.

[21] Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998. С. 167-170; Пашков Е.В. и др. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления.- М., 1997. С. 102-103.

[22] Хачумов С.В. Интегрированный эколого-экономический аудит//Экономика природопользования. ВИНИТИ. Обзор. инф-ция. 2003. №3. С.76; Тимофеева С.С. Экологический менеджмент. – Ростов н/Д., 2004. С.186-192; Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент.– СПб, 2003. С.443-450.

[23] Составлен автором.

[24] Составлена автором по:Саенко К.С. Учет экологических затрат. – М., 2005. С. 275-277; Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России. 2004. №1. С.29-33; Вешкурцева Е.А. Система экологического аудирования в РФ как вид деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования// Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2005.№ 2. С.66-70; Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России. 2004. №2,. С.18-19; Лопатин В.Н., Умеров Р.З. Механизмы аудита, ОВОС и экспертизы в целях страхования природопользования//Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2003. № 5. С. 2-4.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксергия потока рабочего тела | Шумовое загрязнение среды обитания. Защита от шума
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.