КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 13. Экологический аудит (ревизия)
В период рыночных преобразований экономики страны для успешного практического решения вопросов управления экологизацией природопользования необходимо расширение и модернизация средств и методов экономического регулирования. Одним из таких эффективных инструментов управления охраной окружающей среды и использования природных ресурсов должен стать экологический аудит. В системе современного экологоориентированного управления выделяют следующие 5 основных составляющих любого управленческого процесса: планирование, организацию, мотивацию, учет и контроль. В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001, организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности. Контроль над экологическими аспектами деятельности производства осуществляется путем мониторинга экологических показателей, создания системы экологического учета предприятия и регулярного проведения в рамках системы экоменеджмента экологического аудита. Экологический аудит должен быть основан на экологическом учете. В соответствии с системным комплексным подходом экологический учет является частью управленческого учета и объединяет в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации экономико-экологической информации, которые бы позволили принимать на его основе соответствующие управленческие решения. Следует отметить, что в термин «экологический учет» («учет природоохранной деятельности») разными авторами[1] вкладывается различный смысл. На уровне национального счетоводства он истолковывается как учет, относящийся к физическим запасам природных ресурсов, к стоимостной оценке деградации окружающей среды и соответствующим затратам на природоохранные меры, а также к расчету истинного (или «зеленого») ВВП. На уровне предприятий учет природоохранной деятельности может быть использован в контексте методик внутреннего (управленческого) учета, финансового учета для целей представления внешней отчетности, а также анализа физических потоков сырья по методу «затраты – выпуск».
Связь между учетом природоохранной деятельности и экологическим аудитом чрезвычайно тесна, и, прежде всего, обусловлена критерием проверяемости качественных и количественных характеристик данных экологического учета и контрольной функцией экоаудита (ревизии). ЭА возник в 70-е годы в США в отраслях промышленности, наиболее опасных для окружающей среды. В Европе он получил распространение, чуть позже в Голландии, Скандинавских странах и Великобритании. ЭА был в то время своеобразной защитной реакцией на ряд крупных экологических катастроф и последовавших за ними огромных судебных исков, приведших к серии банкротств. Первый закон, регламентирующий ЭА, появился в США в 1983 г. В 1989 г. Международная торговая палата опубликовала документ, заложивший основы так называемого внутреннего ЭА, рассматриваемого как процедура самоконтроля и инструмент внутреннего менеджмента. В 1993г. директивой ЕЭС были утверждены "Правила экологического управления и экологического аудита", которые вступили в силу с 1995г. под аббревиатурой ЕМА5 (Епviromental Маnagment Аudid Schemе). В ряде развитых стран, начиная с 90-х годов, приняты различные национальные стандарты в этой области. В апреле 1995 г. Европейским Союзом был принят пакет документов – Международные стандарты серии ISO 14000, в которых отражены основы, принципы и критерии экоменеджмента и экоаудита. Экологический аудит, который был изначально введен как средство защиты интересов предпринимательских структур, помогает снизить уровень риска для окружающей среды и здоровья людей, содействует совершенствованию регулирования природоохранной деятельности.
Устоявшихся определений экоаудита, несмотря на определенный накопленный опыт, как за рубежом, так и в нашей стране пока не существует. В настоящее время деятельность по проведению экологического аудита, ее цели, задачи, объекты и само понятие экоаудита не определены на уровне федерального законодательства. Вследствие этого в действующих подзаконных актах РФ экологический аудит определяется различными терминами, разные авторы ставят перед экологическим аудитом различные цели и задачи. Чаще всего под экологическим аудитом понимают систематическую, периодическую, подкрепленную документами объективную оценку результатов хозяйственной деятельности предприятий с учетом их экономических целей и приоритетов, а также соответствие данной деятельности критериям экоправа, экостандартам, эконормативам и т.д. То есть, под экоаудитом обычно подразумевается вневедомственная независимая оценка, анализ, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности. По мнению ученых,[2] существует целый ряд определений экоаудита, среди которых можно выделить 4 основных подхода к данному понятию: послепроектная экспертиза, проверка соответствия нормативным экологическим требованиям, экологическая составляющая обычного финансового аудита, проверка системы управления охраной окружающей среды (экоменеджмента) на предприятии. Предпосылкой понимания сущности экоаудита и формирования его концепции должно служить определение места экологического аудирования в системе общего аудита. Это связано с увеличением объема и значимости природоохранных затрат в финансовой деятельности предприятий, поэтому недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового положения организаций, формирующейся в бухгалтерском учете и отчетности. Термин «аудит», «аудирование» заимствован из финансового менеджмента и означает проверку финансовой отчетности и счетов организации, а также оценку иных параметров и анализ полного цикла функционирования организации и окружающей ее среды, выходя за рамки бухгалтерского учета. С середины 70-х годов, данный термин стал применяться в области экологии.
В России понятие аудита было введено Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22.12.93г. № 2263.[3] В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001г. № 119-ФЗ[4] аудит определяется как предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг. В России, по мнению ряда авторов[5], сформировались две основные концепции развития аудиторских фирм. Первая — включает ограничение аудита вопросами бухгалтерского учета и налогообложения. Вторая — предполагает постепенное комплексное развитие аудиторской фирмы, собственные разработки информационных систем, методологии проведения бизнес-аудита, экологического аудита. В соответствии с Классификатором правовых актов[6] (110.010.100), одобренным Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511, экологический аудит является видом общего аудита (рис. 1). Следовательно, можно сделать вывод о том, что экоаудит, по сути, является одной из составных частей общего аудита предприятия, т.е. экономическим видом хозяйственной деятельности, осуществляемым по общим принципам и нормам аудита в России. Рис. 1. Место экоаудита в системе аудиторской деятельности в РФ [7] Тесная законодательная увязка экологического аудита с финансовым (общим) аудитом, необходима, прежде всего, для того, чтобы результаты экоаудита могли непосредственным образом оказывать влияние на извлечение экономических выгод и, таким образом расширять границы финансовых и капитальных вложений, мотивацией которых служит коммерческий интерес, связанный с доходами от деятельности организации в экологической сфере и уменьшением экологических рисков.
В литературе[8] считается, что сходство между экологическим и финансовым аудитом заключается в том, что они базируются на общих принципах: объективности, независимости, компетентности аудиторов; предоставлении заказчику информации о дополнительных возможных действиях, позволяющих существенно повысить эффективность управления и получить дополнительную прямую или косвенную экономическую выгоду; конфиденциальности получаемых данных; создании рынка аудиторских услуг. Между тем существуют принципиальные отличия между финансовым и экологическим аудитом. Из сравнения экологического аудита с финансовым следует, что экоаудит является добровольным видом деятельности, который осуществляется на основе разработанных базовых положений и принципов и не имеет жесткой регламентации и ограничений. До сих пор в отечественной практике были известны и достаточно широко применялись лишь две основные процедуры учета экологических факторов при реализации новых проектных и иных решении – оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза (ЭЭ). В большинстве развитых стран наравне с данными обязательными процедурами в качестве такой экологической инвентаризации, оценки используется экологический аудит, который становится неотъемлемой частью, важным инструментом системы экологического менеджмента, как предприятия, так и территории. Прежде всего, необходимо четко определить, в чем отличие экоаудита от других видов экологического сопровождения хозяйственной деятельности (ЭСХД), известных в России. Необходимо отметить различия экоаудита и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), выделяемые рядом авторов.[9] ОВОС – это общая процедура разработки и обоснования, намечаемых экологически значимых решений и действий с учетом всех требований экологического законодательства, а также любых сторон хозяйственной деятельности. ОВОС относится к предпроектной и проектной стадиям осуществления хозяйственной деятельности. Экоаудит же принципиально отличается от ОВОС именно этапом его проведения. Он относится к уже реализованной деятельности и достигнутым результатам, к уже реально существующим и функционирующим объектам, т.е. по сути, является эколого-экономической оценкой и анализом послепроектной стадии. Однако это не означает, что экоаудит является альтернативой ОВОС. При определенных условиях возможно и необходимо проведение обеих процедур, т.е. материалы экоаудита могут быть использованы при подготовке ОВОС или отдельные этапы разработки ОВОС могут включать в себя осуществление экоаудиторских программ для получения дополнительной объективной комплексной информации. Экологическое аудирование в большей степени определяет и оценивает проблемы. Опираясь на независимые квалификационные анализы и оценки, нетрадиционные точки зрения и подходы, комплексное рассмотрение проблем, определение приоритетов и направлений сосредоточения усилий, повышение эффективности использования уже имеющихся методов и средств, экологический аудит позволяет быстрее и легче получать реальные результаты. По своей сути, он представляет собой самостоятельный профессиональный негосударственный вид экологической деятельности, взаимосвязанный с государственным и производственным экологическим контролем. Важным для понимания сущности экоаудирования, по мнению некоторых ученых,[10] имеют различия между государственным экологическим контролем и экологическим аудитом. Государственный экологический контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленная на соблюдение действующего природоохранного законодательства. Эта деятельность, в отличие от экоаудита, носит строго обязательный и формально регламентированный характер, закрепленный в соответствующих юридических документах, а также связана с различными формами эколого-правовой ответственности. Экологический аудит носит преимущественно добровольный характер, формально строго не регламентирован и непосредственно не влечет эколого-правовой ответственности. Обусловлено это, прежде всего его сущностью, которая заключается в том, что это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, имеющих соответствующую лицензию на ее проведение и направленная в первую очередь на повышение эффективности экоменеджмента, включая и оценку соответствия действующему природоохранному законодательству. Роль экоаудита в системе экологического контроля и управления в России показана на схеме взаимосвязи видов экологической деятельности в процессе анализа, оценки, принятия и реализации плановых и проектных решений, связанных с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов (рис. 2). Таким образом, в России существует несколько подходов к пониманию сущности экологического аудита, основные из которых можно представить на рис. 3. В ряде стран для достижения экологической эффективности, снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду и создания условий для выпуска конкурентоспособной продукции в 90-х гг. были разработаны и приняты различные национальные стандарты в данной области и международные стандарты серии ISO 14000. Для методического обеспечения и нормативной регламентации проведения экологического аудита разработана специальная группа международных стандартов (ИСО 14010, 14011, 14012), которые содержат руководящие указания по вопросам проведения экоаудита, основных принципов его процедуры, квалификационных критериев экоаудиторов. В настоящее время эти стандарты приняты и введены в действие постановлением Госстандарта России от 21.10.1998 г. № 378 в качестве государственных стандартов РФ.[11]
Рис. 2. Место экоаудита в системе экологического контроля [12] Вся совокупность нормативно-правовых актов, которые закрепляют экологический аудит как самостоятельную правовую категорию и рассматриваются в качестве основ правового регулирования экологического аудирования, может быть представлена в виде схемы (рис. 4). К числу нормативно-правовых документов, регулирующих данную деятельность, также можно отнести: «Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр», Приказ Минприроды РФ от 21.11.95 № 469 «Порядок реализации мероприятий по учету экологического фактора при приватизации государственных имуниципальных предприятий», Приказ Минприроды от 23.01.95 № 18 «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде», а также Распоряжение Госкомимущества иМинприроды РФ от 08.06.95 № 791-р/ «Об учете экологического фактора при приватизации государственных (муниципальных) предприятий, признанных экологически опасными». Рис. 3. Основные подходы к пониманию сущности понятия «экологический аудит» в России [13] В настоящий момент Министерством природных ресурсов РФ разработан проект Федерального Закона «Об экологическом аудите». Принятие данного законодательного акта позволит определить область применения экоаудита, порядок его проведения и финансирования в зависимости от вида (добровольный и обязательный), юридический статус экоаудиторского заключения, ответственность экоаудиторов, оформить использование механизма экологического аудита в работе государственных природоохранных органов.[14] Необходимо отметить, что, в целом, экологический аудит проводится на общих принципах аудита, определенных, Приказом Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, разработанными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и утвержденными Правительством РФ в 2002 году. Главной целью ЭА является получение достоверной информации, необходимой для обоснования решений по вопросам рационального природопользования, для обеспечения экологической безопасности предприятий, улучшения качественного состояния окружающей среды и совершенствования управления природоохранной деятельностью.[15] Главная цель ЭА: не наказание, а поиск возможностей избежать последствий загрязнения ОС, которые могут обойтись предприятию не только потерей части прибыли, но и закрытием предприятия. В рамках экологического аудита решаются следующие задачи [16]: 1. контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации, 2. обоснование экологической стратегии и оценка состояния экологической политики организации, 3. проверка соответствия объекта экологическим требованиям, и соблюдения предприятием экологического законодательства, 4. оценка существующей системы управления охраной окружающей среды и здоровья работников, 5. оценка экологических рисков производства, 6. подготовка предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и повышению их эффективности; снижению финансового риска, связанного с негативным воздействием на ОС и т.д. Рис. 4. Нормативно-правовое регулирование экоаудита в РФ [17]
Важнейшим принципом экологического аудита должно быть проведение данной процедуры третьей стороной (специализированными экологическими аудиторскими или консалтинговым фирмами) для обеспечения независимости и объективности аудиторского исследования. Отмечают следующие основные принципы[18]: комплексность аудита (охват и анализ всех социально-экономических и экологических показателей деятельности предприятий с использованием системных методов); объективность, достоверность и полноту представляемой информации; ответственность и компетентность аудиторов за выводы по результатам исследования; поддержка экологического аудита руководством или собственником объекта, разработка и принятие необходимых мер по результатам проведения аудита; конфиденциальный характер информации, получаемой при аудите. К основным функциям экоаудита относят[19]: оценку текущей деятельности компании, формирование приоритетов по осуществлению превентивных мер, направленных на выполнение экологических требований экологического законодательства; обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования и регулирования своей экологической политики; подготовку предложений по организации природоохранной деятельности на предприятии и снижению его финансового риска; проверку решений руководства по вопросам, имеющим отношение к охране ОПС; укрепление доверия к предприятию (компании) со стороны общественности, акционеров, правительства. Объектом экологического аудита выступает субъект хозяйственной или иной деятельности, оказывающий прямое или опосредованное действие на окружающую среду, а также система управления воздействием на природную среду.[20] Т.е. к основным объектам экоаудита можно отнести: [21]: · сырье, · текущие операции предприятия, организации (производственные, технологические, коммерческие и др.), · продукция, · имущество (земельные участки, природные объекты, здания и сооружения, машины, оборудование и пр.), · выбросы в атмосферу, сточные воды, отходы, · техника безопасности, · положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей среды, программы охраны природной среды, · экологический паспорт предприятия · система управления предприятием, · территории и административные образования разных уровней и др. В целом, проанализировав ряд публикаций,[22] можно выделить следующий специфический инструментарий, применяемый в практике экоаудита, основные элементы которого отражены на рис. 5. Рис. 5. Инструментарий экологического аудита [23] В соответствии с официальным международным стандартом серии ИСО 14000, ЭА означает проверку и оценку характеристик системы экологического управления, процедур экологического мониторинга, определение степени соответствия показателей загрязнения окружающей среды нормативным требованиям и т. п. Следовательно, можно отметить, что э коаудит – один из видов ревизионной или контролирующей деятельности в области соблюдения экологических требований на предприятии, организации. Понятия экологического аудита и экологической ревизии близки друг к другу, и имеют лишь некоторые отличия: · экоаудит является процедурой в значительной степени добровольной, проводится независимыми экспертами, его заключение имеет рекомендательный характер; · экологическая ревизия носит контролирующий характер, проводится по инициативе вышестоящих или контролирующих организаций, ее заключение имеет обязательный, административно-предупредительный характер. Экологическая ревизия (аудит) любых уровней предусматривает систематическую, документально подтверждаемую, периодическую или экстренную (в случае экстремальных ситуаций) оценку работы руководства и управленческой службы предприятия, оборудования с экологических позиций. Экологическая ревизия проводится не только контролирующими организациями, следящими за выполнением экологического законодательства, рациональным и сбалансированным природопользованием, но и самими предприятиями в рамках собственных природоохранных мероприятий. По форме и методологии проведения экологическая ревизия (аудит) включает: – разработку мероприятий до проведения ревизии; – реализацию мероприятий во время проведения ревизии на территории объекта аудита (сама ревизия); – мероприятия по результатам ревизии. Экоаудиторская группа. В большинстве предприятий зарубежных стран обязанности по проведению экологических ревизий возложены на специальное подразделение в составе экологического отдела. Это автономное подразделение проводит одновременно с экологическим аудитом проверку состояния соблюдения техники безопасности в комплексе. Более мелкие предприятия прибегают к услугам внешних аудиторов. В проверяющую группу входят от 2 до 7-8 человек профессиональных ревизоров-аудиторов. Обычно это специалисты различных областей знаний, включая специфику ревизуемого предприятия. При необходимости приглашаются эксперты-консультанты, представители науки, представители головной организации проверяемого предприятия и др. Перед экоаудированием аудиторы могут провести оценку (совместно с общим аудитом) издержек, связанных с использованием природных ресурсов, размещением твердых отходов, экономии финансовых средств, связанных с кредитными и иными льготами при внедрении ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и т д, определить экологическую стратегию и политику предприятия, предоставить информацию о контролирующих организациях, и др. Можно предложить следующую классификацию основных виды экоаудита, представленную в виде таблицы 1. Таблица 1. Классификация видов экологического аудита [24].
К основным формам ЭА относят: – добровольный экоаудит, проводимый по инициативе предприятия, – обязательный экоаудит, проводимый по специальному разрешению государственных органов, настоянию акционеров или населения близлежащих районов, – внешний ЭА и – внутренний. По сути своей изначально ЭА был сугубо добровольным, но система рыночных отношений делает его вынужденным. Вот несколько примеров. Всемирный банк создал еще в 80-е годы систему экологической оценки, которая является обязательной для финансируемых банком проектов. Крупные пенсионные фонды в целях защиты интересов своих акционеров перед принятием решения об инвестировании проводят ЭА. ЕЭС намерено закрыть рынок для предприятий, не имеющих сертификата ЕМАS. Без ЭА невозможно осуществить целый ряд страховых услуг. В США покупка недвижимости или организация нового дела подразумевают предварительный ЭА. Компании, не осведомленные об экологическом состоянии своей недвижимости, рискуют понести весьма серьезные убытки. Внутренний ЭА проводится самим предприятием, возможно с привлечением специалистов со стороны. Он обеспечивает самоконтроль и является элементом экологического менеджмента. Внешний ЭА проводится либо по инициативе предприятия (добровольный), либо по требованию какой-либо заинтересованной организации (инвестора, банка, фонда, прокуратуры, по решению суда, при приватизации и т. п.). В этом варианте он является обязательным и его осуществляют независимые аудиторы или фирмы возможно с привлечением технических специалистов проверяемого предприятия. Целью внешнего ЭА является: получение кредитов, инвестиций, улучшение экономических показателей, сертификация по системе ЕМАS, повышение благоприятного общественного мнения и т. п. Экологический аудит является важным инструментом экологического менеджмента. Он помогает выявить слабые места в хозяйственной деятельности предприятия и обусловленные этим финансовые и экологические риски, возможности возникновения аварий. Экологический аудит также обеспечивает степень участия в производственной и коммерческой деятельности такой группы заинтересованных лиц, как страховщики, финансисты и деловые партнеры на уровне, на котором предприятие структурно управляет своим экологическим риском и техникой безопасности. С его помощью, возможно, улучшить отношения между природопользователями и контролирующими органами, добиться экономии средств, оценить эффективность природоохранных мероприятий. Использование экологического аудита важно при решении спорных вопросов в судопроизводстве в случаях несогласия предприятий с суммой предъявляемых им экологических исков. Экоаудит обеспечивает возможность проведения детального анализа финансового состояния предприятия, оценить степень влияния необходимых инвестиций в различные сферы деятельности предприятия, связанные с проблемами окружающей среды на будущее финансовое положение и деятельность предприятия. Экологический аудит является значительным моментом в разработке и развитии стратегии бизнеса, залогом успеха деятельности предприятия в результате повышения его конкурентоспособности в условиях возрастающей экологизации рынка и потребителей за счет: – снижения себестоимости производимой продукции в результате экономии энергии, сырья и природных ресурсов, – отсутствия расходов, связанных с выплатой штрафов и компенсаций за превышение нормативов и лимитов по сбросу и выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду, – оптимизации вопросов управления и снижения объемов образующихся отходов.
[1] Конобеев Ю.В. Основы экологического бухгалтерского учета: Научно-практ. пособие. – Ростов-н/Д., 2000. С. 69; Экологический учет для предприятий/Конференция ООН по торговле и развитию: пер. с англ.– М.,1997. С.6. [2] Ибатуллин У.Г., Ибатуллина С.М. Рынок экологических услуг: экологический аудит// Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2002. № 2. С.65.
[3] «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Указ Президента РФ № 2263 от 22.12.93г.// РГ., № 239 от 29.12. 1993. [4]ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7.08.2001г. № 119-ФЗ// РГ ., № 151-152 от 9.08.2001г. [5] Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. – М., 2000. С.65-66; Серов Г.П., Байдаков С.Л. Экологический аудит. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». – М., 2002. С.19. [6] «О классификаторе правовых актов». Указ Президента РФ № 511 от 15.03.2000г. (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129) // «Российская газета» № 57 от 23.03.2000. [7] Источник: Сергеева Т.В. Экологический аудит: Учеб. пособие. – М., 2005. С. 22. [8] Шевчук А.В., Шибаева И.Н. Экологический аудит и охрана окружающей среды в РФ//Экология и промышленность.1997. № 7. С.30; Кудрявцева О.В. Основы экологического аудита // Вестник МГУ.Сер.6. Экономика. 2000. № 4. С. 80. [9] Букс И.И., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). – М., 1999. С.18; Шестаков А. С. Экологический аудит: вопросы теории и практики // Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 1999.№ 1. С. 96. [10] Макаров С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование и перспективы его развития в РФ/ Экологический учет и аудит: Сб. статей.– М., 1997. С. 11-12. [11] Вешкурцева Е.А. Система экологического аудирования в РФ как вид деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования//Экологическая экспертиза. Обзор.инф-ция ВИНИТИ. 2005. №2. С.67 [12] Источник: Саенко К.С. Учет экологических затрат. – М., 2005. С. 280. [13] Составлен автором по источникам: Юсупов Т.З. Экологический аудит: понятие, значение и содержание//Юрист. 2004. №4. С.26-29; Вешкурцева Е.А. Экологический аудит: проблемы становления и развития в России// Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2004. № 6. С.74-81. [14] Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России. 2004. № 1. С. 29-33. [15]Шевчук А.В. Развитие экологического аудита в Российской Федерации// Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. №2. С.112-120; Мотосова Е.А. Научно-практические основы экологического аудита предприятия//Экоаудит и проблемы экологической безопасности. 2003.№1. С.11-19. [16] Коломиец Ю. Экологический аудит// Экономика сельского хозяйства России. 2004. № 6. С. 29; Гринин А.С. Орехов Н.А., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: Учеб. Пособие. – М., 2001. С. 149-155. [17] Составлен автором по: Сергеева Т.В. Экологический аудит: Учеб. пособие. – М., 2005. С.26; Никитин А.Т., Степанов С.А.и др. Основы экологического аудита. – М., 2001. С. 256-274; Юсупов Т.З. Экологический аудит: понятие, значение и содержание//Юрист. 2004. № 4. С. 26-29. [18] ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. – М.: Госстандарт, 1999; Шевчук А.В. Развитие экологического аудита в Российской Федерации// Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1998. №2. С. 117. [19] Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998. С. 167-170; материалы интернет-сайта ЗАО «Экоаудит»//www. ecology.ufacom.ru. [20] Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России.2004.№ 1. С. 29-33. [21] Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998. С. 167-170; Пашков Е.В. и др. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления.- М., 1997. С. 102-103. [22] Хачумов С.В. Интегрированный эколого-экономический аудит//Экономика природопользования. ВИНИТИ. Обзор. инф-ция. 2003. №3. С.76; Тимофеева С.С. Экологический менеджмент. – Ростов н/Д., 2004. С.186-192; Пахомова Н.В., Эндрес А., Рихтер К. Экологический менеджмент.– СПб, 2003. С.443-450. [23] Составлен автором. [24] Составлена автором по:Саенко К.С. Учет экологических затрат. – М., 2005. С. 275-277; Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России. 2004. №1. С.29-33; Вешкурцева Е.А. Система экологического аудирования в РФ как вид деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования// Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2005.№ 2. С.66-70; Мажайский Ю.А., Дорохина О.Е. Экологический аудит в системе управления и сертификации// Экологический вестник России. 2004. №2,. С.18-19; Лопатин В.Н., Умеров Р.З. Механизмы аудита, ОВОС и экспертизы в целях страхования природопользования//Экологическая экспертиза. Обзор. инф-ция ВИНИТИ. 2003. № 5. С. 2-4.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |