Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 35 Машины для укладки проката

Признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью и т.п., в частности;

Признание капитализма в России упадком, регрессом;

Гегемоном (проводником) социалистической революции в России может стать только крестьянство, а не рабочий класс, как утверждают марксисты. Крестьянство — самая многочисленная социальная группа в России, оно является главным носителем общинного начала и ему близки идеалы социализма.

Россия должна миновать капиталистическую стадию общественного развития, так как буржуазное общество практически не способно эволюционировать в социалистическое.

Российское общество может перейти к социализму естественным путем (без кровавого переворота) при условии эволюции общинных отношений, отмены крепостного права и введения гражданских свобод.

Российское общество традиционно базируется на принципах коллективизма (соборности). Общинная земельная собственность и самоуправление должны стать фундаментом для построения социализма в России.

Основой европейской цивилизации является индивидуализм, который только усиливается с развитием буржуазных отношений. Западный мир, построенный на частной собственности и инициативе, не смог и не сможет построить социалистическое общество, доказательством чего является поражение революции 1848 г.

Н.Г. Чернышевский (сын саратовского священника) жил, в отличие от А.И. Герцена, в России. С 1856 по 1862 гг., вместе с Н.А. Добролюбовым и Н.А. Некрасовым, он редактировал журнал «Современник». Чернышевский разделял взгляды Герцена, но считал, что социализм в России может наступить только в результате кровавой крестьянской революции. Однако крестьяне слишком патриархальны, необразованны и неорганизованны, поэтому им не обойтись без помощи людей убежденных, самоотверженных и решительных — профессиональных революционеров. Создание дееспособной революционной организации и воспитание пламенных борцов с самодержавием Чернышевский считал главными своими задачами. Образ «нового человека», революционера без страха и упрека, не признающего ценности и устои старого общества, отказавшегося от всех мирских благ и радостей во имя светлого будущего, Н.Г. Чернышевский создал в романе «Что делать?», который он написал, сидя в Петропавловской крепости (1862 — 1864 гг.). Книга оказалась на удивление бездарной, но герой-супермен Рахметов, а также план-схема грядущего «рая на земле» не на шутку взволновали публику, особенно, молодых людей. Зародившийся в конце 1850-х гг. среди молодежи крупных городов новый тип мировоззрения — нигилизм — получил художественное образное воплощение. Нигилисты подражали Рахметову: одевались и питались скромно, отказывались от развлечений, тренировали волю, но главное — насмехались над верой в Бога и цинично отрицали все идеалы «старого мира». Для многих из них нигилизм был всего лишь модой, но для некоторых — прямой дорогой в революционные организации.

Первая такая тайная революционная организация возникла при непосредственном участии Н.Г. Чернышевского летом 1861 г. в Петербурге. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в «Колоколе» — «Земля и воля». Ее создателями и лидерами являлись Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов. Организация объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословий: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.

Программа «Земли и воли» имела много общего с популярной в тот момент прокламацией «Великорусс» (1861 г.). Она включала требования созыва народного собрания и установления демократической республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. «Земля и воля» организовывалась как федерация кружков. Одним из отделений руководил автор известной нигилистической прокламации «Молодая Россия» студент П.Г. Заичневский. Практическая деятельность «Земли и воли» сводилась к изданию и распространению революционной литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. Революционеры готовились начать открытое выступление в 1863 г., когда, по их мнению, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот. Самым революционным регионом землевольцы считали Поволжье, где ими был создан т.н. «казанский заговор». Но уже в 1862 г. власти арестовали Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева, а также Н.А. Серно-Соловьевича, Н.В. Шелгунова и других лидеров «Земли и воли». В 1863 г. революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян, к тому же III отделение раскрыло «казанский заговор». Весной 1864 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг.

После самороспуска «Земли и воли» революционная деятельность не прекратилась. Уже осенью 1863 г., в Москве, разночинец Н.А. Ишутин, вдохновленный идеями и образами романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», создал тайное общество, лидерами которого (кроме самого Ишутина) стали Д.В. Каракозов, П.Д. Ермолов, И.А. Худяков и др. К 1865 г. кружок Ишутина превратился в довольно многочисленную организацию с несколькими филиалами. Ее члены ставили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. «Ишутинцы» пытались создавать мастерские (вейные, переплетные и др.) на артельных началах, чтобы на деле показать людям преимущества социалистического образа жизни, однако у них ничего не вышло.

В 1865 г. внутри ишутинской «Организации» сформировалась боевая группа «Ад», которая решила путем террора (цареубийства) подтолкнуть народ к началу «социальной революции». 4 апреля 1866 г., в Петербурге, Д. Каракозов стрелял в императора Александра II, но, к счастью, промахнулся. На вопрос государя: «Зачем ты стрелял в меня?» — арестованный террорист ответил: «Потому что ты обманул народ: обещал ему землю и не дал!». Это стало первым из шести покушений революционеров на Царя-Освободителя. Кружок «ишутинцев» был разгромлен.

В 1868 — 1869 гг. в Петербурге произошли крупные студенческие беспорядки. В это время на историческую арену вышел, пожалуй, самый одиозный деятель российского революционного движения — С.Г. Нечаев. В 1869 г. он создал глубоко законспирированную революционную организацию под названием «Народная расправа». Нечаев хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено и морально все, что служит делу «повсюдного разрушения» старого общества и осуществления революционной цели. С. Нечаев был аморальным человеком: он охотно шел на подлость, шантаж и провокацию, если это нужно было для «великого дела». Чтобы поднять свой авторитет в глазах подчиненных, Нечаев соврал им, что ему удалось бежать из Петропавловской крепости. Будучи за границей, он обманным путем сблизился с М.А. Бакуниным и втерся в доверие к Н.П. Огареву. От Бакунина Нечаев получил официальную поддержку I Интернационала, а от Огарева — 20 тыс. франков на «революционные надобности». В ноябре 1869 г. С. Нечаев организовал убийство одного из членов своей организации — студента И.И. Иванова. Полиция напала на след преступников, но Нечаеву удалось бежать. Разумеется, «Народная расправа» была разгромлена, а самого «вождя» в 1872 г. швейцарские власти выдали в руки российского правосудия.

Одновременно с «Народной расправой» в Петербурге возникло общество «чайковцев» (по имени одного из его членов — Н.В. Чайковского). Принципы деятельности данной организации являли собой антипод «нечаевщины». Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп (Москва, Одесса, Киев), в которых началась революционная деятельность многих видных представителей народничества: С.Л. Перовской, С.М. Кравчинского, А.И. Желябова, П.А. Кропоткина, Н.А. Морозова, М.А. Натансона и др. У «чайковцев» были связи с лидерами русской политической эмиграции (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Организация существовала в соответствии с принципами демократического централизма.

Проект программы «чайковцев» подготовил П.А. Кропоткин. Это был замечательный человек. Представитель древнего княжеского рода, он имел прекрасное образование (Пажеский корпус) и при этом добровольно выбрал службу в амурском казачьем войске, где участвовал в нескольких научных экспедициях, изучавших природу Сибири и Дальнего Востока. Наряду с М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткин справедливо считается одним из главных основоположников научного анархизма.

Программа «чайковцев» объявляла главной целью организации крестьянскую революцию. Однако сами крестьяне не поднимутся, их должны «распропагандировать» и подготовить к восстанию профессиональные революционеры, которым для этого необходимо максимально сблизиться с массами — совершить «хождение в народ».

Параллельно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института, А.В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников М.А. Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре легкомысленные молодые люди были арестованы.

Идеология революционного народничества

Народничество — основное направление российского революционного движения во второй половине XIX в. Его идейным фундаментом стала теория «общинного социализма», разработанная А.И. Герценом и Н.Г. Чернышевским. Идеологическое оформление народничества происходит на рубеже 1860 — 1870-х гг. Период наибольшего его влияния пришелся на 1870-е — начало 1880-х гг. В.И. Ленин (ярый противник народничества) так охарактеризовал его сущностные черты:

3) игнорирование связи «интеллигенции» и юридико-политических учреждений страны с материальными интересами определенных классов.

Народники полагали, что самой мощной политической силой является трудовой народпервую очередь, крестьянство ), который должен совершить социалистическую революцию. Свою миссию они видели в том, чтобы организовать массы и поднять их на борьбу, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Несмотря на то, что революционное народничество было единым течением общественно-политической мысли, в нем на рубеже 1860 — 1870-х гг. сформировались три основные направления.

Пропагандистское. Его создателем и главным идеологом был профессор математики П.Л. Лавров (1823 — 1900 гг.). Свои взгляды он изложил в «Исторических письмах». Главная мысль П.Л. Лаврова заключается в том, что «образованное общество» находится в неоплатном долгу перед простым народом, так как последний, прозябая в нищете и невежестве, своим трудом столетиями обеспечивает достойную жизнь привилегированных сословий. «Критически мыслящие личности» обязаны проникнуться чувством ответственности перед народом. Возвратить долг они могут только одним способом, подготовив народ к революции. Однако для этого революционная молодежь сама должна быть готова к борьбе. Ей необходимо получить соответствующие знания и развить свой характер, а уже потом «идти в народ» с целью пропаганды социалистических идей и нового образа жизни, чтобы разбудить, таким образом, «революционное сознание масс».

Бунтарское. Его создателем был основоположник научного анархизма — М.А. Бакунин (1814 — 1876 гг.) — соратник К. Маркса по I Интернационалу и … убежденный противник марксизма. В работе «Государственность и анархия» М.А. Бакунин развивает мысль, что любое государство (даже социалистическое) основано на насилии. Он категорически отвергал марксистскую идею пролетарской диктатуры и заявлял, что любое управление обществом, идущее «сверху вниз», губительно для народа. М.А. Бакунин предлагал создать вместо государства свободную федерацию («снизу вверх») крестьянских общин, рабочих союзов, профессиональных ассоциаций, областей и народов. В таком обществе недопустима частная собственность, и оно базируется на коллективном труде. Перейти к данному социальному устройству можно лишь в результате стихийного народного бунта. Россия — страна традиционно бунтарская и поэтому идеально подходит для начала мировой революции. Гегемоном бунта могут стать только люмпены (нищие, бродяги и т.д.), а не рабочий класс, как считал К. Маркс. Именно изгоям по-настоящему «нечего терять» в общественной жизни, и они всегда готовы к восстанию. Основная задача революционеров заключается в том, чтобы скоординировать действия народа, а после совершения революции не допустить возвращения к старым государственным порядкам.

Заговорщическое (бланкистское — по имени французского революционера О. Бланки). Его идеологию разработал юрист и талантливый публицист П.Н. Ткачев (1844 — 1885 гг.). В отличие от П.Л. Лаврова, он не хотел заниматься только «подготавливанием» революции, но вырабатывал пути ее осуществления. П.Н. Ткачев выступал также против анархизма М.А. Бакунина, считая, что государство должно сыграть важнейшую роль в обновлении общества. П.Н. Ткачев заявил, что «социальная революция» может быть проведена только небольшой, но хорошо подготовленной и сплоченной партией заговорщиков. Они захватят власть, проведут необходимые народу преобразования, после чего отойдут от дел, передав бразды правления в руки самого общества. По мнению П.Н. Ткачева, революционный заговор вполне осуществим, так как российское государство давно не пользуется поддержкой широких слоев населения. Однако для полной уверенности в успехе власть следует ослабить. Одним из самых эффективных средств «расшатывания» старого режима П.Н. Ткачев считал политический террор.

«Хождение в народ»

Впервые идею максимального сближения революционеров с народом высказал А.И. Герцен. В статье «Исполин просыпается» он обратился к радикально настроенной молодежи: «В народ, к народу — вот ваше место». С подобными же лозунгами выступали П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. К 1874 г. народники уже накопили достаточные силы для начала решительных действий. Революционная теория должна была соприкоснуться с практикой.

Весной 1874 г. тысячи молодых людей (в основном студентов) в разных районах страны (около 40 губерний), переодевшись в крестьянское и рабочее платье, отправились «пробуждать революционное сознание народа». Они выбрали метод «летучей» пропаганды. Переходя из деревни в деревню, народники выступали на сходках, беседовали с крестьянами, раздавали революционную литературу. Важно заметить, что идейного единства у пропагандистов не было. Одни («бакунисты») призывали к немедленному бунту, другие («лавристы») пытались объяснить крестьянам всю тяжесть их положения, отсталость их быта, описывали общественное устройство демократических стран, на фоне которого самодержавие выглядело средневековым варварством. Народники предлагали крестьянам отказаться от уплаты налогов и потребовать от властей справедливого передела земли. Конкретных результатов (восстаний) «бакунисты» ждали через? — 1 год, а более основательные и терпеливые «лавристы» — через 2 — 3 года.

Однако реальность разрушила все их планы. Оказалось, что у крестьян есть своя простая, но удивительно логичная «социальная философия». Например, одному пропагандисту, воспевавшему идеалы Великой французской революции (свободу, равенство и братство), крестьянин ответил: «Взгляни-ка на свою руку: на ней пять пальцев и все неравные». Разумеется, трюк с переодеванием и попытки изъясняться на народном языке тоже не ввели русских мужиков в заблуждение. В пропагандистах в лучшем случае видели городских чудаков, а в худшем — конокрадов, беглых каторжников и убийц. Единственное, что действительно пришлось по вкусу крестьянам, это нелегальная литература. Ее с удовольствием пускали на раскурку. Многих революционеров крестьяне арестовывали и, «от греха подальше», сдавали властям. Метод «летучей пропаганды» явно не работал. Выходило, что патриархи революционного движения (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) ошибались, считая крестьян революционным классом. На деле, крестьянство, имеющее собственность и не имеющее образования, оказалось ультраконсервативным классом, твердо знающим свои подлинные интересы.

Опираясь на сочувствие и помощь крестьян, правительство к концу 1874 г. арестовало около 2 тыс. народников. В октябре 1877 — 1878 гг. проходили сенатские слушанья по делу «О революционной пропаганде» («Процесс 193-х»). Суд приговорил 28 человек к каторге, но 90 человек оправдал за отсутствием состава преступления.

Самоотверженность молодых людей, пошедших «в народ» весной 1874 г., достойна восхищения. Но теперь утешать себя они могли только мыслью, что отрицательный результат — это тоже результат. Революционерам необходимо было искать новые формы и методы работы.

Народническое движение второй половины 1870 – начала 1880-х гг.

Провал «хождения в народ» (1874 г.) поставил перед революционерами вопрос о новых путях и методах борьбы. Большая часть народников склонялась к тому, чтобы отказаться от пропаганды абстрактных идей социализма и сосредоточиться на помощи крестьянам в решении их насущных проблем. Суть этих проблем кратко сформулировал в свое время Н.П. Огарев, заявивший, что «народу нужна земля и воля». Так решили назвать и новую народническую организацию, возникшую летом 1876 г. (в 1861 — 1864 гг. уже существовал революционное общество с таким названием). В состав новой «Земли и воли» вошли Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, М.А. Натансон, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, А.К. Соколов, Н.А. Морозов и др. Организация была хорошо законспирирована, имела жесткую централизованную структуру (во главе — Совет общества), специальные группы и местные отделения. Землевольцы разделили все методы борьбы на «организаторские» (агитация и пропаганда) и «дезорганизаторские» (индивидуальный политический террор ). Программа «Земли и воли» была проста и конкретна. Ее основные положения:

— уничтожение самодержавия, бюрократии и переход к полному общинному самоуправлению;

— передача всей земли в руки тех, кто ее обрабатывает (крестьян);

— предоставление народу политических прав и свобод (слова, совести и т.д.);

— свобода национального самоопределения.

Землевольцы решили возобновить «хождение в народ», заменив при этом «летучую пропаганду» на «оседлую агитацию». Теперь они надолго селились в деревне и совмещали революционную деятельность с работой по какой-либо нужной крестьянам специальности (учителей, врачей, агрономов, писарей, кузнецов и т.д.). Сейчас крестьяне, разумеется, гораздо охотнее принимали их, чем в 1874 г., но революционные идеи по-прежнему пропускали мимо ушей. Народные восстания не начинались, «оседлая агитация» затягивалась и не приносила желаемых плодов. Среди революционеров наметился раскол. Одни считали, что необходимо продолжать воспитание народа и терпеливо дожидаться результатов, а другие решили «расшатать» самодержавие и подтолкнуть массы к активным действиям с помощью политического террора.

24 января 1878 г. В.И. Засулич совершила покушение на Петербургского градоначальника, генерала Ф.Ф. Трепова, который жестоко обращался с политическими заключенными. Адвокатом на процессе по делу В.И. Засулич был сам А.Ф. Кони, добившийся для террористки оправдательного вердикта присяжных.

4 августа 1878 г. С.М. Кравчинский совершил еще более дерзкую «акцию». Он зарезал кинжалом шефа жандармов — Н.В. Мезенцова.

2 апреля 1879 г. А.К. Соловьев на Дворцовой площади стрелял в царя. Александр II был вынужден бегать от террориста под окнами Зимнего дворца как затравленный заяц.

«Дезорганизаторы» добились своего. Волна покушений всколыхнула страну. Кто-то рукоплескал террористам, большинство проклинало их, но все снова заговорили о реформах и насущных проблемах, стоящих перед государством.

В июне 1879 г. землевольцы провели съезд в Воронеже, на котором отчетливо проявился раскол организации на «деревенщиков» (сторонников агитации) и «политиков» (приверженцев террора). 15 августа 1879 г. было принято решение о ликвидации «Земли и воли». Вместо нее возникли две самостоятельные революционные организации: «Черный передел» (Г.В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, О.Б. Аптекман и др.) и «Народная воля» (Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.А. Квятковский, М.Ф. Фроленко, М.Ф. Грачевский и др.).

«Черный передел» сохранил, в принципе, основные программные установки «Земли и воли». Его члены отказались от активной политической деятельности и продолжили революционную агитацию в деревне и городе (среди рабочих).

«Народная воля» доставила правительству гораздо больше хлопот, выбрав путь систематического политического террора. Численность этой организации в 1880 г. превышала 500 человек, из-за чего некоторые историки считают ее первой политической партией в России. «Народная воля» унаследовала основные принципы организации от «Земли и воли», однако централизация, дисциплина и конспирация стали еще жестче. На вершине пирамиды стоял всемогущий Исполнительный комитет, в котором особое положение занимали А.И. Желябов, С.Л. Перовская и А.Д. Михайлов. Главным пиротехником у народовольцев был талантливый изобретатель — Н.И. Кибальчич (он первым сконструировал реактивный двигатель). Имели революционеры своих агентов и в царских органах политического сыска. Программа «Народной воли» содержала следующие основные требования:

— создание парламентской республики;

— всеобщее избирательное право;

— отмена всех сословных привилегий;

— предоставление народу политических прав и свобод;

— передача всей земли крестьянам, а фабрик и заводов рабочим;

— национальное равенство. Право наций на самоопределение.

Александр II попытался репрессивными методами остановить рост революционного движения. В апреле 1879 г. к существующим Московскому, Варшавскому и Киевскому генерал-губернаторствам были добавлены Петербургское, Одесское и Харьковское. Генерал- губернаторы имели право отдавать подозреваемых в политической неблагонадежности под суд военного трибунала, закрывать периодические издания и т.д. В ответ на это в августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор императору. Началась «охота на царя».

19 ноября 1879 г. Софья Перовская и Степан Ширяев недалеко от Москвы подорвали царский поезд, но ошиблись вагоном. Государь не был даже ранен.

5 февраля 1880 г. террорист Степан Халтурин, работавший столяром в Зимнем дворце, взорвал царскую столовую, но снова — мимо. От взрыва пострадали около 60 человек, но император, опоздавший в тот день к обеду, уцелел.

После этого покушения Александр II решил пойти на определенные уступки. Была создана «Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» под руководством известного своими либеральными взглядами генерала, М.Т. Лорис-Меликова. Основной целью Михаила Тариэловича, получившего, по сути, диктаторские полномочия, стало создание таких условий, чтобы революционные взгляды не находили поддержки в обществе. Уже в апреле 1880 г. он предложил расширить права земств, создать рабочее законодательство и т.д. Тогда же был отправлен в отставку ярый реакционер, министр просвещения, граф Д.А. Толстой. В августе 1880 г. царь назначил М.Т. Лорис-Меликова на должности министра внутренних дел и шефа жандармов. Кроме того, упразднялось III Отделение императорской канцелярии, функции которого перешли в ведение министерства внутренних дел (Департамент государственной полиции). В конце января 1881 г. М.Т. Лорис-Меликов предложил императору привлечь выборных от земств для разработки дальнейших реформ, в том числе и реформы государственного строя. Он выдвинул идею о создании при Госсовете временных комиссий с участием народных представителей («конституция Лорис-Меликова»). Обсуждение проекта было назначено на … 4 марта 1881 г.

Революционеры посчитали деятельность «бархатного диктатора» недостаточным основанием для отмены смертного приговора царю. 1 марта 1881 г., на Екатерининском канале в Петербурге (там сейчас стоит храм Спаса на Крови), террористы-народовольцы — Н.И. Рысаков и И.И. Гриневицкий — совершили последнее покушение на Царя-Освободителя. Бомба, брошенная Рысаковым, не причинила государю вреда, однако заряд Гриневицкого смертельно ранил императора. Через несколько часов Александр II скончался.

Чего добились террористы? Их организация была разгромлена. А.И. Желябова, С.Л. Перовскую, А.Д. Михайлова, Н.И. Кибальчича и Н.И. Рысакова повесили. Народная революция не произошла. Но зато, вместо либерального царя, намеревавшегося дать народу Конституцию, на престол вступил убежденный консерватор Александр III.

Начало рабочего движения в России

Процесс формирования рабочего класса в России резко ускорился во второй половине XIX в. Это непосредственно связано с отменой крепостного права и завершением промышленного переворота. По подсчетам исследователей, в конце 1880 г. пролетариат в России насчитывал уже около 1,2 млн. человек.

Жизнь русских рабочих во второй половине XIX в. была чрезвычайно тяжела. Заработная плата составляла в среднем около 20% того, что получал рабочий на Западе. Большое распространение имела система штрафов, с помощью которых работодатели урезали и без того мизерное жалование. Рабочий день продолжался от 12 до 16 часов. Широко использовался женский и детский труд. Условия быта рабочих тоже оставляли желать лучшего. Чаще всего они жили в казармах при заводах и фабриках. Случалось и такое, что владельцы предприятий выдавали зарплату не деньгами, а специальными талонами, отоварить которые можно было лишь заводской лавке. Продукты, которые там предлагались, обычно имели очень низкое качество, но высокую цену. В дополнение ко всему, российский пролетариат до середины 1880-х гг. не имел никакой правовой защиты. Рабочее законодательство отсутствовало, как, впрочем, и социальное страхование. Предприниматель имел возможность в любой момент уволить неугодного рабочего. Ни о каком создании благоприятных условий труда не могло быть и речи, даже техника безопасности отсутствовала. В этих условиях возникает и постепенно развивается борьба пролетариата за свои права, появляется рабочий вопрос.

Самая первая и самая распространенная форма классовой борьбы пролетариата — забастовка (стачка). Забастовкой называют организованный отказ от труда, с целью повлиять на администрацию, вынудить ее к уступкам в каком-либо важном спорном вопросе. В 1860-е гг. стачечное движение в России только зарождалось, но уже тогда произошел ряд крупных забастовок: на уральском Лысьвенском заводе (1861 г.), на текстильных фабриках С. Морозова в Орехово-Зуево (1863 г.), на Нижегородской ярмарке (1864 г.), на текстильных предприятиях в Серпухове (1869 г.). В 1870-е гг. количество стачек увеличивается. Советские ученые насчитали с 1870 по 1880 гг. около 220 стачек и 100 волнений рабочих. Крупнейшими из них были забастовки на: Невской бумагопрядильной фабрике (1870 г.), Кренгольмской мануфактуре (1872 г.), Новой бумагопрядильне в Петербурге (1878 г.). Следует заметить, что около двух третей всех забастовок организовывались с требованием повышения заработной платы. Самой масштабной забастовкой в России во второй половине XIX в. стала Морозовская стачка (7 — 17 января 1885 г.), проходившая на Никольской мануфактуре С.Т. Морозова (г. Орехово-Зуево). Она была вызвана резким снижением жалования и одновременным ростом штрафных санкций, налагаемых на рабочих. Ее главным организатором стал участник забастовки на Новой бумагопрядильне, Петр Моисеенко. Было составлено «Требование по общему согласию рабочих», обращенное к администрации. Примечательно, что забастовщики не только требовали уступок от руководства предприятия, но и призывали государственные власти приступить к составлению рабочего законодательства. Правительство силой оружия подавило Морозовскую стачку. Около 600 человек было арестовано, несколько десятков — привлечено к суду. Однако Александру III пришлось вплотную заняться решением рабочей проблемы. В 1885 — 1886 гг. опубликовано несколько законов, серьезно облегчивших положение пролетариата. Стачечное движение не прекратилось после 1885 г. Уже в 1887 г. произошла новая крупная забастовка — теперь на заводе Дж. Юза (Донбасс).

С середины 1870-х гг. возникает новая форма организации пролетарского движения — рабочие союзы. В 1875 г., в Одессе, интеллигент-пропагандист, Е.О. Заславский, создал «Южнороссийский союз рабочих». Находясь под мощным влиянием народнической идеологии, эта организация (несколько десятков человек) главной своей целью поставила борьбу за уничтожение капитализма в России. Борьба длилась недолго. В конце 1875 г. власти разгромили «Союз».

В 1878 г. В Петербурге был организован «Северный союз русских рабочих». Его оформлению, безусловно, способствовал подъем стачечного движения в данный период. Лидерами «Северного союза» стали В.П. Обнорский и С.Н. Халтурин. В состав организации входило около 200 человек. Вполне естественно, что «Северный союз» действовал в русле народничества. В его программе присутствовали требования создания федерации свободных общин, передачи всей земли крестьянам и т.д. Однако главной своей целью члены «Союза» объявляли: «Ниспровержение существующего политического и экономического строя государства как строя крайне несправедливого».

Распространение марксизма в России

Цареубийство 1 марта 1881 г. привело к кризису народничества. Правительство громило одну за другой революционные организации, крестьянская революция, между тем, не начиналась. В этих условиях в Россию постепенно проникает западноевропейское революционное учение — марксизм, альтернативное русскому народничеству. При общей конечной цели (создание социалистического общества) марксизм и народничество имеют совершенно разные подходы к проблеме построения социализма. Если народники, вслед за А.И. Герценом, считали главной революционной силой крестьянство, то марксисты называли классом-гегемоном пролетариат. Соответственно различно отношение этих учений и к феномену капитализма. Для народников капитализм — зло абсолютное (разрушает общину и общинность), для марксистов — относительное благо (способствует развитию пролетариата). В качестве одного из главных методов борьбы народники использовали террор, тогда как марксисты являлись убежденными противниками терроризма и ратовали за развитие революционной сознательности рабочего класса. Да и сам социализм, в представлении народников, сильно отличался от социализма марксистов. Если первые считали верхом социальной справедливости построение свободной самоуправляемой федерации общин, то вторые настаивали на установлении диктатуры пролетариата при временном сохранении основных государственных институтов.

Пионером в деле перенесения марксистской теории на русскую почву стал Г.В. Плеханов (1856 — 1918 гг.). В прошлом — один из руководителей «Земли и воли» и «Черного передела», этот чрезвычайно эрудированный человек, знавший в совершенстве несколько иностранных языков, с начала 1880-х гг. поставил себе целью распространение социал-демократических идей в России. Находясь в эмиграции (Женева), он создал в сентябре 1883 г. первую русскую марксистскую группу — «Освобождение труда». В нее вошли некоторые из бывших «чернопередельцев» (П. Б. Аксельрод, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов и др.). Организация, возглавляемая Г.В. Плехановым, ставила перед собой следующие основные задачи:

— пропаганда идей марксизма в России путем перевода основных трудов К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык;

— освещение главных вопросов российской общественной жизни с позиций марксизма;

— идейная борьба с народничеством.

С 1884 г. начинают образовываться марксистские кружки и в России: «Партия русских социал-демократов» (Д.Н. Благоев), «Товарищество петербургских мастеровых» (1885 г.), кружок Н.Е. Федосеева (Казань, 1888 г.). Существовали также социал-демократические группы в Москве, Иваново-Вознесенске, Нижнем Новгороде, Минске, Тифлисе.

С середины 1890-х гг. активное участие в политической жизни страны начинает принимать В.И. Ульянов (Ленин),1870 — 1924 гг. В 1895 г., по его инициативе, в Петербурге был создан марксистский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», объединивший большинство столичных социал-демократических кружков. Лидерами организации, помимо В.И. Ленина, стали Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, И.В. Бабушкин, С.И. Радченко, А.А. Ванеев, М.И. Калинин. Главной своей целью «Союз борьбы» считал применение на практике социал-демократических идей. При непосредственном участии В.И. Ленина и его соратников в 1895 г. организованы забастовки на ряде крупных промышленных предприятий Петербурга. В декабре 1895 г. многих членов «Союза борьбы» арестовала полиция. В 1897 г. В.И. Ленина сослали в Сибирь (с. Шушенское).

В марте 1898 г. в Минске была предпринята попытка объединить все социал-демократические организации России. Состоялся I съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), который, однако не смог решить возложенной на него задачи. Партийное движение в России только зарождалось.

 

После разрезки на мерные длины (6-12 м) и правки сортовой прокат укладывают (пакетируют) в пачки, обвязывают проволокой или узкой лентой и мостовым краном транспортируют на склад или непосредственно в железнодорожные открытые сверху вагоны для отправки потребителю.
Простые профили – круг, квадрат, мелкие уголки – обычно укладывают в круглые пачки.
Фасонные профили – балки, швеллера, крупные уголки и т.п. – укладывают в прямоугольные пачки.
При укладывании в пачки пакет должен быть плотным, с ровными торцами.
Для укладки сортового проката в поточных линиях сортовых станов устанавливают специальные машины-укладчики.
На рис. 210 представлен общий вид укладчика мелких и средних профилей, установленный на полунепрерывном сортовом стане 350

Укладчик состоит из подъемного стола с холостыми роликами двух рольгангов, разделенных средней продольной перегородкой, нижней рамы стола, на которой установлены две направляющие колонны, четыре подъемных винта и электродвигатели привода винтов, и двух боковых верхних платформ на катках и с направляющими для подъемного стола. Подъемный стол вместе с платформой может передвигаться в результате перемещения рейками нижней рамы стола, установленной своими катками на рельсах.
Продольная перегородка разделяет стол на два кармана. Исходное положение стола верхнее.
Чтобы увеличить производительность укладчика. Сортовой прокат подается в один из карманов стола пачками (рядами), предварительно уложенными на рольганге при помощи шлепперов. Для сохранения плотности ряда при подаче его в карман укладчика последние два подающих ролика (первые от укладчика) выполнены электромагнитными.
После укладки одного ряда, состоящего из 6-10 профилей. Стол опускается на необходимую величину. Во время укладки ряды выравниваются пневматическими толкателями. При укладке швеллеров или балок каждый верхний ряд должен быть смещен относительно нижнего, что достигается горизонтальным перемещением стола при укладке. При штабелировании угловых профилей горизонтальное перемещение стола не требуется. При укладке швеллеров каждый последующий ряд предварительно кантуют на подающем рольганге при помощи кантователей, встроенных между роликами рольганга. После укладки профилей в пакет в первом кармане стол передвигается и на линию подающего рольганга устанавливается второй
карман стола. Перед заполнением второго кармана стол поднимается в верхнее исходное положение. При этом пакет в первом кармане вручную обвязывается катанкой (в 3-4 местах по длине) и убирается краном.
На некоторых сортовых станах установлены укладчики аналогичной конструкции, но без электромагнитных подающих роликов; при этом карманы стола заполняют профилями поштучно. Такие столы характеризуются меньшей производительностью и, кроме того, для подачи проката в карманы необходимы сменные подающие ролики. Калибры которых соответствуют сечению подаваемых профилей, что усложняет эксплуатацию таких столов-укладчиков.
Необходимо заметить, что обвязку пакетов (пачек) фасонного сортового металла даже на описанных выше механизированных столах укладчиках выполняют в ручную, что требует много времени.
Машины укладки листов
Для укладки листов в стопы и съема их из стопы применяют укладчики и раскладчики различной конструкции. На рис. X.16 показан реечный листоукладчик толстых листов.
Укладчик состоит из балок 3, снабженных с низу зубчатыми рейками 4, находящимся в зацеплении с шестернями 5, расположенными на трансмиссионном валу, который связан с эл.двиг. Заданные концы балок соединены с каретками 2, у которых ролики 1 опираются на нижние профилированные балки. Последние являются направляющими для зубчатых реек 4 и сообщают им необходимую траекторию при перемещении. При движении кареток 2 вправо зубчатые рейки 4 приподнимаются, снимают лист с рольганга и переносят его в карман; при этом в крайнем правом положении рейки наклонены под углом 6°. Лист перемещается по верхним холостым роликам до упора в стойку 7, после чего рейки возвращаются в исходное положение, а лист падает на стеллаж 6. Стопу листов выбирает при помощи мостового крана.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Я лекция. Я. Гус (1369-1415) выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти | Физико-химическая геотехнология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.