Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность социального педагога в детском доме




Социально-педагогическая деятельность с семьей

Деятельность социального педагога с семьей включает в себя
три основные составляющие социально-педагогической помощи:

• образовательную;

• психологическую;

• посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направ­ления деятельности социального педагога:

• помощь в обучении - направлена на предотвращение возника­ющих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей;

• помощь в воспитании в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком - посредством соз­дания специальных воспитывающих ситуаций.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся:

• недостаточное представление о целях, методах, задачах воспи­тания;

• отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;

• гиперопека;

• завышенные требования;

• перекладывание забот о воспитании на образовательные учре­ждения;

• конфликтный стиль общения в семье;

• применение физических наказаний и др.

Психологическая составляющая социально-педагогической по­мощи включает в себя два компонента:

• социально-психологическую поддержку — создание благоприят­ного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса;

• коррекцию межличностных отношений происходит в основном, ко­гда в семье существует психическое насилие над ребенком, приво­дящее к нарушению его нервно-психического и физического со­стояния. Социально-психологическая коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных взаимоотношений и отношений меж­ду семьей и обществом. Ее цель — помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие:

помощь в организации (семейного досуга);

помощь в координации - привлечение различных ведомств и служб для совместного решения проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней;

помощь в информировании — в форме консультирования (по во­просам социальной защиты).

 

Цель социально-педагогической деятельности в детском доме — социализация воспитанников детского дома.

Основные направления работы социального педагога в детском доме:

- сбор документов для личного дела воспитанника: сведения о ро­дителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, цен­ных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;

- взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социаль­ной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь;

- обеспечение защиты личных прав воспитанников — получение об­щего среднего образования, организация свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки;

- создание условий — совместно с психологами, воспитателями — для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслу­живания, социальной адаптации, профессионального самоопределения вос­питанников;

- обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в пе­риод обучения детей, при их выпуске, поступлении на учебу или работу; ока­зание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жи­лья, комнаты в общежитии; ведение карточки учета на выпускников.

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996) регулирует деятельность специалистов и определяет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Права и обязанности воспитанников детского дома, шко­лы-интерната определяются уставом учреждения. Воспитанники учреждения имеют право на:

- бесплатное содержание и получение общего образова­ния (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

- защиту своих прав и интересов;

- уважение человеческого достоинства, свободу совести;

- удовлетворение потребности в эмоционально-личност­ном общении;

- защиту от всех форм физического и психического наси­лия, оскорбления личности;

- развитие своих творческих способностей и интересов;

- получение квалифицированной помощи в обучении и кор­рекцию имеющихся проблем в развитии;

- отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

21. Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точ­нее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. По­этому такие дети нуждаются в корректировке их социального функ­ционирования и поведения, или шире — процесса их социализа­ции.

Одним из самых распространенных среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».

Дети груп­пы риска- это группа, которая находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут срабо­тать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Второй аспект - тот риск, ко­торому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск по­тери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Среди этих факторов можно выделить следующие основ­ные группы:

• медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

• социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обще­стве и т.д.);

• психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодей­ствия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

• педагогические (несоответствие содержания программ обра­зовательного учреждения и условий обучения детей их психофи­зиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Категории детей, входящих в группу риска:

• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выра­женной клинико-патологической характеристики;

• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

• дети из неблагополучных, асоциальных семей;

• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:

- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Рассмотрим деятельность СП с детьми группы риска более подробно:

- формирование банка данных детей и подростков группы риска.

- диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога (данная функция необходима для уточнения социальных и пси­холого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных). Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

- разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. ( По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффек­тивного разрешения как индивидуально, так и в группах.)

- обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управле­нием образования и руководством школы, сообразно целям и за­дачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон, организует реализацию и осуществляет индивидуальные соци­ально-педагогические программы, организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ; отслеживает результаты;

- консультирование. Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска (учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении).

- установление межведомственныхсвязей социального педагога. (психологи, дефектологи, инспектор ПДН)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.