Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы полового поведения: степени и критерии. Периоды развития сексуальности личности

Основные вопросы

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Тема 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСТИТУЦИИ

 

1. Нормы полового поведения. Периоды развития сексуальности личности.

2. Гипермаскулинное и гиперфеминное поведение как сексуальная девиация в детско-подростковой среде.

3. Гиперсексуальное поведение, его виды.

4. Детско-подростковая проституция как проявление девиантного поведения и социально-педагогическая проблема.

5. Пути и формы профилактики сексуальных девиаций и детско-подростковой проституции в Беларуси.

 

Рекомендуемая литература

1. Девиантное поведение и его профилактика: курс лекций / Сост. Н. И. Бумаженко. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – С.73–84.

2. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция / В. Т. Кондрашенко, С. А. Игумнов. – Минск: Аверсэв, 2004. – С.185–197; 257–265.

3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.

4. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.260–276.

5. Станская, А.А. Проституция несовершеннолетних – социальная и правовая проблема общества / А.А. Станская. – М.: Юридический центр «Пресс», 2005.

 

Понятие «нормы полового поведения» в социальной педагогике трактуется неоднозначно. Обычно выделяется три степени нормы: 1) оптимальная, к которой относятся формы сексуального поведения, наиболее желаемые как с точки зрения индивидуума, так и с точки зрения общества; 2) приемлемой, не относящейся к оптимальной, но не ограничивающей развитие личности; 3) толерантной, зависящей от уровня «терпимости» общества к тем или иным формам сексуальных отклонений.

В сексологии принято разделять понятия индивидуальной и партнерской норм. Индивидуальная норма оценивается, как правило, с ориентацией на биологические особенности человека. Она нацеливается на анализ потенциальных возможностей человека к сексуальным контактам в силу анатомической и физиологической нормы, а также коммуникационных способностей индивида, его желания и умения выстраивать отношения с окружающими людьми, способствующие половым отношениям. Партнерская норма определяется как все виды сексуальной активности, сексуального поведения и сексуальных действий, имеющих место между двумя зрелыми людьми, принимающихся обоими партнерами и направленные на достижение удовольствия, не вредящие здоровью и не нарушающие норм общежития.

В структуре партнерской формы выделяется принципиальное значение следующих критериев: количество одновременно взаимодействующих партнеров, их зрелость, стремление к достижению обоюдного согласия, отсутствие ущерба собственному здоровью и здоровью и комфорту других людей.

Критерий числа одновременно взаимодействующих партнеров нацеливает на парные сексуальные контакты, как соответствующие норме и адекватности в связи со значимостью, с одной стороны, принципа интимности для становления гармоничных сексуальных отношений, с другой – отсутствия стремления к избеганию любых партнерских связей.

Критерий зрелости указывает на социально-психологические характеристики, в частности возможность понимать биологический и социальный смысл сексуальных действий и быть ответственным за их последствия.

К критерию стремления к достижению обоюдного согласия относится осуществление свободного выбора места, времени и способа сексуального взаимодействия и неущемление права свободного выбора партнера, то есть обоюдное согласие находит отражение в совпадении «диапазонов приемлемости сексуальных сценариев».

Критерий непричинения ущерба собственному здоровью означает реальную самооценку человека в сфере собственных сексуальных способностей и исключение поведения, наносящего вред здоровью.

Критерий непричинения вреда здоровью и комфорту окружающих (в том числе партнера) рассматривается как учет внешних социальных последствий сексуального действия человека, в частности циничного и оскорбляющего общественную нравственность.

Все перечисленные критерии относительны и неодинаково оцениваются обществом в зависимости от эпохи, религиозных взглядов, уровня культуры и научных знаний. Это касается и критерия зрелости, так как здесь проявляется несовпадение сроков физической, психической и социальной зрелости. Условность становится очевидной, когда идет речь о половом поведении подростков. С точки зрения морали вопрос начала половой жизни молодых людей в различных странах и у разных народов рассматривается по-разному, с медицинской же точки зрения этот вопрос представляет большие трудности.

На психо-физиологической основе выделяются следующие периоды развития сексуальности: парапубертатный (1–7 лет); препубертатный (8–12 лет); пубертатный (13–18 лет); переходный (19–26 лет); период зрелой сексуальности (26–55 лет); инволюционный (55–70). Наиболее бурным и неустойчивым из всех перечисленных периодов является пубертатный (подростковый). В это время формируется половое сознание, поло-ролевое поведение, психосексуальные ориентации.

Как известно, становление полового сознания проходит несколько стадий, основные из которых: понятийная, романтическая, сексуальная, стадия зрелого полового сознания.

В подростковом возрасте половое сознание совершает сложный переход от романтической (платонической) стадии, характеризующейся возвышенностью чувств, к сексуальной с ее неумолимо-навязчивой фиксацией психики на рациональных вопросах секса. Для подростков характерны повышенный интерес к вопросам пола, гиперсексуальность, что нередко толкает их к ранней половой жизни, половым преступлениям, и в то же время недостаточная дифференцированность и незавершенность идентификации половых ролей. В этом отношении интересно высказывание известного российского педагога И.С. Кона: «Биологический пол сам по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чтобы это произошло, ребенок должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую ей мужскую или женскую половую роль» (И.С. Кон «В мире подростка»).

Отсюда типичные для подросткового возраста стремление к «экспериментированию», желание «попробовать» различные формы полового общения. Таким образом, подросток исследует свои половые способности, удовлетворяет свое любопытство и стремится утвердиться в совей половой роли. Пубертатный период выступает чаще всего в виде этапа формирования здоровой зрелой сексуальности, но этот этап, как никакой другой, богат отклонениями в половом поведении, которые чаще всего бывают ситуационно обусловлены и преходящи.

Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося поведения. Как правило, сексуальные девиации подразделяются на патологические и непатологические. Патологические девиации ограничиваются медицинскими критериями и рассматриваются как заболевания. Непатологические девиации (сексуальные отклонения) являются понятием социально-психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека.

Длительное время к сексуальным девиациям подходили только как к медицинской проблеме. При этом любое отклонение в сексуальном поведении рассматривалось как психическое расстройство. А сама сексопатология – как раздел психиатрии. Чрезмерная биологизация сексуальных отклонений неизбежно вела к камуфлированию социальных аспектов проблемы и ограничению мер, направленных на коррекцию сексуальных девиаций, преимущественно мерами медицинской помощи.

Выделение патологических и непатологических форм сексуальных девиаций имеет принципиальное значение, прежде всего потому, что оно, наряду с мерами медицинского характера, предусматривает при их коррекции и меры иного воздействия: педагогического, социально-психологического, правового.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная программа комплексных мер противо-действия наркомании (2009–2013) и Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы | Гипермаскулинное и гиперфеминное поведение как сексуальная девиация в детско-подростковой среде
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.