Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы выбора профессии. Ошибки выбора профессии и их профилактика в профориентационной консультации




Первостепенная задача профконсультанта – помочь клиенту в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопреде-ление рассматривается как процесс становления личности в качестве субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии. На профессиональное самоопределение учащихся, как правило, влияют следующие факторы:

· средства массовой информации; материальное положение; влияние родителей, других взрослых, сверстников;

· рекомендации педагогов, психологов, других специалистов;

· познавательные потребности, потребности в самоопределении, самореализации, «Я-концепция» личности;

· использование профориентационных возможностей образова-тельного процесса; технологии обучения и воспитания;

· профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности;

· потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем;

· практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности;

· первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности;

· материальный фактор, желание, чтобы труд хорошо оплачивался.

Профконсультант может реально помочь клиенту, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. При этом целесообразно отметить, что важ­ными условиями в принятии решений являют­ся автономность и самостоятельность самого человека, когда он берёт на себя ответственность за по­ступки и их последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать профессиональную альтер­нативу.

Профконсультант должен сориентировать человека на необходимость учё­та следующих характеристик при выборе профессии:

• своего образа «я» (в образ «я» включается собственно образ человека, способ мыс­лей о самом себе и оценки себя);

• интеллекта, структуры общих способно­стей и специальных способностей к обуче­нию и научению;

• интересов, тенденций поведения, прояв­ляющихся в желании, поиске и выполне­нии человеком определённых видов дея­тельности;

• ценностей личности, т. е. того, что люди ожидают и ищут для себя в трудовой дея­тельности.

При этом ценности подразделяются на внутренние (содержа-тельные), то, что содержит сам процесс труда и его непосредственный продукт, и внеш­ние (сопутствующие) по отношению к процес­су труда, такие, как оплата, престиж, социально-психологические условия. Формирование ценностей личности в профессии предполагает:

• ответственное отношение к труду, работе и профессии (отношение к труду является производным от системы ценностей, оно формируется в процессе становления ка­рьеры, влияет на эффективность и произ­водительность деятельности);

• наличие потребностей, которые определяют моти­вы выбора профессии и успешность в ней (потребности могут удовлетворяться раз­личными путями, поэтому они менее зна­чимы при выборе, чем склонности и инте­ресы, и определяют способ деятельности, а не её содержание);

• черты личности — наиболее общие моде­ли поведения, оказывающие влияние на форму трудового поведения человека;

• профессиональную зрелость (человек, впервые выбирающий профессию, имеет более широкое поле выбора, чем тот, кто уже получил профессиональное образова­ние; уровень его профессиональной зре­лости определяется тем, насколько он учи­тывает конкретные особенности своей си­туации выбора).

Существуют различные подходы к проблеме профессионального самоопределения. Так, например американский учёный Голланд считает, что в зависимости от индивидуальных характеристик мож­но выделить шесть типов личности, каждый из которых способен достичь наибольших профессио­нальных успехов, удовлетворённости, если выбе­рет определённый тип профессиональной сре­ды, ему соответствующий. Рассмотрим классификацию типов личности по Голланду.

Реалистичный тип. Соответствующая профессиональная среда характеризуется конкретными задачами, решение которых предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость. Социальные навыки нужны в минимальной степени, поскольку они ограничены передачей и приемом информации.

Интеллектуальный тип. Профессиональная среда предполагает наличие абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения не играют значительной роли.

Социальный тип. Предусматривает умение разбираться в поведении людей, обучать их. Необходимы способность убеждать, красноречие, терпение.

Конвенциональный тип. Чётко структуриро­ванная деятельность, практическая и конкрет­ная. Важна способность к обработке конкретной рутинной и цифровой информации.

Предприимчивый тип. Предполагается уме­ние руководить другими людьми, вести перего­воры, привлечь к себе внимание.

Артистичный тип. Высокоэмоциональный, творческий, неконкретный тип предполагает на­личие художественного вкуса и фантазии.

В общем виде профессио­нальный выбор, совершаемый любым типом личности, может быть представлен в трёх сферах: могу (интересы, стремления, склонности, состояние здоровья), хочу (внутренние ресурсы – способности, особен­ности характера, первичные навыки; внешние ресурсы – возможности карьеры, ма­териальный фактор), надо (условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного профиля либо обоснованный расчёт).

Таким образом, при выборе профессии консультант должен помочь клиенту:

• получить знания о многих профессиях;

• определиться в своих интересах;

• знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;

• иметь основной и запасной варианты профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное);

• по возможности приобрести опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за работой пред­ставителя привлекательной профессии, ли­бо даже самому попробовать поработать немного в этой области;

• оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.

В ходе работы с клиентом консультант должен содействовать недопущению клиентом следующих ошибок при выборе профессии:

1. Предубеждение в отношении престижно­сти и непрестижности профессии. Престиж­ность — важный фактор, однако если вы име­ете способности в определённой области, то по-настоящему раскрыть их вы сможете в деятель­ности, связанной с ней. Кроме того, нелишне на­помнить поговорку: «Не место красит человека, а человек место». Конечно, клиент хочет, чтобы оре­ол профессии распространялся на него и, попа­дая в компанию, он чувствовали бы себя выи­грышно, вызвав интерес только одним её назва­нием. Однако, часто это означает, что он рас­писывается в том, что ничего не стоит как личность, и при­дать ему значимость может только ярлык мод­ной профессии.

Как показывает практика, неадекватные представления о пре­стижности профессий — одна из наиболее рас­пространённых ошибок учащихся средней школы.

2. Выбор профессии «за компанию». Многие ребя­та, не имея ярко выраженной профессиональной направленности и интересов, идут в вуз или учи­лище только потому, что так поступает друг или несколько приятелей. Часто через некоторое вре­мя такого человека постигает разочарование — жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую.

3. Подверженность давлению родителей или других родственников, которые могут внушать, что тот вариант, который они предлагают, наибо­лее оптимален. Однако и здесь, учитывая мне­ние более опытных взрослых, желающих школьнику добра, нужно помнить, что всё-таки это его жизнь, а не мамина, папина и т. д.

4. Увлечение только внешней стороной профес­сии. С профессией менеджера, например, у мно­гих ребят связаны образы офиса, красивой ме­бели, оргтехники и компьютера. Об особенно­стях же будничного труда этих специалистов — частых разъездах, больших нервных нагрузках, ненормированном рабочем дне, переговорах с большим количеством разных людей — далеко не все задумываются, что приводит потом к разочарованию на практике.

5. Перенос отношения к человеку (представи­телю данной профес-сии) на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызыва-ет желание иметь такую же профессию, но при этом не учитываются соб-ственные способности, которые могут не соответствовать этой профессии.

6. Отождествление учебного предмета с про­фессией. За каждым предметом стоит большое количество конкретных профессий, нужно уметь отличать специфику каждой профессии, предполагающей обращение к одному и тому же предмету.

7. Устаревшие представления о характере тру­да, об особенностях той или иной профессии.

8. Незнание и недооценка своих физических про­тивопоказаний.

9. Неумение определить мотивы, соответствие своих способностей, возможностей, качеств вы­бранной профессии.

Консультант должен учитывать, что выбор профессии клиентом связан с процессом приня­тия последним самостоятельных решений. Здесь играют роль и определён­ные черты характера клиента (например, нерешитель­ность, неуверенность), степень инфор­мированности, способность взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном (наи­более приемлемом) варианте решения, умения отсечь другие, может быть, заманчивые, но малореальные или имеющие отдалённые не­гативные последствия варианты. На этой основе консультанту необходимо научить клиента алгоритму принятия решений в ходе профессионального самоопределения. Рассмотрим этот алгоритм ниже.

 

Алгоритм принятия решений

(применим к любой ситуации, где требуется сделать выбор)

1. Общая ориентировка. Продумать ситуа­цию, осознать, что проблема существует. Пред­усмотреть некоторые моменты и принять необ­ходимые меры, чтобы найти выход.

2. Определение проблемы. Решить, какой вид деятельности даст возможность наилучшим образом реализовать свои способности и полу­чать удовольствие от работы, в какой вуз мож­но поступить с наименьшими финансовыми за­тратами или какое учебное заведение даст воз­можность получить интересующую вас профес­сию.

3. Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдвинутых вариантов следу­ет сделать вывод, насколько он является под­ходящим. Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например: будет ли интересно учиться, можно ли устроиться на работу, в чём она заключается, действитель­но ли она будет подходящей по разным пара­метрам).

4. Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть как можно больше воз­можных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными.

Помочь сделать современным ученикам правильный выбор профессиональной деятельности – сегодня одна из ведущих задач специалистов СППС общеобразовательного учреждения. В этом отношении особую эффективность имеет как диагностическая, так и консультативная работа специалистов в ходе профориентационной деятельности школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.