Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, место и роль политики в жизни общества




Политика - одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Термин «политика» (греч. politika - государственные и общественные дела; polis - город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении, названного им «Политика».

Политика - неотъемлемый аспект общественного существования. Она была порождена существенными социально-экономическими изменениями на этапе разложения первобытно-общинного строя, когда требовались определенные усилия по разрешению противоречий, конфликтов, по властному распределению дефицитных благ и по руководству обществом в деле достижения общих целей.

Диапазон представлений о данном явлении достаточно широк. Неоднозначность высказываний по поводу сущности политики объясняется не только сложностью, многогранностью и противоречивостью последней, но и тем, что исследователи анализируют политику либо с точки зрения нормативного подхода (формируются представления о должном идеальном политическом порядке), либо эмпирического (стремятся описать, объяснить действительность, не взирая на ценностные суждения). В истории политической мысли существовали (и существуют) различные подходы к ее определению, каждый из которых содержит рациональное зерно, но представляет собой абсолютизацию тех или иных сторон реального мира политики в ущерб иным, не менее ему присущим: антропологический, классовый, директивный, институциональный, деятельностный, функциональный и др.

Мы же придерживаемся следующей трактовки. Политика это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу реализации ими своих интересов и управления общественными процессами с помощью завоевания и использования государственной власти.

Уточним определение политики, показав ее сущностные черты.
Во-первых, мы входим в мир политики, когда действуем, исходя из понимания связи своих частных проблем с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди, живущие в определенном регионе, стране, принадлежащие к той или иной социальной группе. Момент связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) обязательно присутствует в любом виде политики.

Политика всегда связана с действиями больших масс людей, с выражением интересов всего народа, больших социальных групп. Именно поэтому серьезная политика (на это верно указывал еще В.И. Ленин) начинается не там, где тысячи, а там где миллионы и десятки миллионов людей, общий интерес которых она обязательно должна учитывать и реализовывать. Это свойство политики отнюдь не исключает ее зависимости от действий отдельных личностей, небольших социальных или политических образований, но предполагает необходимость видения их связи с более фундаментальными образованиями и интересами больших масс людей.

Политика выявляет противоположность интересов людей относительно общественной власти и тем самым разделяет их как бы на группы сторонников и противников, друзей и врагов в отношении и друг друга, и существующей власти. Иначе говоря, различные социальные интересы людей создают условия их политического противопоставления и разделения на политические группы и партии. При этом каждая из противоборствующих групп стремится представить свой интерес как всеобщий, как интерес всего народа и всего государства. Важнейшая задача политики – разрешать общественные конфликты и противоречия, выявлять подлинные интересы общества.

Во-вторых, политика связана с функционированием государства —института, который служит для решения проблем, задач, интересующих все общество, всех людей, которые в нем живут. Для политики и государства свойственно постоянное балансирование между фрагментарностью (приоритетностью интересов определенной социальной группы или личности) и всеобщностью (обслуживанием потребностей всего общества). В любой клеточке политики это сочетание постоянно присутствует, а игнорирование или абсолютизация той или иной стороны оказывается для нее разрушительным фактором.

В-третьих, политика с необходимостью связана с трезвым анализом, учетом многообразия условий и факторов политических действий, моделированием и прогнозированием будущих общественно-политических процессов. Целостное отражение действительности осуществляется в таких особых видах политической рефлексии, как программа, доктрина, декларация. Конечно, в сфере политики проявляет себя богатейшая гамма человеческих эмоций, что значительно усложняет течение политических процессов, зачастую оборачивается непредвиденными и неожиданными последствиями. Но чисто импульсивное реагирование здесь имеет низкую результативность.

В-четвертых, сущностной чертой политики служит властный характер, присущая ей способность волевого воздействия, принуждения к исполнению общественно значимых задач. Бессмысленно считать политикой намерения. Политика - это не только совокупность теоретических идей, но и конкретные реальные действия по формированию и использованию общественной власти в своих целях. М Вебер отмечал, что политика – это наука о механизмах и технологии власти. От того, как организована общественная власть, устраивает или не устраивает она людей, очень многое зависит в существовании и развитии любого общества. Именно поэтому о политике следует говорить всегда серьезно и ответственно к ней относиться. Никто не может и не должен находиться вне политики, вне участия в формировании и развитии политической власти, ибо, как писал Ш. Монталамбер, «если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами».

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма, соединение частных и общих интересов осуществляется посредством программ, а их реализация предполагает обращение к механизмам власти.

Содержание политики, ее инструментарий определяются и опосредуются множеством факторов: историческими традициями; национальными особенностями; менталитетом народа; уровнем экономического развития, экономическими (базисными) отношениями и интересами; типом политической культуры; географическим и международным положением страны.

В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения).

Содержание политики (policy) выражается в проблемах, которые она решает, в интересах и мотивах, в целях, ценностях, политических программах и доктринах, в механизмах, технологиях принятия политических решений.

Форма политики (polity) - это институциональное измерение политики, ее организационная структура, а также различные правовые нормы, традиции, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Политический процесс (politics) - это осуществление отношений между различными социальными группами, институтами и индивидами. Политический процесс отражает сложный, многосубъектный и часто конфликтный характер политической деятельности, ее интеллектуальные, волевые, оценочные и социально-психологические аспекты.

Субъекты политики. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности, направленной на объект политики.

Субъектов политики подразделяют на три уровня:

- первичные субъекты, которые определяют другие уровни субъектов, зависящие от него (классы, социальные группы, выделенные по разным основаниям (социально-экономические, половозрастные, территориальные, образовательные, профессиональные, этнические группы, конфессиональные общности), гражданское общество, нации, цивилизации);

- вторичные (политические институты (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения));

- третичные (политические элиты и лидеры).

Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики в то же время выступает объектом воздействия со стороны других субъектов.

С развитием демократических тенденций первичным субъектом политики, ее «атомом», становится индивид, личность, гражданин. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.

Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутреннюю, внешнюю и международную политику. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы приложения усилий: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, аграрная, образовательная, научно-техническая, правовая, экологическая, военная и др.

Внутренняя политика может осуществляться на нескольких уровнях. Низший уровень включает политическую деятельность в основном отдельных индивидов, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями (решение местных проблем: жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Локальный уровень требует государственного вмешательства - органов местного управления и самоуправления. Политика осуществляется также группами и ассоциациями, заинтересованными в развитии своего региона. Общенациональный уровень включает деятельность высших институтов государственной власти, руководящих органов политических партий и общественных организаций.

Функции политики, характеризующие основные направления воздействия политики на общество, многообразны, что связано с ее специфическими свойствами. Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена ее всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые элементы общества, отношения, события; ее проникающей способностью во все сферы жизни, способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями.

o Обеспечение целостности и стабильности общества в качестве всеобщего организационного начала;

o Коммуникация населения и политической системы;

o Выражение интересов социальных групп и слоев;

o Функция политической социализации;

o Обеспечение преемственности общественного развития;

o Руководство и управление всеми сферами общественной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.