Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль средств массовой информации в политическом процессе

Политическая коммуникация является одним из политических процессов. В ходе коммуникации происходит взаимодействие субъектов политики, осуществляется передача информации, оценок, чувств и т.д. Коммуникация – это процесс, который связывает отдельные элементы общества, политической системы между собой. Политическая коммуникация – это «процесс взаимодействия политических субъектов на основе обмена информацией; передача того или иного политического содержания от одного сознания другому; особое информационно-психологическое воздействие, призванное изменить политическое сознание и поведение людей в интересах достижения политических целей коммуникатора (политической партии, движения, отдельного лидера)» [1; с. 208]. К способам политического коммуницирования относятся немедиальные способы (слухи, граффити), политическая риторика («переходный» вариант между группами), медиальные способы (СМИ, политическая реклама, PR) [2; с. 145].

Различают несколько видов коммуникации: межличностная (непосредственный контакт между людьми), групповая (общение в малых группах), массовая (процесс распространения информации посредством специальных средств). В результате массовой коммуникации информация поступает к большим группам людей, т.е. обеспечивается массовость аудитории. СМИ являются инструментом массовой коммуникации.

Средства массовой информации – это учреждения, созданные для сбора, обработки, интерпретации и передачи сведений на массовую аудиторию с помощью специального технического инструментария. Их отличительными чертами являются: а) публичность, т.е. неограниченный, незамкнутый круг потребителей информации; б) наличие специальных технических средств; в)однонаправленность воздействия; г) непостоянный характер аудитории. СМИ являются неотъемлемым элементом политической системы общества.

СМИ в системе массовых коммуникаций занимают важные позиции, т.к. без них действия и заявления представителей государства, политических партий и других субъектов политики не могут стать известными массовой аудитории. Исторически сложилось, что СМИ проникали на политический рынок не как нейтральные элементы политической системы, а как органы партийной печати. Поэтому их можно отнести к важнейшим инструментам реализации власти. О. Бальзак в 1840 г. назвал прессу «четвертой властью». В современном обществе информационная власть часто играет решающую роль во многих политических процессах. Однако органами власти в буквальном смысле СМИ назвать нельзя, поскольку они не обладают правом принуждения в случае неисполнения их предписаний.

СМИ классифицируются по нескольким критериям. 1. По отно­шению к субъекту власти: проправительственные, оппозиционные, независимые. 2. По способу передачи информации: печатные, электронные. 3. По форме собственности: государственные, негосударствен­ные, со смешанной формой собственности. 4. По охвату территории: центральные, местные, отдельных предприятий, организаций, учреждений. 5. По сфере освещения: общественно-политические, экономические, культур­ные и др. 6. По аудитории: универсальные, профессиональные, молодёжные и др. 7. По национальной принадлежности: национальные, иностранные, международные.

Таблица 1. Особенности отдельных видов СМИ

Виды Особенности
Телевидение Наибольший эффект эмоционального воздействия вследствие приближения объекта к аудитории.
Радио Высокий уровень оперативности вследствие технических особенностей. Возможности для большого охвата аудитории как следствие удобства при использовании.
Пресса Наибольший эффект рационального воздействия вследствие возможности аргументированного разъяснения позиции.

Теперь обратимся к функциям СМИ, которые они должны выполнять.

1. Информационная функция. СМИ собирают и распространяют информацию об общественных событиях. Она, как правило, содержит комментарий, что позволяет СМИ формировать общественное мнение.

2. Критическая и контролирующая функции. Моральная оценка, даваемая СМИ нарушителям политических норм, может менять их действия в иную сторону, а информация, появившаяся в СМИ, может служить основанием для проверки со стороны государственных органов, уполномоченных контролировать соблюдение закона объектами критики.

3. Оперативная функция. Задача СМИ состоит в том, чтобы обслуживать в информационном плане определенные политические силы (государство, политические партии и др.), а также силы, имеющие свой интерес в политике (крупные компании, банки и т.д.). СМИ также отстаивают точку зрения этих сил перед широкой общественностью, перед другими политическими силами, формируют общественное мнение о них.

4. Функция конституирования политических субъектов. СМИ помогают различным политическим силам заявить о себе на политической арене, выявить и сплотить их сторонников, мобилизовать их на единые действия, т.е. занять свою политическую нишу, оформиться в качестве реальной политической силы. Без доступа к СМИ эти попытки обречены на провал.

5. Функция артикуляции интересов. СМИ обеспечивают представителям различных социальных групп возможность публично выражать своё мнение, заявлять о своих политических и иных интересах.

6. Инновационная функция. Она проявляется в инициировании политических изменений через постановку общественно важных проблем, привлечении к ним внимания общества и государства.

7. Образовательная функция и функция социализации. Она проявляется в передаче гражданам знаний, позволяющих упорядочить сведения о политике, правильно ориентироваться в потоке информации. СМИ способствуют включению гражданина в политическую жизнь. В демократичном обществе задачей является привитие гражданам уважения к закону, к мнениям большинства и меньшинства, умения мирно разрешать конфликты.

8. Мобилизационная и мотивационная функции. Эти функции выражаются в побуждении людей к определенным политическим действиям, в вовлечении их в политику.

Высшим критерием деятельности СМИ, выс­шим благом, которое они должны защищать независимо от своих политических предпочтений, должны быть интересы общества.

СМИ и демократия. Одновременно с тем, что СМИ являются элементом политической системы, они выступают неотъемлемой частью механизма демократии. Модель идеальной демократии строится на фундаменте представлений о человеке как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в политической жизни. В демократичном обществе обладать такими качествами должно устойчивое большинство населения. Добиться же объективных суждений граждан невозможно без СМИ. Свободная деятельность СМИ является реальным проявлением свободы слова, без которой остальные политические права не реализуемы. Однако, свобода СМИ не должна означать их оторванности от общества. СМИ должны выражать не только мнение тех, кто их учредил и финансирует, руководит ими, работает в них, а в первую очередь мнение общества. А также они должны нести ответственность перед обществом. В ином случае СМИ становятся политическим орудием в руках сил, преследующих свои частные цели в ущерб интересам общества. В демократических государствах должна преобладать рациональная модель массовых коммуникаций в противовес эмоциональной модели. Рациональная модель предполагает состязательность СМИ в борьбе за доверие и внимание аудитории. Однако и в демократических государствах политические силы нередко применяют методы эмоционального воздействия, особенно в периоды избирательных компаний.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что наличие развитых СМИ, которые объективно и с разных точек зрения освещают политические события, является важной гарантией эффективности демократии, стабильности политического режима.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы избирательного права | Политический маркетинг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.