Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав детей как основная функция На­циональной комиссии по правам ребёнка

Национальная комиссия по правам ребенка РБ была создана в 1996 г. для осуществления и совершенствования государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Основными задачами комиссии являются:

ü контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» и иных нормативных правовых актах;

ü подготовка прогнозов и определение стратегий предупреждения рисков социально опасного положения детей, их минимизации;

ü принятие мер по обеспечению социального благополучия детей в семье, повышению ответственности родителей за воспитание своих детей;

ü проведение мониторингов и анализ положения детей в Республике Беларусь;

ü инициирование и участие в разработке актов законодательства по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей;

ü разработка предложений по совершенствованию социальной политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи, создания условий по реализации прав и защите законных интересов детей;

ü утверждение национальных докладов, представляемых на рассмотрение Комитета по правам ребенка о принятых в стране мерах по закреплению прав детей, признанных Конвенцией, о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав;

ü организация и проведение мероприятий, связанных с Международным днем защиты детей, Международным днем семьи, республиканских благотворительных и иных акций в поддержку детства, семьи, детей, оказавшихся в экстремальных ситуациях;

ü правовое просвещение детей, населения в области прав детей;

ü содействие широкому информированию детей, их законных представителей, общественности о соблюдении Конвенции, Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

ü содействие взаимодействию государственных органов, иных организаций с иностранными государствами и международными организациями по вопросам реализации прав и защиты законных интересов.

Комиссия реализует следующие функции:

§ осуществляет контроль и анализирует деятельность государственных органов и иных организаций, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, реализацию государственных программ поддержки детей и семьи;

§ вносит в установленном порядке предложения по изменению и совершенствованию законодательства по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

§ запрашивает у государственных органов и иных организаций информацию о реализации вопросов защиты прав и законных интересов детей, выполнения государственных программ поддержки детей и семьи, а также по вопросам, связанным с выполнением комиссией своих задач и функций, которые касаются законных интересов детей и рассматриваются судами, прокуратурой, иными правоохранительными органами, за исключением информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательными актами;

§ заслушивает на своих заседаниях информацию должностных лиц государственных органов и иных организаций о ходе реализации Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», других нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов детей, а также государственных программ поддержки детей и семьи;

§ анализирует состояние образования детей, их законных представителей, специалистов, работающих с детьми, в области защиты прав и законных интересов детей, разрабатывает предложения по его развитию;

§ поручает республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам в соответствии с их компетенцией осуществление мониторингов, рассмотрение и подготовку аналитических материалов и заключений по вопросам, касающимся обеспечения реализации прав и законных интересов детей, положения детей и семьи в обществе, повышения ответственности родителей за воспитание детей;

§ рассматривает обращения несовершеннолетних, их законных представителей и других граждан, общественных объединений по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

§ информирует государственные органы о недостатках в работе этих органов по вопросам реализации прав и законных интересов детей, принимает предусмотренные законодательством меры по устранению имеющихся недостатков;

§ через своих представителей принимает участие в работе государственных органов при рассмотрении вопросов, касающихся положения детей, реализации их прав и защиты законных интересов;

§ вносит предложения в Совет Министров Республики Беларусь о создании рабочих групп с привлечением ученых и специалистов для подготовки проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование реализации в стране прав и законных интересов детей, улучшение их положения;

§ развивает международное сотрудничество с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими международными организациями, иностранными государствами по вопросам реализации в Республике Беларусь Конвенции.

Комиссию возглавляет председатель. Председатель комиссии имеет заместителей. Руководство деятельностью комиссии осуществляется председателем комиссии. В состав комиссии входит ответственный секретарь, который составляет перечень вопросов для рассмотрения на заседаниях комиссии, обеспечивает оформление протоколов заседаний.

Персональный состав комиссии утверждается Президентом Республики Беларусь. Комиссия подотчетна Президенту РБ и ежегодно информирует Главу государства о ходе реализации государственных программ поддержки детей и семьи, защите их прав и законных интересов, а также о работе комиссии по выполнению стоящих перед ней задач.

Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в полугодие и оформляются протоколами. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, присутствующих на ее заседании, открытым голосованием. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председательствующий. Решения комиссии, принятые в пределах предоставленных полномочий, обязательны для исполнения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Члены комиссии ведут прием несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан по проблемам обеспечения защиты их прав и законных интересов. В своей деятельности комиссия взаимодействует с Администрацией Президента Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, местными Советами депутатов, общественными объединениями, религиозными и иными организациями.

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется Министерством образования.

При Национальной комиссии по правам ребенка работает Республиканская общественная приемная. Она была создана в 2007 г. и разместилась в здании Национального центра художественного творчества детей и молодежи. Деятельность комиссии позволяет обеспечить защиту прав ребенка по соответствующим международным стандартам. Один раз в месяц члены комиссии проводят здесь тематический прием граждан.

За все время существования Национальной комиссии по правам ребенка в общественную приемную на момент 2010 г. поступило более 50 обращений детей. Это немного по сравнению с обращениями взрослых. В основном в приемную обращаются дети от 10 до 18 лет. Большинство их вопросов «связано с проживанием в семьях группы риска, где родители ведут себя не очень достойно». Кроме того, дети обеспокоены отношениями в молодежной среде. Они выясняют, как защитить себя в группировках сверстников, для которых зачастую характерна жестокость, принуждение к распитию спиртных напитков и т. д. Как правило, дети узнают о существовании приемной из газет или справочников.

В приемную может обратиться любой ребенок с любым заявлением, касающимся его прав, а также взрослые: как родители, так и любые родственники, которые представляют интересы ребенка в защите его прав, опекуны. Все вопросы решаются Национальной комиссией по правам ребенка, в которую входят представители Национального собрания, местных советов депутатов, общественных организаций, министерств и ведомств, психологи, юристы.

Помимо общественной приемной дети также получают возможность высказаться на специальных форумах, которые регулярно организуются при поддержке Министерства образования, детских и молодежных общественных объединений. При желании дети могут пообщаться с членами правительства, представителями министерств и ведомств, депутатами. О том, что интересы детей принимаются во внимание, свидетельствует, в частности, следующий факт: 10 предложений детей были учтены в Национальном плане по охране прав детей на 2004–2010 годы.

Тема 5. Основные права и положение детей в Республике Бе­ларусь

1. Демографическая ситуация в Республике Бела­русь: проблемы и пути решения.

2. Национальные доклады о положении детей в Беларуси. Состояние образования, здравоохранения, отдыха, досуга детей.

3. Меры государственной поддержки семьи и детей. Реализация в республике предложений Комитета по правам ребенка при ООН.

4. Право детей на участие в принятии решений. Детские организации, объединения.

5. Детские форумы. Проблемы детства в СМИ.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Положение детей в Республике Беларусь в 2008 г.: главы из национального доклада // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. – № 3. – С. 3–14.

2. Права ребенка: обучение, реализация, защита: пособие для организаторов занятий по реализации и защите прав ребенка /авт.-сост. Т.М. Степанова, А.М. Маханько. – Минск: ФУАинформ, 2007. – 288 с.

3. Чечет, В.В. Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН / В.В. Чечет, Л.С. Борисик // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – № 1. – С. 6–12; № 2. –С. 3–9.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь / Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь; под общ ред. В.И. Зинковского. –Минск: Информстат Минстата Респ. Беларусь, 2010.

 

1. Демографическая ситуация в Республике Бела­русь: проблемы и пути решения.

По заявлению Белстат демографическая ситуация в Беларуси на начало 2011 г. остается неблагополучной. Смертность превышает рождаемость. Численность населения Республики Беларусь на 1 декабря 2010 года составила 9483,1 тыс. человек и по сравнению с началом года сократилась на 16,9 тыс. человек. Численность населения Республики Беларусь на 1 ноября 2011 г. составила 9 466,7 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 14,5 тыс. человек.

Доля детей в возрасте до 18 лет в общей численности населения республики сократилась с 23,9% на начало 2000 года до 18,3% на начало 2011 года, в том числе проживающих в сельской местности – с 22,3% до 18,1%.

Население Беларуси стареет. В соответствии с классификацией ООН, население страны считается старым, если доля людей в возрасте старше 65 лет составляет 7%. На начало 2011 года в Беларуси доля этой возрастной категории населения достигла 13,8%.

Численность населения старше трудоспособного возраста на 1 января нынешнего года составила 2,2 млн человек (22,8%) и увеличилась за 2 года на 55 тыс. человек.

По данным Белстата, в последние годы отмечается тенденция снижения численности населения в младших возрастных группах. Численность населения моложе трудоспособного возраста (0–15 лет) на 1 января 2011 года составила 1,5 млн человек (16% от общей численности населения) и по сравнению с началом 2009 года уменьшилась на 6,7 тыс. человек. Это связано, прежде всего, с сокращением рождаемости в 90-е годы.

В республике постоянно растет число детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. В настоящее время в республике каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака. Доля детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, с 1990 г. увеличилась почти в два раза. Эта тенденция – не только результат либо «неразумного поведения молодежи», либо осознанного решения «отчаявшейся» немолодой женщины родить ребенка «для себя», как принято считать, но и результат распространения фактических браков, которые не регистрируются в органах ЗАГСа.

Однако есть и позитивные показатели. Так в Беларуси показатель младенческой смертности за последние девять лет снизился в 2,5 раза. Причем если в 90-х годах он ежегодно сокращался на 5%, то начиная с 2000-го года на 14–15%. Снижение младенческой смертности началось в республике примерно с середины 90-х годов. Это совпадает с тем периодом, когда произошло существенное переоснащение родовспомогательной службы, была приобретена аппаратура высокого класса, переподготовлены специалисты, а также стали развиваться перинатальные центры. Кроме того, в последние годы в Беларуси снизилась заболеваемость новорожденных. В 2008 году положительная динамика была отмечена по всем регионам страны. Растет также выживаемость детей с чрезвычайно низкой массой тела.
В Детском кардиохирургическом центре создан банк данных таких пациентов со всей республики. Кроме того, в 2010 году детские кардиохирурги стали практиковать операции в первые сутки после рождения прямо в роддоме. Для этого сформирована выездная бригада.

Совершенствуется и онкологическая помощь детям. Благодаря внедрению в РНПЦ детской онкологии и гематологии современных методов диагностики и лечения выживаемость детей с онкологическими заболеваниями повысилась до 72%. По этому показателю Беларусь занимает второе место в Европе.

В целом заболеваемость детского населения в последние несколько лет стабилизировалась. Однако отмечается тревожная тенденция: в общей структуре детской смертности на лидирующие позиции выходят так называемые внешние причины – травмы и отравления. На их долю, к примеру, у детей в возрасте до 4-х лет приходится практически 50% всех случаев смерти. Отмечается также проблема ухудшения репродуктивного здоровья подростков в связи с приверженностью к вредным привычкам.

Позитивным моментом являются также показатели рождаемости в Беларуси за последние несколько лет. Однако эти показатели не обеспечивают воспроизводства населения, как было отмечено на пресс-конференции 17 ноября 2010 г. в Минске представителями Министерства труда и социальной защиты. Предпринятые государством меры способствовали тому, что начиная с 2004 года в Беларуси наблюдается рост рождаемости. В 2009 году количество рожденных детей составило более ста тысяч. В 2004 году показатель суммарной рождаемости составлял 1,2 ребенка на каждую женщину, сейчас – 1,4 ребенка на одну женщину. Однако этот показатель не обеспечивает воспроизводства населения – население Беларуси воспроизводится только на 65,5%. Демографическая ситуация остается такой же сложной.

В то же время, как заметила специалист, по данным международной организации Save the Children, Беларусь в рейтинге стран мира, благоприятных для материнства, занимает 33-е место среди 160 государств и первое место – среди стран СНГ.

В настоящее время в Беларуси проживает 1 млн 357 тыс. 800 семей, в которых воспитываются дети. Среди них 62% семей имеют одного ребенка, 32% – двоих детей, остальные – троих и более детей.

С целью решения указанных выше проблем в Беларуси на стимулирование рождаемости в текущей пятилетке планируется направить почти Br9 трлн. в рамках Проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Проектом программы предусматривается увеличение денежных пособий при рождении детей и увеличение единовременных выплат, а также предоставление финансовой поддержки на строительство или приобретение жилья. Комплекс мер по стабилизации численности населения на уровне 9,4 млн человек к 2015 году и предпосылки для дальнейшего роста определены в проекте программы, в том числе, посредством материального стимулирования рождения в каждой семье двух или более детей.

В Беларуси с февраля 2011 года на 4,9% возрастают размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей (по данным Министерства труда и социальной защиты).

По словам специалистов, это обусловлено утверждением нового бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (с 1 февраля по 30 апреля 2011 года он составляет Br296 тыс. 870).

Таким образом, с 1 февраля текущего года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет равняется Br 296 тыс. 870, старше трех лет – Br 89 тыс. 60. Единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка достигнет Br 1 млн. 484 тыс. 350, при рождении второго и последующих детей белорусские семьи будут получать Br 2 млн. 78 тыс. 90. Единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, с февраля текущего года составляет Br 296 тыс. 870.

Системой государственных пособий в 2010 году были охвачены около 442,2 тыс. детей в возрасте до 18 лет (24,9% детского населения страны).

Задачи создания принципиально лучшего качества жизни белорусов в период 2011–2015 гг. будут решаться и в области демографии, и в сфере здравоохранения, образования, доходов населения. Основным направлением развития здравоохранения является обеспечение современного уровня медицинской помощи независимо от того, где живет человек. Эта задача будет решаться за счет технического оснащения современным медицинским оборудованием, стопроцентного укомплектования учреждений здравоохранения медицинским персоналом, обеспечения безопасными и качественными лекарствами. Особое внимание будет уделено профилактике заболеваний, занятиям физической культурой и спортом. Рост экспорта услуг здравоохранения будет обеспечен, в том числе, за счет создания международных лечебно-оздоровительных центров на базе санаторно-курортного комплекса страны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Государственная политика в области охраны детства | Право детей на участие в принятии решений. Детские организации, объединения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.