Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативно-правовые основы форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей




Тема 9. Деинституализация детей-сирот

1. Нормативно-правовые основы форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Государственные учреждения как форма жизнеустройства детей, оставшихся без попече­ния родителей.

3. Альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Усыновление (удочерение) как форма устройства детей-сирот.

5. Опека и попечительство. Органы опеки и по­печительства.

6. Права и обязанности опекунов и попечителей. Контроль за деятельно­стью опекунов и попечителей.

7. Пути сокращения социального сиротства в Беларуси.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Кеник, А.А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дикта, 2008. – С. 45–73.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. – С. 98–109.

3. Поспелова, Н.С. Принципы создания профессиональных замещающих семей и их сопровождение / Н.С. Поспелова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – № 10. – С. 21–24.

4. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – С. 104–124.

Нормативно-правовой базой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются следующие законодательные документы.

В 1998 г. был принят документ – Указ Президента РБ от 21.01.1998 г. № 46 «Об утверждении основных направлений государственной семейной политики республики Беларусь». В этом документе была определена государственная семейная политика, представляющая систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропаган-дистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи. Эти меры предполагают:

· создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи;

· создание условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

· обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка;

· создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи;

· совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений;

· проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания.

Реализация названных мер ориентирована на укрепление физического, нравственного и духовного здоровья семьи, сокращение социального сиротства и обеспечение воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественно в семейных условиях.

Для реализации данных мер в РБ принят ряд документов:

· Положение о приемной семье: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1678 (с послед. изм. и доп. от 17 декабря 2007 г. № 1747);

· Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3 (Раздел III. Семья; Раздел IV. Охрана детства; Раздел V. Акты гражданского состояния);

· Закон РБ от 9 декабря 2004 г. № 348-3 «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье»;

· Постановление Верховного Суда РБ от 20 декабря 2000 г. «О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении)» (послед. изм и доп. от 28 сентября 2006 г. № 9);

· Закон РБ от 21.12. 2005 № 73-3 «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

· Закон РБ от 16.05.2006 № 118-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РБ по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении»;

· Постановление Совета Министров РБ от 27 марта 2006 г. № 408 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей»;

· Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг.;

· Декрет Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

· Декрет Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5 «О внесении дополнений и изменений и в Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11. 2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В этих документах определена оперативная работа по отобранию ребенка у родителей; установления статуса детей, оставшихся без попечения родителей; помещение ребенка на государственное попечение. Причинами отобрания ребенка вступают: ведение родителями аморального образа жизни, заболевание алкоголизмом или наркоманией; ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей; а также нахождение родителей в розыске, лечебно-трудовых профилактических учреждениях, в местах содержания под стражей; отбывание родителями наказания в учреждениях в виде лишения свободы, ограничения свободы. Жилые помещения, из которых выселены безответственные родители, закрепляются за детьми;

· Постановление Министерства образования Республики Беларусь №20 от 12 марта 2007г. «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, создания приемных семей, детских домов семейного типа, возврата детей родителям»;

· Положение о порядке международного усыновления (удочерения) детей и установления международной опеки, попечительства над детьми: постановление Совета Министров РБ от 31 января 2007 г. № 122;

· Закон РБ от 15.01.2008 № 118-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам государственной защиты детей в неблагополучных семьях». В данном законе отражены критерии ненадлежащего воспитания детей и уточнены основания для лишения родителей их родительских прав, что обеспечило дополнительные правовые основания для оценки положения семьи и ребенка.

Согласно данному закону решение об отобрании ребенка принимает Комиссия по делам несовершеннолетних, выполняющая роль органа опеки и попечительства. О решении в трехдневный срок уведомляется прокурор. После отобрания ребенок помещается государственное обеспечение в порядке, установленном законом. По закону родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей.

· Президентская программа «Дети Беларуси» на 2011–2015 гг.;

· Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь нак 2011–2015 гг.;

· Кодекс Республики Беларусь об образовании (раздел II «Субъекты обрвазовательных отношений», глава 5 «Обучающиеся, законные представители нкесовершеннолетних обучающихся. Социальная защита обучающихся»; раздел XVI «Поддержка детей, достигших высокий показателей в учебной и общественной работе, детей науждающихся в оздоровлении, детей, находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания».

Таким образом, на данный момент в РБ документально закреплено создание системы ранней и непосредственной профилактики социального сиротства, позволяющей комплексно определять проблемы конкретной семьи, адресно оказывать материальную, социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь, сохраняя для ребенка семью.

 

2. Государственные учреждения как форма жизнеустройства детей, оставшихся без попече­ния родителей.

В нашей стране получили распространение следующие государственные формы устройства детей в специальные учреждения, где обеспечивается их содержание, воспитание, обучение и социализация:

ü общеобразовательные школы-интернаты (школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы-искусств, спортивные школы, санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты). В эти государственные детские учреждения образования могут направляться дети, имеющие родителей, не лишенных родительских прав на воспитание, по их согласию (заявлению). В этом случае зачисление детей производится по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) и в первую очередь детей из многодетных семей, малообеспеченных семей, беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от стихийных бедствий и т п. Прием детей в школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов проводится по заявлениям и на конкурсной основе;

ü образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– дома-малютки;

– детские дома для детей раннего возраста (с 1,5 до 3 лет);

– детские дома дошкольного и школьного возрастов;

– санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении;

– коррекционные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

В Беларуси сегодня для детей-сирот создаются и новые типы учреждений — агрошкола-интернат, технологическая и кадетская школы-интернаты, гимназия для одаренных сирот и др. В порядке эксперимента такие новые типы учреждений уже работают. Это кадетская школа для мальчиков-сирот и гимназия для одаренных девочек-сирот в Могилеве, Сенненская школа-интернат, где дети-сироты получают и аттестат о среднем образовании, и рабочую профессию (столяр, швея). Такие же проекты реализуются в Станьковской, Жодинской и других школах-интернатах для детей-сирот. Это не только облегчает детям выбор специальности, они еще приобретают трудовые навыки, которые им пригодятся в будущем.

В названные выше учреждения принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено. Направление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения образования после их пребывания в приюте осуществляется на основании постановления (распоряжения) администрации города или района, проект которого готовит орган управления образованием.

В число сопроводительных документов включают:

– заявление родителей, а при их отсутствии – соответствующий документ о матери и отце (родители умерли – копия свидетельства о смерти; лишены родительских прав – копия решения суда; скрываются – справка из милиции об их розыске; на длительном лечении – справка медицинского учреждения; осуждены – выписка из решения суда; одинокая мать – справка из загса);

– постановление администрации района (города) о направлении ребенка в детский дом, школу-интернат и сохранении его права на жилплощадь, назначении опекуна над имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему;

– свидетельство о рождении (вкладывается в конверт, который приклеивается на внутренней стороне папки);

– личное дело учащегося;

– акт обследования условий жизни ребенка в семье, в котором отражаются сведения о занимаемой площади и наличии имущества, принадлежащего несовершеннолетнему;

– медицинскую карту, сведения о прививках, анализы;

– заключение медико-психолого-педагогической консультации (в отношении детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

– справку о наличии и месте жительстве братьев, сестер и других близких родственников;

– опись имущества, оставшегося после смерти родителей, копия постановления администрации о назначении опеки над имуществом и квартирой;

– пенсионную книжку, копию решения суда с исполнительным листом о взимании алиментов, который после заполнения направляется по месту работы родителей;

– справку с места жительства о составе семьи;

– листок убытия.

Дети, оставшиеся без попечения родителей воспитываются в РБ также в 10 домах ребенка системы Министерства здравоохранения; в 9 домах-интернатах Министерства труда и социальной защиты.

В соответствии со ст. 174 КоБС опекунами, попечите­лями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, находящихся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для не­совершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечива­ющих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семей­ного типа, детских деревнях (городках), а также совершеннолетних лиц, признанных судом недее-способными или ограниченных судом в дееспособности и помещенных в соответствующие учреждения, являются руководители указанных учреждений, родители-воспитатели в детских домах семейного типа.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, осуществ­ляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в вышеназванных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях.

Для охраны имущественных интересов этих детей в не­обходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

Защита прав бывших воспитанников вышеназванных учреждений, детских домов семейного типа, приемных се­мей возлагается на органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Респуб­лики Беларусь осуществлять защиту прав и законных ин­тересов детей.

Контроль за условиями содержания, воспитания и об­разования детей, находящихся в указанных учреждениях, а также в приемных семьях, осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей. Равным образом эти орга­ны должны защищать права выпускников указанных уч­реждений и бывших воспитанников приемных семей. Осо­бенно это касается трудовых, жилищных, социальных прав таких лиц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.