Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные про­блемы взаимоотношений приёмных родителей и детей




С целью анализа проблем воспитания детей в приемной семье рассмотрим результаты анкетирования, проведенного по инициативе Министерства образования Национальным центром усыновления в октябре-ноябре 2004 г. В исследовании принимали участие 226 приемных семей жителей всех регионов страны: по 33 приемные семьи из Брестской и Витебской областей; по 32 семьи из Гомельской и Могилевской областей; 42 приемные семьи из Гродненской области; 35 семей из Минской области; 19 приемных семей из г. Минска. Анализ исследования показал результаты по следующим параметрам.

1. Воспитательные установки в приемных семьях рассматривались на основе преобладания в семье определенных стилей воспитания; включенности приемных детей в систему дополнительного образования и развития; системы контактов приемных детей с биологическими родите-лями; отношения приемных и биологических детей в приемных семьях.

Многие из опрошенных родителей осуществляют в своих семьях демократический стиль воспитания (174 человека (77%) указали, что конфликты с приемными детьми они разрешают, стараясь спокойно обсудить проблему). Это вполне оправдано наличием богатого опыта воспитания собственных детей у большинства родителей и наличием житейского опыта у тех из них, кто не имеет собственных детей. Небольшая часть респондентов, решая конфликты, настаивает на своей позиции, опираясь на свой собственный опыт (41 человек –18%). Невелико число «либералов», которые позволяют детям поступить, как те считают нужным, будучи убежденными, что опыт можно приобрести только на своих ошибках (11 человек – 5%). Указанные тенденции подтверждаются тем, что большинство родителей, воспитывающих приемных детей подросткового возраста, дают детям деньги на карманные расходы.

Самой больной проблемой в семейной адаптации и воспитании приемных детей, по мнению 150 (66%) респондентов, является проблема привития интереса у детей к школьным занятиям, преодоления трудностей в обучении; не меньше усилий требует искоренение у них вредных привычек (на это указали 115 (50%) респондентов); трудно дается установление и воспитание дисциплины у приемных детей (считают 97 (42%) человек), трудности в налаживании доверительных отношений с ребенком испытали 43 человека (29%). Трудно преодолевается отрицательный опыт воспитания в родной семье, отклонения в сексу-альном поведении ребенка, стрессы, связанные с отторжением ребенка родной семьей и вызванные различными формами насилия над ним.

Дети школьного возраста, воспитывающиеся в приемных семьях, как правило, включены в систему дополнительного образования и развития: подавляющее большинство из них посещают кружки детского творчества и по интересам, спортивные секции, бассейны, танцевальные, музыкальные и художественные студии.

В большинстве респонденты уверены в том, что их приемные дети чувствуют себя в равном положении с родными детьми (только один человек сомневается в этом); практически все убеждены, что приемным детям нравится в их семье (только 4 человека указали, что детям «не очень нравится» в их семье).

В семьях 10 респондентов собственные дети отнеслись насторо-женно к появлению новых детей, ребенок одного респондента открыто возражал против этого. Остальные 95 % биологических детей поддержали принятие в семьи приемных детей (в некоторых случаях настояли на этом).

Между собственными и приемным детьми в большинстве семей никогда не было трудностей или каких-либо трений. В 37 семьях такие трудности были только первые месяцы функционирования приемной семьи. В 4 семьях до сих пор существует ревность между родными и приемными детьми.

Показательно, но в большинстве приемных семей дети не общаются с биологическими родителями. При этом сами приемные родители не препятствуют такому общению. Только в 16 семьях дети имеют связи с биологическими родителями, еще в 18 – такое общение, по мнению приемных родителей, осуществляется редко.

Можно заключить, что стили воспитания приемных детей, осуществляемые в приемных семьях, подтверждаются наличием значительного житейского и воспитательного опыта приемных родителей, что свидетельствует о воспитательной устойчивости приемной семьи как воспитательного института и института социализации. Этому также способствует выявленная включенность приемных детей в образовательную инфраструктуру микрорайонов.

Однако для оптимизации вхождения приемного ребенка в новую семью можно наладить обучение (и/или осуществлять психолого-педаго-гическое сопровождение) родных детей кандидатов и/или собственно приемных родителей. Это позволит уменьшить трудности адаптации приемного ребенка в новой семье.

Рассмотим подробнее проблемы воспитания приемных детей, выявленные в ходе исследования 2004 г.

Проблемы физического здоровья.

Наиболее частая проблема в физическом здоровье приемных детей – стоматологическая. На момент помещения в приемную семью у 72 несовершеннолетних были проблемы с зубами. Очевидно, обусловили эту проблему у детей как недостаточное питание их матерей в период беременности, так и несбалансированность питания детей и их авитаминизация до поступления в приемную семью.

У 68 детей на момент помещения в приемную семью наблюдались различные патологические состояния дыхательных путей: частые про-студные заболевания, бронхиты, ангины, заболевания носоглотки, легоч-ной системы.

У 50 несовершеннолетних наблюдалось истощение. Недостаток прививок, как следствие социальной и материнской депривации, отмечался, на момент помещения в семью, у 31 несовершеннолетнего.

24 ребенка страдали, на момент помещения в семью, различными инфекциями, среди которых чаще других родителями упоминаются инфекции мочеполовой системы.

Из наиболее часто встречающихся органических поражений у приемных детей их родители выделили нарушения зрения, которые отмечаются у 39 детей (косоглазие, астигматизм, дальнозоркость и др.).

Признаками органического поражения центральной нервной системы следует считать указанные у 25 несовершеннолетних двигательные нарушения (некоторые дети раскачиваются, иногда во сне или при засыпании, бьются головой). Повторяют навязчивые стереотипичные движения (сосание губ, расчесывания, потирания и т.д.).

У 4 детей наблюдается нарушение слуха. Многие переживают состояние задержки моторного развития, у 2 детей – псориаз, 5 – имеют судорожные синдромы, 1 приемный ребенок страдает эпилепсией, 2 являются инвалидами с детства.

Указанные проблемы физического здоровья явились достаточно стойкими: так, стоматологические проблемы до сих пор актуальны для 20 детей; расстройствами дыхательной системы продолжают страдать 18 несовершеннолетних, нарушения зрения по прежнему беспокоят 21 ребенка, достаточно стойки и двигательные нарушения – они продолжают отмечаться у 13 детей.

Психосоматические расстройства.

Наибольшую обеспокоенность у приемных родителей вызывают проблемы со сном у приемных детей: 48 детей имели такие проблемы на момент помещения в семью, 12 продолжают ими страдать и сейчас. Среди основных расстройств сна родителями чаще упоминаются трудность засыпания, наличие беспокойного сна, сон с кошмарами.

У 31 ребенка, поступившего в приемные семьи, отмечаются частые непроизвольные мочеиспускания, энурез и энкопрез. Причем 11 детей продолжают испытывать эти патологические состояния на всем протяжении времени пребывания в приемной семье.

52 несовершеннолетних имеют проблему переедания или неуемного голода, что также характерно для детей, переживающих последствия материнской, сенсорной и социальной депривации. Указанная проблема сохраняется у 7 несовершеннолетних, несмотря на значительный стаж жизни в приемной семье.

На частую головную боль с начала жизни в приемной семье жаловались 18 детей, 5 испытывают это и сейчас. Головокружение и рвота были типичны для 16 детей (на начало жизни в приемной семье), сегодня они сопутствуют 2 детям.

Проблемы речевого развития.

Указанные проблемы, среди которых на первом месте – органические и социальные (недоразвитие речи), характерны для 53 детей на момент помещения их в приемные семьи; сейчас эти проблемы актуальны для 13 несовершеннолетних.

55 детей допускали, на момент начала обучения, частые ошибки при письме (эта проблема продолжает сопутствовать 22 детям). В основе данной проблемы лежат, как правило, неразвитость слухового анализатора, невнимательность, плохая память.

Среди функциональных речевых нарушений наиболее часто приемными родителями указывается дислалия (24 ребенка).

Школьные проблемы.

Наиболее частая проблема этой группы – сложности с выполнением домашнего задания, что отмечено у 61 ребенка школьного возраста на момент помещения в приемную семью, и продолжает отмечаться у 22 детей, несмотря на достаточный срок нахождения в семье. Приемные родители свидетельствуют, что главное в этой проблеме – отсутствие дисциплинированности, обязательности при подготовке домашнего задания, плохая память, отсутствие или сложности произвольных запоминания и внимания.

Школьная неуспеваемость отмечалась вначале у 38 детей, со временем только 9 приемных детей имеют неуспеваемость по некоторым школьным предметам. Приемные родители указывают, что многим детям, при подготовке уроков, необходим жесткий и постоянный контроль со стороны.

Актуальные проблемы формирования привязанности.

Наиболее частой проблемой этой группы являются боязнь и страх приемных детей потерять новую семью (73 ребенка). С течением времени пребывания в семье эта проблема не потеряла актуальности у 22 несовершеннолетних.

46 детей на начало жизни в приемной семье постоянно проявляли излишнее требование внимания и преданности от приемных родителей (44 ребенка), со временем эта проблема осталась у 18 детей.

33 несовершеннолетних излишне проявляли привязанность к незнакомым, со временем проблема осталась у 4 детей. Следовательно, с течением жизни в стабильных домашних условиях «интернатовская» привычка спонтанного поиска близких значимых людей устраняется.

Психологическое отстранение, отчуждение от приемных родителей в начале жизни в новой семье проявляли 16 детей, эмоциональный шантаж приемных родителей использовали 9 детей, явное эмоциональное предпочтение одного из родителей проявляли 11 человек.

Проблемы, связанные с прошлой жизнью.

Наиболее распространенными оказались повторяющиеся воспоми-нания прошлого, актуальные для 51 ребенка на момент помещения в приемную семью (для 10 из них это осталось актуальным и впоследствии).

23 ребенка проявляли вначале беспокойство о биологических братьях, сестрах, со временем, это беспокойство сохранилось у 6 детей.

11 детей идеализировали вначале свое прошлое, со временем идеализация прошлого осталась у 2 несовершеннолетних.

Сложности в построении новой жизни.

С отрицанием прошлого в приемные семьи пришло 15 детей, 1 из них до сих пор отрицает свой прежний опыт жизни.

У 14 детей явно имеется неясность своей истории, 21 ребенок испытывал сильное волнение в момент разговора на тему прошлого, 2 – повышенную агрессивность по отношению к новым родителям, 6 – сильно волнуются в момент разговора на тему жизни в новой семье.

Вероятно, что сложности в построении новой жизни обуслов-ливаются не только трудностями личностной идентификации, что свойственно подавляющему большинству депривированных несовершен-нолетних, но и отсутствием целенаправленной работы приемных родите-лей по созданию и расширению контактной сети приемного ребенка.

Проблемы полового поведения.

Излишнее половое любопытство проявляли 26 несовершеннолетних на момент создания их приемных семей. С течением времени этой проблемы не решили 9 из них.

Стыдливость и скрытность без какой-либо причины проявляли 12 детей, для 2 эта проблема до сих пор актуальна.

4 ребенка демонстрировали сексуальное поведение. Возможно, ска-зался их прежний опыт жизни в семейных условиях, далеких от традиции-онных представлений о супружеской и семейной порядочности и чистоты.

Социальная адаптация. Агрессивное поведение.

Физическую агрессию по отношению к взрослым демонстрировали 10 несовершеннолетних, 3 из них продолжают это делать, несмотря на значительный опыт воспитания в семье. Словесную агрессию в отношении взрослых проявляли 16 человек, для 7 это до сих пор актуально.

20 детей решали конфликты со сверстниками «кулаками», 4 продолжают вести себя агрессивно, несмотря на опыт жизни в благополучных семейных условиях. Словесную агрессию к сверстникам демонстрировали 24 ребенка, для 7 это также актуально.

На начало жизни в приемной семье 8 детей проявляли разрушительное поведение, 1 – продолжает вести себя также негативно.

Сложности в отношениях со сверстниками проявляли 19 детей, для 5 эта проблема сохраняется. Застенчивость, проявляемая ранее 19 несовершеннолетними, в основном девочками, осталась заметна у 10.

Невыполнение предъявляемых норм поведения.

Наиболее частой, по мнению приемных родителей, является ложь и обман, которые проявляли 61 ребенок. Это нарушение норм актуальным осталось для 23 детей, несмотря на жизнь в приемной семье.

Проблемы с деньгами, кражи были первоначально актуальны для 22 несовершеннолетних, впоследствии остались у 4 детей. «Невинное присвоение предметов» было актуальным для 24 детей, у 5 это осталось.

Разумные требования родителей о выполнении посильной работы по дому в начале игнорировали 18 детей, 11 из них продолжают относиться к домашней работе нехотя.

43 ребенка не выполняли гигиенические нормы и требования, у 15 это осталось с течением времени. 47 детей не соблюдали норм в еде. Как следствие неблагополучного детства это осталось у 19 из них.

Нарушение норм просмотра телепередач и норм сна поначалу осуществляли 22 ребенка, у 19 это осталось.

Всеобщее неподчинение демонстрировали 12 несовершеннолетних подростков при помещении в приемную семью, у 4 это остается проблемой. У 2 подростков с течением времени жизни в приемной семье были зафиксированы побеги и исключения из школы.

Ревность, агрессивность и драки с братьями, как родными, так и приемными, поначалу наблюдались у 15 детей, с течением времени эта проблема осталась актуальна для 3 несовершеннолетних.

Таким образом, анализ данных о приемных детях позволяет утверждать, что массовые особенности психофизического развития, поведенческие деформации и девиации, сложности вхождения в детский социум для приемных детей являются следствиями депривационного синдрома, наличия неблагополучного жизненного опыта, отягощенной наследственности.

Многие из обозначенных проблем, даже несмотря на положительный опыт жизни детей в приемных семьях, продолжают оставаться актуальными. В этой связи необходима более качественная подготовка и профессиональный отбор приемных родителей.

Как показывает практика работы с приемными семьями, необходимо корректировать число приемных детей в семьях, в случае, если один из детей имеет проблемы с адаптацией. Пополнение семьи новыми детьми чревато негативными последствиями для всех ее членов, делая приемную семью уязвимым социальным образованием.

Специалистам социально-педагогических учреждений и органов охраны детства нужно проводить профильное и адресное социально-педагогическое и психологическое сопровождение приемных семей в зависимости от наличия и актуальности проблем.

Очевидно, что в случае поступления ребенка в приемную семью из приюта или из родной семьи, социальным педагогам, психологам учреждений образования, осуществляющим патронаж созданной приемной семьи, следует уделять большое внимание сопровождению и поддержке именно ребенка в новой семье, а не только родителей.

Для выявления актуальных потребностей приемных семей, детей в этих семьях, следует проводить региональные опросы, анкетирование, интервьюирование этих категорий граждан.

Целесообразно разработать специалистам вариативные семинарские программы сопровождения приемных семей в зависимости от выявленных при их функционировании проблем, возраста и особенностей детей (в том числе и родных).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.