Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления деятельности органов опеки и попечительства по передаче ребёнка в приём­ную семью

Содержание и формы работы с семьей в процессе подготовки к исполнению роли приемных родителей.

Эффективность процесса подготовки профессиональных воспитателей к работе с ребёнком за­висит от его систематичности и логической по­следовательности организации. Для реализа­ции этих условий необходимо провести специ­альную подготовку родителей- воспитателей, которая предполагает формирование у них си­стемы знаний, умений и навыков работы со специфическими проблемами ребёнка. В данную систему входят необходимые психолого-педагогические знания из области развития, формирования и социального становления лич­ности ребёнка в семье, а также умения, позво­ляющие осуществлять:

ü учёт последствий перенесённых ребёнком психологических травм и тяжёлых пере­живаний и содействие их минимизации;

ü коррекцию возможных деформаций нрав­ственного сознания и поведенческих сте­реотипов ребёнка (в частности, представ­лений о нормах семейного взаимодей­ствия, семейных схем и механизмов вну­трисемейного взаимодействия);

ü взаимодействие с ребёнком с девиантными поведенческими проявлениями, об­условленными неадекватными условиями его пренатального развития и последую­щей жизнедеятельностью в кровнород­ственной семье.

Содержание обучающей работы направлено на формирование у кандидатов в профессиональные воспитатели:

знаний:

v о специфических особенностях развития и формирования личности ребёнка, остав­шегося без попечения родителей;

v о путях и методах взаимодействия с ребён­ком в семье, в том числе в сложных педа­гогических ситуациях;

v о нормативно-правовой базе создания приемной семьи;

умений и навыков:

v учитывать социальную ситуацию развития личности конкретного ребёнка во взаимо­действии с ним;

v решать воспитательные задачи в приемной семье, направленные на успеш­ную социализацию и социальную адапта­цию ребёнка;

v сотрудничать с интернатным учреждени­ем, передающим ребёнка на воспитание в приемную семью, и другими заинте­ресованными социальными институтами в оказании ребёнку комплексной медико- психолого-педагогической и правовой по­мощи.

Процесс обучения кандидатов в профессиональные воспитатели предусматривает проведение си­стемного комплекса психолого-педагогических и социально-педагогических обучающих занятий (практикумов) с использованием интерактивных форм и методов обучения, направленных на практическое усво­ение получаемых знаний. Он осуществляется в следующих направлениях:

1. Социально-правовая подготовка буду­щих профессиональных воспитателей. Предпола­гает овладение знанием нормативно-правовых основ создания приемной семьи и организа­ции жизнедеятельности ребёнка, зафиксирован­ных в международных и государственных документах. Содержание обучения предусматривает ознакомление кандидатов:

v с перечнем и содержанием документов о социальном положении и состоянии здо­ровья ребёнка, принимаемого в замещающую семью;

v с порядком изучения, сбора и оформле­ния документов, необходимых для созда­ния приемной семьи;

v с информацией о должностных ли­цах, с которыми осуществляется их сотрудничество, и о способах сотрудниче­ства с органами опеки и попечительства.

Важно обратить внимание будущих кандида­тов на их право на гарантированную государ­ственную заботу о приемной семье.

2. Психолого-педагогическая подготовка.

Заключается в формировании у будущих профессиональных воспитателей знаний, умений и на­выков в области психолого-педагогических за­кономерностей и организации процесса раз­вития и становления личности ребёнка в се­мье. Данная подготовка предполагает получе­ние знаний:

v о влиянии воспитания на развитие и фор­мирование личности ребёнка, функциях семейного воспитания в процессе его со­циализации и социальной адаптации, под­готовке его к самостоятельной жизни в обществе;

v о правах и обязанностях родителей и де­тей, сущности и значении родительской позиции в семье, распределении ролей и функций между её членами, создании бла­гоприятного психоэмоционального клима­та в приемной семье;

v об особенностях развития и формирова­ния личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей (причины сиротства и его последствия для развития ребёнка и формирования личности, влияние соци­ального опыта ребёнка из асоциальной се­мьи на его последующую социализацию и социальную адаптацию);

v о возрастных особенностях ребёнка и про­блемах воспитания, связанных с возрас­том;

v об общении с ребёнком и установлении доверительных отношений с ним, процес­се приспособления ребёнка к нормам се­мьи в системе семейных взаимоотноше­ний, продолжительности и этапах его адап­тации в приемной семье, признаках и показателях уровня его адаптированности в системе внутрисемейных отношений приемной семьи;

v об условиях успешной адаптации ребён­ка в приемной семье, правилах обще­ния и поведения родителей-воспитателей на разных этапах процесса его адаптации в семье;

v о способах организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных пе­дагогических ситуациях, путях преодоле­ния трудностей в установлении эмоцио­нального контакта с ним, причинах возможных отклонений в поведении и про­филактике;

v об организации помощи ребёнку в процес­се его развития, создании условий в семье для его подготовки к школе и помощи ему в процессе обучения, профилактике труд­ностей в обучении ребёнка, воспитываю­щегося в приемной семье.

В случае создания неполной приемной се­мьи и подготовки профессионального воспитателя, не состоящего в браке, следует уделить внима­ние следующим аспектам в рамках реализации основных направлений подготовки:

v образ жизни и материальное положение приемного родителя (обычно жен­щины), принявшего на воспитание ребён­ка, оставшегося без попечения родите­лей;

v мотивы принятия на воспитание ребёнка и формирования у него привязанности к ма­тери в неполной приемной семье;

v социальное окружение для неполной приемной семьи;

v возможные проблемы и ошибки в станов­лении детско-родительских отношений в неполной приемной семье.

В процессе подготовки кандидатов в профессиональные воспитатели осуществляется обязатель­ная беседа с будущими родителями-воспитателями о состоянии здоровья ребёнка. Особое внимание обращается на работу с кандидатами в приемные родители ребёнка-инвалида и ребёнка, страдающего хроническими заболе­ваниями. Лица, изъявившие желание воспиты­вать такого ребёнка, должны иметь реалисти­ческое представление о сущности инвалидно­сти и специфике состояния здоровья и разви­тия ребёнка, принимаемого ими в семью. Они должны иметь адекват­ное представление о характере лечения и психосоциальной реабилитации депривированного ребёнка-инвалида, а также уметь оказать ему необходимую помощь в процессе обучения и социального развития.

Важным элементом подготовки будущих профессиональных родителей к психолого-педагогическому взаимодействию с больным ребёнком является осознание ими возможности сформировать у них установку на успешную реабилитацию.

Обучение кандидатов в приемные родители предполагает профилактику ти­пичных ошибок семейного воспитания ребёнка-инвалида. В содержание обучающих занятий с профессиональными родителями включают­ся вопросы взаимодействия приёмного ребёнка с родными детьми в приемной семье. Канди­даты в профессиональные родители должны владеть приёмами и способами установления сотрудни­чества между детьми и профилактики детской ревности. Такая работа способствует преодоле­нию страха и недоверия в общении со взрослы­ми, формированию у них доверия ко взрослым и другим детям. В ходе проведения тренинговых занятий с кандидатами в приемные родители целесообразно использовать дифференци­рованный и индивидуальный подходы с учётом специфики конкретной педагогической ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого.

Далее предлагаются разра­ботанные специалистами СППС примерные тематика и содержа­ние социально-педагогических практикумов для подготовки кандидатов к выполнению функций приемных родителей, ко­торые могут быть использованы в практической работе.

Тематика и содержание подготовки приемных родителей

1. Нормативно-правовые основы создания приемной семьи.

Гарантии прав и интересов ребёнка в между­народных и государственных документах. Исто­рия возникновения приемных семей. Цель создания, сущность и задачи приемной семьи. Нормативно-правовая основа создания и функ­ционирования приемной семьи.

Участники воспитательного процесса в приемной семье, их права и обязанности. Оформление правового статуса приёмной семьи. Оформление договора о передаче ребёнка в приемную семью. Государственная забота о приемной семье в Респу­блике Беларусь.

2. Особенности развития и формирования личности ребёнка, оставшегося без попече­ния родителей.

Причины сиротства. Понятие о депривации и её последствиях для дальнейшего развития и личностного формирования ребёнка на различных возрастных этапах. Особенности соци­ального развития ребёнка, оставшегося без по­печения родителей. Социальный опыт ребёнка из асоциальной семьи и его влияние на форми­рование социальных навыков. Специфика опыта жизнедеятельности воспитанника интернатного учреждения.

3. Организация процесса создания приемной семьи.

Функции интернатного учреждения (органа опеки и попечительства) передаю­щего ребёнка на воспитание в приемную се­мью. Функции профессиональных родителей в фор­мировании личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Требования, предъявляе­мые к родителям-воспитателям. Воспитатель­ные установки и межличностные отношения, создание благоприятного психоэмоционального климата в приемной семье. Знакомство с ребёнком и установление кон­такта с ним в процессе организации приемной семьи.

4. Психолого-педагогические условия раз­вития и формирования личности ребёнка в приемной семье.

Сущность и взаимосвязь процессов воспита­ния, развития и формирования личности ребёнка. Социализация и социальная адаптация ребёнка. Приемная семья как первичный институт со­циализации ребёнка. Возрастные особенно­сти развития и формирования личности ре­бёнка. Функции семейного воспитания на раз­ных этапах развития и формирования личности ребёнка.

Ролевая структура приемной семьи. Права и обязанности родителей-воспитателей и ребёнка в семье. Понятие о родительской позиции в приемной семье. Нарушения родительской позиции в се­мье и их последствия для формирования лично­сти ребёнка и его социализации. Профилактика трудновоспитуемости ребёнка в семье.

Создание в приемной семье условий для успешной подготовки и последующего обучения ребёнка в школе. Помощь ребёнку в процессе его школьного обучения. Взаимодействие шко­лы и приемной семьи в процессе развития и формирования личности ребёнка.

5. Адаптация ребёнка в приемной се­мье.

Особенности адаптивности и сущность про­цесса адаптации ребёнка в приемной семье. Его приспособление к нормам семьи в системе семейных взаимоотношений. Этапы адаптации ребёнка в приемной се­мье. Его ознакомления с системой семейных отношений и установление равновесия. Этап экспансии ребёнка в процессе его адаптации в приемной семье. Установление контакта с ребёнком в период его возврата к привычным формам поведения. Проявления псевдоадапта­ции ребёнка и создание условий для интериоризации им семейных ценностей. Привыкание ребёнка к системе внутрисемейных отношений. Уподобление как завершающий этап адаптации в приемной семье.

Признаки и показатели адаптированности ре­бёнка в системе внутрисемейных отношений приемной семьи. Условия успешной адаптации ребёнка в приемной семье. Взаимодействие родителей-воспитателей с ребёнком на раз­ных этапах его адаптации в семье.

6. Способы организации межличностного взаимодействия с ребёнком в сложных педа­гогических ситуациях.

Причины отклонений в поведении ребёнка в приемной семье. Трудности в установлении эмоционального контакта с ребёнком в приемной семье и их преодоление. Эмоциональные препятствия и повышенная мотивация у ребёнка в процессе общения с примеными родителями. Эмоциональные блокировки, вызванные ранними переживаниями, и психогигиена обще­ния с ребёнком. Методика общения и установле­ния доверительных отношений с депривированным ребёнком.

Особенности познавательной деятельности депривированного ребёнка. Трудности в обуче­нии приемного ребёнка, оказание ему помощи в их преодоле­нии в условиях приемной семьи. Профилактика трудно­стей в обучении депривированного ребёнка.

7. Воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в неполной прием­ной семье.

Образ жизни и материальное положение женщины, принявшей на воспитание ребён­ка, оставшегося без попечения родителей. Иерархия мотивов принятия ребёнка на вос­питание. Значение социального окружения для неполной приемной семьи. Особенности формирования у ребёнка привязанности ко взрослому в неполной приемной семье. Родительская позиция в неполной приемной семье и профилактика проблем в сфере меж­личностных отношений.

8. Особенности воспитания и социализа­ции ребёнка-инвалида (ребёнка, страдающе­го хроническим заболеванием) в приемной семье.

Понятие об инвалидности. Инвалидность в детском возрасте. Специфика развития и форми­рования личности ребёнка-инвалида. Лечение и психосоциальная реабилитация депривирован­ного ребёнка-инвалида. Воспитание ребёнка с ОПФР в приемной семье и оказание помощи в его обучении. Ком­плексная помощь ребёнку-инвалиду и функции приемных родителей. Социализация и соци­альная адаптация депривировнного ребёнка-инвалида в приемной семье. Профилакти­ка типичных ошибок семейного воспитания ребёнка-инвалида.

Сущность, клиническая картина хронического заболевания и его влияние, на развитие ребён­ка. Организация процесса воспитания ребёнка, находящегося на воспитании в приемной се­мье, с учётом хронического заболевания и его последствий. Организация медицинской помо­щи ребёнку, находящемуся на вос­питании в приемной семье.

Одним из ярких примеров эффективной программы подготовки кандидатов в приемные родители является Программа профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей, разработанная Национальным центром усыновления Министерства образования РБ (см. приложение Ж).

 

В числе направлений деятельности органов опеки и попечительства по передаче ребёнка в приём­ную семью следует назвать:

Ø организацию поэтапной поддержки ребенка в условиях детского социально-педагогического учреждения, оказание ему необходимых видов помощи (медицинской, психологической, социально-педагогической, социально-правовой);

Ø содействие организации обучения кандидатов по программе подготовки замещающей семьи к выполнению роли приемных родителей;

Ø подготовку пакета необходимых документов, передаваемых приемным родителям на этапе помещения ребенка в приемную семью.

В рамках первого направления в условиях социально-педагоги-еского учреждения в работе с ребенком решаются следующие задачи:

• создание условий для адаптации несо­вершеннолетнего к жизни в приюте;

• организация необходимых видов помощи;

• реализация комплекса мер, направлен­ных на реабилитацию ребенка;

• подготовка ребенка к возвращению в биологическую семью, передаче в замещаю­щую семью или интернатное учреждение.

Названные задачи отражают поэтапную работу с ребенком в условиях приюта (этапы адаптационный/диагностический, реабилита-ционный, постреабилитационный). Функции подготовки воспитанника к передаче в приемную семью выполняются на реабилитационном этапе. Ниже в таблице представлены основные формы работы специалистов СПЦ с воспитанником, направленные на восстановление его социальных характеристик с целью создания социально-психологической базы для его дальнейшей социализации в условиях изменившейся биологической или замещающей семьи.

 

Специа-лист Общая характе-ристика коррекци-онно- реабилита-ционной деятель-ности Формы и методы работы Использование до-полнительных сре-дств и привлечение специиалистов смежных служб
Психо-лог Осуществление коррекционно-ре-абилита­ционной (психологической/ психотерапевти-ческой) ра­боты согласно своей профессииональ-ной компетент­ности с учётом выявленной проб-лемы ребёнка Индивидуальные фор­мы работы (консультирование, психотера-певтические методики и методы (нлп, арт-, игро-, сказкотерапия, психоанализ, методика релакса-ции и т.д.), коррекция психичес-ких по­знавательных процессов (внимание, память и т.д.) Групповые фор­мы работы (тре-нинги общения; разви­тия уве-ренности в себе, эмоциональ-ного ре­агирования, ассертив-ности, восстановления детско-родительских отношений и т. д.) Использование видеока­мер, виде-озаписи, компью-терных обучаю-щих, коррекции-онных и диагнос-тических про-грамм; анализ ви-део- и аудиодоку-ментов; привлече-ние при необходи-мости психотера-певтов, психиат-ров, клинических психологов
Социа-льный педагог Осуществление социально- педа-гогической ра-боты со­гласно своей профессио­нальной компе-тентности с учё-том выявленной про­блемы ребёнка Индивидуальные (беседы с ре-бёнком и его ро­дителями на морально-нравственную тема-тику; оценка поведения в со-циальном окружении и школе, отношения к родителям и отно-шений между родителями; социально-педагогическое кон-сультирование по выявлению и разреше­нию проблем детско-родительских, детско-детских отношений; методы внушения, убеж­дения, контроля) и групп-повые (беседы по про­блемам организации безопасности жиз-неде­ятельности ребёнка в со-циальном контексте, экскурсии в учреждения здравоохране-ния, МЧС, спасательные служ-бы ОСВОД и т. д.) фор­мы ра-боты. Обучение правилам са-мозащиты в экстренных случа-ях; проведение соц.-пед. тре-нингов в зависимости от выяв-ленных проблем (совместно с психоло­гом); формирова-ние социальной компетентно­сти и самостоятельности ребёнка Привлечение ра-ботников ИДН, МЧС, МЗ, компе-тент­ных специа-листов в области санитарно-гигие-нической службы и т.д.
Воспи-татель Осуществление педагоги­ческой работы согласно своей профессии-ональной компе-тентности с учё-том выявленной проблемы ребён-ка Индивидуальные (беседы с ре-бёнком о пра­вилах поведения в СПЦ, на улице, дома и т.д.) и групповые (досуговые и обуча-ющие меро­приятия – виктори-ны, конкурсы, экскурсии, тру­довые десанты, десанты помощи престарелым людям и т. д.) формы работы. Приуче-ние к режиму и гигиене. Осуществление наказания и поощрения по за­ранее огово-рённой схеме (взаимодействия с ребёнком), а также согласно рекомендациям соответствую-щих специалистов. Методы, поо­щрения/наказания, убеж-дения, контроля, вну­шения Привлечение представителей религиозных общин (из перечня разрешённых на территории РБ)

 

Как показывает анализ социально-педагогической практики, в СПЦ реализуются следующие виды деятельности в рамках плана помощи несовершеннолетнему:

Медицинская помощь

Ø Медицинские осмотры, организация стационарного лечения (при необхо­димости), витаминизация, закаливание, профилактические прививки, организация сбалансированного питания, беседы о здоровом образе жизни (режим, гигиена и т.д.).

Социально-педагогическая помощь

Ø Составление карты сети контактов, анкетирование, индивидуаль-ные и групповые консультативно-коррекционные занятия, занятия по развитию социального интеллекта «Уроки жизни», диспуты на нравст-венно-правовую тематику, занятия по восстановлению детско-родитель-ских отношений, занятия по правовому воспитанию, занятия курса «Здоровый образ жизни».

Психолого-педагогическая помощь

Ø Ролевые и развивающие игры, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, занятия «САН», «Я и социум», «Тропинка к своему Я», кружок «Учимся, играем – себя развиваем», интервью, консультации, индивидуальные и групповые занятия.

Педагогическая помощь

Ø Цикл мероприятий «Ты и Родина», уроки этической грамматики, традиционные праздники, дни именинника, Дни здоровья, занятия в кружках приюта и школы, участие в мероприятиях, проводимых в школах, дошкольных учреждениях; беседы, теоретические и практические занятия различной направленности; совместная трудовая деятельность.

Социально-правовая помощь

Ø Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социально помощи;

Ø Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего

Ø Помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребенка.

Если возвращение ребенка в биологическую семью по ряду причин невозможно, в приюте (детском доме, интернате) реализуется программа по подготовке воспитанников детского социального учреждения к помещению в опекунские или приемные семьи. Данная программа направлена на психолого-педагогическую и правовую подготовку воспитанников для проживания в замещающей семье.

В рамках психолого-педагогической подготовки программа предполагает решение следующих задач:

Ø просвещение детей в сфере семейного взаимодействия;

Ø профилактика нарушений семейной общности;

Ø помощь детям в гармонизации внутрисемейных отношений;

Ø формирование у детей навыков социальной компетентности.

Реализация психолого-педагогической части программы предполагает формирование и развитие у детей навыков коммуникации, самоконтроля, рефлексии, жизненного и ситуационного целеполагания, социальной перцепции. Работа имеет групповой характер.

В этом отношении целесообразно применять в работе с воспитанником программу формирования социальных навыков, построенную на примени арт-терапевтических методов. Такая программа включает, как правило, три блока.

Блок 1. Психокоррекционная работа, направленная на развитие социально-коммуникативных навыков. Включает следующие этапы:

ü Самопрезентация. Направлена на формирование у ребенка умений вступать в контакт, проявлять общительность, доброжелательность и т.п.

ü Формирование позитивной самооценки.

ü Обратная связь. Обучение ребенка прислушиваться к мнению близких людей, правильно реагировать на советы и рекомендации и т.д.

ü Ролевые игры. Позволяют ребенку познакомиться с образцами ролевого поведения в семье.

ü Решение конфликтных ситуаций с помощью игр-драматизаций.

Блок 2. Коррекционная работа по раз­витию навыков адекватного эмоциональ­ного реагирования.

ü Приёмы рациональной или разъяс­нительной терапии.

ü Формирование и развитие доверия.

ü Релаксационные техники.

ü Методы арт-терапии (игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, кинотерапия и т.д.).

Блок 3. Социально-психологическое обучение навыкам конструк-тивного ре­агирования в процессе межличностного взаимодействия.

ü Преодоление неконструктивных пси­хологических защит.

ü Преодоление конфликтности (предпо­лагает формирование навыков конструк­тивного реагирования в конфликтных си­туациях).

В рамках правовой подготовки детей к передаче в приемную семью работу с воспитанниками проводит социальный педагог. Работа может осуществляться также через формы ролевых игр, социально-педагоги-ческих тренингов и практикумов.

В рамках второго направления работы СПЦ при наличии кандидатов в усыновители, в приемные родители или родители-воспитатели специалисты приюта участвуют в реализации программы подготовки кандидатов к исполнению роли замещающей семьи по программе, разработанной специалистами социально-педагогического учреждения или программе, разработанной Национальным центром усыновления Республики Беларусь.

В рамках третьего направления на ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, районные, городские, районные в городе органы опеки и попечительства подготавливают следующие документы для передачи:

ü свидетельство о рождении ребенка;

ü документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие) (в ред. постановления Совмина от 17.12.2007 N 1747);

ü медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Министерство здравоохранения) (в ред. постановления Совмина от 17.12.2007 N 1747);

ü заключение медико-психолого-педагогической консультации (в отношении детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);

ü документ об образовании (для детей школьного возраста);

ü сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

ü опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

ü документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о за­нимаемом им жилом помещении;

в зависимости от жизненной ситуации ребенка подготавливаются:

ü копия решения суда о взыскании алиментов и /или справка о причитающейся ребенку пенсии;

ü при наличии у ребенка удостоверения инвалида – справка медицинской реабилитационной комиссии о признании ребенка инвалидом;

ü документ о наличии счета, открытого на ребенка в банке, для получения пособий (пенсий).

ü иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка (п. 27 Положения).

 

7. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. Мониторинг положения детей в замещающих семьях.

Сопровождение замещающих семей осуществляется по следующим направлениям:

Ø организация помощи в защите прав воспитанников

– работа по укреплению контактной сети воспитанников, помощь в организации контактов воспитанников с родственниками, в т.ч. – родителями, лишенными родительских прав;

– защита жилищных и имущественных прав детей, в т.ч. в случае нахождения имущества ребенка за пределами административной единицы (ст. 155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье);

– решение особых вопросов защиты прав несовершеннолетних в соответствии со ст. 160-162 КоБС); реализация наследственных прав;

– социальное расследование случаев, связанных с нарушением прав воспитанников приемных семей, ДДСТ;

– организация работы по усыновлению воспитанников приемных семей, ДДСТ, передаче воспитанников под опеку / попечительство родственников;

– работа по оздоровлению воспитанников приемных семей, ДДСТ;

– комплексное сопровождение выпускников приемных семей, ДДСТ;

Ø реализация прав и обязанностей приемными родителями, родителями-воспитателями

– организация отпускной кампании приемных родителей, родителей-воспитателей;

– работа по повышению квалификации приемных родителей, родителей-воспитателей;

– участие приемных родителей, родителей-воспитателей в профсоюзном движении;

– решение вопросов доукомплектования приемных семей, ДДСТ;

Ø психолого-педагогическое сопровождение приемных семей, ДДСТ

– привлечение приемных семей, ДДСТ к внутришкольной и районной методической работе, деятельности родительской общественности, что основано на периодической (ежегодной) оценке компетенций приемных семей, ДДСТ и планировании работы с ними на следующий период (год). Группы приемных родителей, родителей-воспитателей для участия в методических объединениях могут формироваться в зависимости от срока существования замещающей семьи и уровня их компетенций по наиболее актуальным проблемам. Планирование методической работы с приемными родителями, родителями-воспитателями;

– обобщение и распространение положительного опыта воспитания детей в приемных семьях, ДДСТ;

– позиционирование вклада приемных семей, ДДСТ в решение проблемы деинституционализации детей, оставшихся без попечения родителей – через освещение их деятельности в СМИ.

– психолого-педагогическая помощь в организации связей и контактов с родственниками воспитанников приемных семей, ДДСТ;

– организация помощи при проведении коррекционной работы с воспитанниками (помощь в обучении, профилактика девиантного и делинквентного поведения воспитанников и др.);

Ø мониторинг положения детей в приемных семьях, ДДСТ.

Уполномоченная организация использует следующие группы методов сопровождения приемных семей и ДДСТ:

1) методы и приемы получения информации о проблемах в жизнедеятельности приемных семей, ДДСТ– диагностические методы;

2) методы и приемы разрешения проблем в жизнедеятельности приемных семей, ДДСТ

организация социального расследования проблемного случая;

– психолого-педагогический консилиум;

– встреча контактной сети;

– рассмотрение проблемных случаев на заседании методического объединения, попечительского совета, в комиссии по делам несовершеннолетних и др.;

– привлечение к решению проблемного случая эффективно работающих приемных родителей, родителей-воспитателей в качестве советников, консультантов, супервизоров.

На основе этих рекомендаций СПЦ разрабатывают программы сопровождения приемных семей, включающие следующие виды деятельности (см. приложение И):

1. Планирование и осуществление работы по оказанию социально-психологической, методической и педагогической помощи приемной семье и детям в приемных семьях.

2. Посещение приемными родителями и детьми специалистов СПЦ согласно спланированному графику.

В ходе такого посещения выясняется динамика развития отношений в приемной семье, анализируется опыт воспитательных воздействий на ребенка, даются первичные рекомендации в случае назревания конфликтных ситуаций. Такое посещение осуществляется не реже 2-х раз в месяц в течение полугода.

3. Систематическое посещение работниками СПЦ приемных семей; анализ работы приемных родителей согласно их должностной инструкции и других документов, регламентирующих взаимоотношения в приемной семье.

4. Организация взаимодействия приемной семьи с биологическими родителями. Выработка у приемных родителей определенной позиции по отношению к факту расставания.

Рассмотрим подробнее сущность социально-педагогической помощи приемной семье. Целью социально-педагогической помощи приемной семье является оказание содействия ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалист, осуществляющий социально-педагогическую работу с приемными семьями решает задачи:

ü осуществление деятельности по изучению личности ребенка и окружающих его людей, анализ влияния социальной среды на формирование личности ребенка;

ü прогнозирование развития проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

ü организация взаимодействия всех членов приемной семьи на основе диалога;

ü помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

ü содействие родителям и ребенку из приемной семьи в определении путей самореализации;

ü информирование о возможных правовых мерах защиты приемной семьи;

ü помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

ü формирование нравственно-правовую устойчивость членов приемной семьи.

Объектом воздействия в приемной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама приемная семья, в целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с приемной семьей, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, а также проблем, которые существуют внутри семьи.

В процессе реализации образовательной, психологической и посреднической компонентов социально-педагогической помощи специи-алист, осуществляющий работу с семьей, использует долгосрочные и крат-косрочные формы работы. Среди краткосрочных форм выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодей-ствия. Кризисинтервентная модель работы с приемной семьей предпо-лагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле приемной семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Например, такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в приемной семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. В этом случае матери (отцу) необходимы знания возрастной психологии. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, а фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы приемной семьи, так и внешние формы помощи.

При кризисинтервентной модели работы используется непосредственная эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив приемной семьи, подкрепляется документальными фактами. Эффект психологической поддержки достигается в индивидуальных беседах. Кроме того, приемная семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью которых является улучшение общения между членами приемной семьи и решение скрытых проблем которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно-ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных приемной семьей, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которая осознана приемной семьей и над которой данная семья готова работать. Проблемно-ориентированная модель основана на том, что в определенных условиях большинство проблем матери (отцы) могут решить или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно.

Ведущим методом проблемно-ориентированной моделиявляется составление контракта (договора) между социальным педагогом и приемной семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта роль приемной семьи в том, чтобы определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательными и для него, и для приемной семьи. При заключении такого договора стороны несут моральные обязательства. Совместная работа над договором вовлекает приемную семью в процесс принятия решений.

Одной из долгосрочных форм работы с приемной семьей является патронаж – одна из форм работы специалиста по взаимодействию с семь-ей, представляющая собой посещение приемной семьи на дому с диагнос-тическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, по-зволяющая установить и поддержать длительные связи с приемной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлитель-ную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать приемную семью в ее естественных условиях, что позволяет получать больше информации.

Мониторинг (систематический контроль) за содержанием, образованием, воспитанием и социализацией детей в приемных семьях осуществляется органами опеки и попечительства путем посещения семей на дому в соответствии с законодательством в следующей периодичности:

• в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка – не реже одного раза в неделю;

• после первых трех месяцев воспитания и до одного года – не реже одного раза в месяц;

• во второй и последующие годы воспитания ребенка – не реже одного раза в квартал.

Осуществление контроля над содержанием и воспитанием детей в приемных семьях основывается на проведении мониторинга.

Для изучения качества воспитания, развития детей в замещающих семьях белорусскими учеными В.В. Мартыновой и В.А. Маглыш была разработана методика мониторинга положения детей в замещающих семьях (Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В.Мартынова, В.А.Маглыш. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 152 с.: ил). Упомянутая методика мониторинга позволяет оценить положение воспитанников в замещающих семьях одновременно по пяти стандартам:

1) удовлетворение потребностей; 2) здоровье; 3) обучение; 4) воспитание; 5) идентичность.

Этим обеспечивается объективный и разносторонний анализ положения детей. Кроме этого, методика позволяет оценить выполнение основных должностных обязанностей приемными родителями, родителями-воспитателями и соотнести положение конкретного воспитанника со стандартами положения детей, принятыми за основу в мировой практике защиты детства.

Данные мониторинга учитываются при составлении планов защиты прав и законных интересов воспитанников и рассматриваются на советах (коллегиях) управлений (отделов) образования.

Алгоритм социально-педагогической мониторинга положения детей в замещающей семье следующий:

1. Управление (отдел) образования ежегодно утверждает график проведения мониторинга положения детей в замещающих семьях (в т.ч. – приемных семьях, ДДСТ) и направляет его уполномоченной организации.

2. Уполномоченная организация назначает ответственных за проведение мониторинга и доводит график проведения мониторинга до сведения замещающих семей, учреждений образования, в которых обучаются / воспитываются дети из замещающих семей.

3. Ответственные обеспечивают сбор и обработку информации о воспитании детей и жизнедеятельности приемных семей, ДДСТ, при этом на каждого воспитанника приемной семьи при посещении составляется акт обследования его условий жизни и воспитания (см. приложение К).

4. На основе обработанной информации ответственные готовят:

– общую аналитическую записку о положении детей в приемных семьях, ДДСТ района /города, которая представляется для изучения в управление (отдел) образования;

– индивидуальные сведения о положении детей в конкретных заме-щающих семьях. Сведения направляются каждому приемному родителю и приобщаются к личному делу воспитанника приемной семьи, ДДСТ, а также ответственным за сопровождение приемных семей, ДДСТ. На осно-ве данных мониторинга ответственные за сопровождение и приемные родители вносят соответствующие коррективы в индивидуальные планы защиты прав и законных интересов воспитанников.

5. На основе общей аналитической записки уполномоченная организация по согласованию с управлением (отделом) образования разрабатывает систему мер по преодолению недостатков общего характера, выявленных в положении воспитанников приемных семей, ДДСТ в ходе мониторинга, планирует индивидуальную помощь конкретным семьям и детям в них, методическую работу с приемными родителями, родителями-воспитателями на предстоящий период.

6. Данные мониторинга обобщаются на коллегиях / советах управлений (отделов) образования и доводятся до сведения учреждений образования района / города.

В ходе мониторинга используется ряд форм и методов работы диагностического характера:

– анализ условий быта при посещении семей, беседы с членами семьи, воспитанниками; наблюдения; посещения учреждений образования, в которых обучаются / воспитываются дети из приемных семей, ДДСТ;

– телефонные контакты с приемными родителями, родителями-вос-питателями, их воспитанниками, специалистами учреждений образования, медицинских учреждений, работниками правоохранительной системы;

– анализ письменных (в т.ч. – посредством Интернет), устных обра-щений / запросов приемных родителей, родителей-воспитателей, детей из приемных семей, ДДСТ, родственников воспитанников семей и иных лиц;

– анализ сведений о состоянии здоровья воспитанников приемных семей, ДДСТ – по материалам ежегодного медосмотра, медицинского патронажа по месту жительства;

– анализ сведений участкового инспектора по делам несовершен-нолетних, участкового милиционера – о семейном микроклимате, наличии / отсутствии проблем в поведении детей из приемных семей, ДДСТ;

– анкетирование и интервьюирование специалистов учреждений образования, медицинских учреждений, приемных родителей, родителей-воспитателей, детей из приемных семей, ДДСТ;

– изучение школьной и иной документации воспитанников приемных семей, ДДСТ;

– методы психодиагностических обследований воспитанников семей;

Наиболее распространенными методами, используемыми в ходе мониторинга, выступают: 1)наблюдение – преднамеренное, система­тическое и целенаправленное восприятие поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания, поступков и действий. Процесс наблюдения предусматривает постановку задачи; составле­ние плана; фиксацию данных; обработку зафиксированных данных; фор­мулировку соответствующих выводов; 2) анкетирование – письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых фактов (см. приложение Л); 3) интервьюирование (англ. interview – беседа, встреча) – способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом; 4) беседа – метод получения информации на основе словесной комму­никации при сотрудничестве его участников. Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с по­мощью других методов.

Все вопросы, возникающие в ходе сопровождения приемной семьи, ДДСТ незамедлительно решаются путем обсуждения на консилиумах и взаимных консультациях в духе партнерства и доверия между приемными родителями, родителями-воспитателями, уполномоченной организацией, управлением (отделом) образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления

(заведующий отделом) образования

___________ __________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

М.П. ____________________(дата)

 

АКТ
обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели

 

Даты проведения обследования ____________________________________

 

Обследование произведено _______________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, место работы лиц,

________________________________________________________________

производивших обследование)

 

Адрес и телефон управления (отдела) образования ___________________

________________________________________________________________

 

Цель обследования ______________________________________________

(усыновление (удочерение), установление опеки, попечительства,

________________________________________________________________

создание приемной семьи, детского дома семейного типа)

 

1. Общая характеристика кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть).

Фамилия _______________________________ имя _________________

отчество _______________________________ дата рождения __________

образование ____________________________ гражданство ____________

место работы ___________________________ должность _______________

доход за предшествующий усыновлению, установлению опеки, попечительства, созданию приемной семьи, детского дома семейного типа год составил _____________ рублей (заполняется на основании справки о доходах).

 

Фамилия _______________________________ имя _________________

отчество _______________________________ дата рождения __________

образование ____________________________ гражданство ____________

место работы ___________________________ должность _______________

доход за предшествующий усыновлению, установлению опеки, попечительства, созданию приемной семьи, детского дома семейного типа год составил _____________ рублей (заполняется на основании справки о доходах).

 

Место жительства _______________________________________________

В браке ____________________________ с __________________________

(состоят, не состоит) дата регистрации брака)

 

Предыдущие браки у мужа __________________ с _______________ по ___

(да, нет)

Предыдущие браки у жены __________________ с ______________по ____

(да, нет)

 

Дети ________________________________________________________________

(имеют, не имеют)

 

Сведения о детях.

1) Фамилия _________________________ имя ______________________

отчество __________________ дата рождения ______________________

 

Правоотношения (с мужем и женой отдельно) _______________________

(кровный, усыновленный, подопечный, приемный)

 

Место жительства ______________________________________________

_____________________________________________________________

2) Фамилия _________________________имя ______________________

отчество _____________________дата рождения ____________________

Правоотношения (с мужем и женой отдельно) _______________________

(кровный, усыновленный, подопечный, приемный)

 

Место жительства_________________________________________________

_____________________________________________________________

 

2. Характеристика жилищных условий кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть).

Общая площадь _____________________ (кв. м), жилая площадь _______________ (кв. м), количество жилых комнат ________________

 

Прописаны _____________________________________________________________

(постоянно, временно)

 

Проживают на правах ____________________________________________

(собственника, нанимателя, поднанимателя)

 

Принадлежность дома, квартиры ___________________________________

(государственный, частный)

 

Благоустроенность жилья _________________________________________

(благоустроенное, неблагоустроенное, с частичными удобствами)

 

Санитарно-гигиеническое состояние _______________________________

(хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)

 

Дополнительные сведения о жилье _________________________________

________________________________________________________________

 

Другие члены семьи, проживающие совместно:

Фамилия, имя, отчество Дата рождения Родственные отношения

 

3. Биографические данные (семейная обстановка в детстве и юности, отношения с родителями, братьями, сестрами, другими родственниками) _____________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Внутрисемейные взаимоотношения (характеристика супружеской жизни в прошлом и обстановка в семье в настоящее время, личностные качества супругов, интересы, занятия в свободное время, мировоззрение, отношение к религии, воспитанию, имеется ли опыт общения с детьми, отношение к приему ребенка на воспитание в семью близких родственников) _____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Мотивы усыновления, установления опеки, попечительства, создания приемной семьи, детского дома семейного типа (нужное подчеркнуть) ______________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Состояние здоровья кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (согласно врачебному заключению о состоянии здоровья) _______________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

7. Кандидаты в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть)

Не признавались судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Не лишались судом родительских прав и не были ограничены в них.

Не отстранялись от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Не являются бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Не имеют судимости за умышленное преступление, не осуждались за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Дети кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, родители-воспитатели не были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии со статьей 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

 

8. Результаты психологического обследования кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть) _________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

9. Заключение о возможности кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть) воспитывать и материально содержать ребенка ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

_______________________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

«__» _______________ 20__ г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»

 

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли. Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

§ ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

  • ощущение самопожертвования в роли матери (5);
  • семейные конфликты (7);
  • сверхавторитет родителей (11);
  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • доминирование матери (19);
  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5, 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция. Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро. Рядом с каждым положением находятся буквы «А а б Б», их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения: А – если с данным положением согласны полностью; а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б – если с данным положением полностью не согласны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ма­териальное обеспечение приёмной семьи | Текст опросника. 1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.142 сек.