Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты государственного регулирования регионального развития




Объективная необходимость государственного регулирования региональных отношений в РФ. Особенности РФ как субъекта государственного регулирования развития региональных экономик. Задачи и функции региональных органов управления экономикой.

Механизм и методы государственного регулирования рыночной экономики

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

 

 

 

Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаи­модействию механизмов рыночного саморегулирования и целена­правленно-планомерного развития. Это проявляется в планирова­нии (регулировании) на уровне хозяйствующих субъектов (биз­нес-планы) и финансово-бюджетном, программном и ином регу­лировании на уровне государства.

Главная причина —в сугубо общественном характере современных производительных сил, в миллионах и миллиардах их многооб­разных и разветвленных связей и взаимозависимостей, что делает объективно необходимым общественное, государственное регу­лирование хозяйства в масштабе страны и регионов.

В высокоиндустриальном обществе производительные силы представляют собой гигантские производственно-технологичес­кие суперсистемы, в которых проходят мощные интеграционные процессы, отражающие значительное усиление обобществления производства. Однако при этом обостряются противоречия меж­ду интересами различных субъектов хозяйствования, затрудняет­ся необходимое согласование их действий. Это особенно прояв­ляется в обстановке стихийного рынка, и поэтому требуется ис­пользование.активных организационных форм и механизмов централизованного воздействия.

Неустойчивость рынка сказывается на объеме совокупного продукта, занятости и уровне цен. В этом отношении централизо­ванное планирование имеет лучшие возможности для ускоренно­го и целенаправленного роста хозяйства, однако выгоды рыноч­ной экономики заключаются в лучших условиях мотивации тру­да, стимулирования производства. Поэтому на Западе уже при­знают необходимость сочетания преимуществ капитализма (рын­ка) и социализма (плана) в обеспечении жизнеспособности и эф­фективности экономики. России без такого активного сочетания не выбраться в короткий срок на широкую дорогу прогресса.

Задачи РФ как субъекта регулирования, - в соот­ношении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-эко­номического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формировании рациональных направ­лений грузопотоков, сохранении природной среды и т. д. Для этого государством должны быть включены мощ­ные и целенаправленные регуляторы социально-экономического развития — государственные планы и прогнозы, федеральные финансовые планы (государственный бюджет), целевые программы развития регионов и т.д. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, сти­мулируя проведение намечаемых мероприятий.

Основная задача регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде — обеспечить условия для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, дости­жение социального и экологического благополучия и прогресса. Это означает реализацию важнейших требований экономических законов регионального развития и руководящих установок регио­нальной политики.

Регулирующими органами являются структуры федеральной законодательной и исполнительной власти (Федеральное Собра­ние, министерства финансов, экономического развития и торгов­ли др.), а также региональные органы власти. Повышают свою роль в государственном регулировании социально-экономичес­кого развития регионов, особенно в содействии их хозяйственно­му подъему и в территориально-экономической интеграции пол­номочные представительства Президента в федеральных округах и ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации.

Региональное развитие регулируется на трех уровнях — федеральном (межрегиональном), регио­нальном (субъектов Федерации) и местном (муниципаль­ном), причем последние два уровня играют главную роль.

Федеральные органы играют основную роль в решение следующих проблем (видимо, это как функции): освоение ресурсов пионерных или экс­тремальных районов, формирование ин­фраструктурных сис­тем региона, осуществление эко­логических программ, сглаживание чрез­мерных региональных различий в уровне жизни, обеспечение рацио­нальных межрайон­ных связей, создание зон свобод­ного предпринима­тельства.

Объекты и субъекты государственного регулирования экономики. Саморазвитие региона и полномочия органов власти субъекта федерации

 

(В ответе исходим из тождественности понятий госрега регионального развития и госрега экономики региона, по-моему это почти одно и то же; взята из проекта ФЗ «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации")

Регион – часть территории Российской Федерации характеризуемая соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, национально-культурным потенциалом. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Территориальное развитие Российской Федерации – закономерное изменение взаимодействия систем жизнедеятельности всех регионов Российской Федерации, определяемое смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.

Государственная региональная политика – система целей и задач органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов, которая направлена на реализацию государственной стратегии территориального развития Российской Федерации.

Государственная региональная политика включает федеральную региональную политику, региональную политику и региональный аспект других направлений государственной политики Российской Федерации.

Региональный аспект государственной политики – система управляющих воздействий финансовой, социальной, внешнеэкономической, инвестиционной и других направлений государственной политики, осуществляемая с учетом их влияния на социально-экономическое развитие регионов.

Государственное регулирование регионального развития – система управляющих воздействий экономической, финансовой, социальной, инвестиционной, внешнеэкономической и других направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, направленная на устойчивое и сбалансированное функционирование регионов, на улучшение качества и повышение уровня жизни населения.

Объект государственного регулирования регионального развития – сфера социальной, культурной, экономической жизни населения в регионе Российской Федерации, в отношении которой осуществляется установленное настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правовое регулирование.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное регулирование регионального развития осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

– равноправие субъектов Российской Федерации между собой и в их отношениях с федеральными органами государственной власти;

– согласование интересов Российской Федерации и интересов субъектов Российской Федерации;

– единство системы государственной власти в Российской Федерации;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

– самостоятельное осуществление полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения;

– равенство условий хозяйствования в конкурентной среде и свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг на территории Российской Федерации.

Субъектами государственного регулирования регионального развития являются:

– Президент Российской Федерации;

– органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации;

– органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование регионального развития осуществляется с учетом мнения:

– органов местного самоуправления;

– ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.

Участие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании территориального развития Российской Федерации

При разработке и реализации государственного регулирования территориального развития Российской Федерации учитываются интересы ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с целью развития межрегиональной интеграции и координации управления социально-экономическим, социальным и демографическим развитием регионов Российской Федерации.

Порядок и формы участия ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в регулировании регионального развития определяются федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ, дополнивший Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

Закон ввел новую классификацию полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения в зависимости от порядка финансового обеспечения их осуществления: 1) полномочия, осуществляемые за счет средств собственного бюджета субъекта Федерации; 2) полномочия, осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета. Полномочия последней группы определяются иными федеральными законами, которые вводятся в действие ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете и которые должны достаточно подробно устанавливать не только права и обязанности органов государственной власти субъектов, методику определения общего объема субвенций, перечень материальных объектов и юридические основания их передачи субъекту Федерации, но и порядок предоставления органами государственной власти субъекта Федерации отчетности об осуществлении таких полномочий, порядок контроля со стороны федеральных органов государственной власти, условия и порядок временного изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Федерации

Под саморазвитием региона понимается настройка его эконо­мики на достижение устойчивого состояния самосовершенство­вания, т.е. саморегулирование при практическом отсутствии внеш­него воздействия. Цель регионального саморазвития — создать в регионе конкурентную среду, побуждающую производителей про­изводить качественные товары, а продавцов — продавать их по доступным ценам, формируемым свободным рынком.

Естественно, экономическая самостоятельность региона не должна вступать в противоречие с целостностью экономического пространства России. Саморазвитие не означает отказа региона от федеральной бюд­жетной поддержки, от других видов помощи. Однако оно отра­жает осознанную и подкрепленную действием тенденцию движе­ния в этом направлении.

В близком родстве с понятием саморазвития находятся широко известные термины «самоокупаемость», «самофинансирование», «самоуправление».

Местное самоуправление является одной из основ любого де­мократического строя. Местное самоуправление в России закреп­лено Конституцией Российской Федерации, где указывается, что единственным источником власти в РФ является народ.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

• принятие и изменение законов субъектов Федерации о ме­стном самоуправлении;

• регулирование порядка передачи объектов государственной собственности субъектов РФ в муниципальное владение;

• регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ
и местными бюджетами;

• обеспечение сбалансированности минимальных местных
бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

• наделение органов местного самоуправления отдельными
полномочиями субъектов РФ с передачей необходимых для

их исполнения материальных и финансовых средств;

• обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

• обеспечение государственных минимальных социальных стандартов для населения;

• установление и изменение порядка формирования, объеди­нения, преобразования или упразднения муниципальныхобразований, определение и изменение их границ и наименований, установление порядка регистрации уставов муни­ципальных образований и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.