Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три темпоральных слоя живой культуры




Живая и архивная культура

Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура

Генерация и селекция

Логика и интуиция в творческом мышлении

Творческое мышление неалгоритмично. Если для решения задачи нет готовых алгоритмов, принципиально новую идею решения подсказывает интуиция, а логика оправдывает (или отвергает) выбор идеи, но не предопределяет его.

♦ Генерация — порождение новых идей.

Селекция — выбор из множества этих идей тех, которые ведут к решению поставленных задач.

Творческий процесс сам себя регулирует: в нем есть внутренняя логика, обусловленная содержанием творческой задачи. Это самоуправляемый процесс.

Глава 13. Механизмы культурной динамики Традиционная и инновационная культура

♦ Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным.

♦ Инновационная: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной.

♦ Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших.

♦ Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников.

♦ Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей.

Темпоральное (зависящее от времени) расслоение культуры

♦ Живая: информация, которая циркулирует по каналам социальной коммуникации в данный период времени и активно используется обществом.

♦ Архивная: социальная информация, выключенная из повседневной общественной жизни, но существующая рядом с живой культурой.

♦ «Коренные» культурные формы, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей в данных исторических условиях.

♦ Реликтовые культурные формы — «осколки прошлого».

♦ Проектные культурные формы — зародыши культуры будущего. Преходящая и непреходящая культура

♦ Преходящая: явления, которые живут в культуре сравнительно недолго и исчезают, не оставляя сколько-нибудь заметного следа в последующем ее развитии (например, капризы моды; шлягеры). Культурная жизнь на этом уровне поддерживается быстрой сменой новаций.

♦ Непреходящая: достижения культуры, не теряющие своей ценности со временем, образцы и средства для создания новых культурных ценностей. Произведения обладают принципиальной новизной и большой социальной значимостью. Новации редки, но живут долго.

Ритмика культурных процессов

Наряду с постоянными историческими тенденциями (например, рост знаний) есть временные колебания социальных параметров, их циклические подъемы и спады. Циклический характер культурной динамики: волнам Кондратьева в экономике сопутствуют волны Маслова (колебания «аналитичности» и «синтетичности» в культуре).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.