Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судьба социокультурного идеала




Аттракторы и идеалы

Динамика идеалов

Постепенность и взрывы

Постепенное развитие:

ориентация на образцы, заданные ранее;

♦ новые продукты создаются в соответствии с эталонами;

♦ направление культурного процесса ясно очерчено, ход его предсказуем. Взрывное изменение:

внесение новаций, отходящих от известных образцов;

♦ ломка старых эталонов, новые встречают неприятие;

♦ направление культурного процесса не определено, ход его непредсказуем;

♦ появление творческой фигуры — создателя «суперновации» (принципиально нового эталона);

♦ открытие новых способов смыслообразования, преобразующих облик культуры.

Синергетическая трактовка культурной динамики Волны — чередование периодов господства гармонии и хаоса:

♦ плавные подъемы и спады волн — эволюционный тип развития культурной системы;

♦ верхние и нижние «точки перегиба» — моменты неустойчивости и взрыва. Чередование периодов господства порядка и хаоса:

рост упорядоченности системы — достижение предела устойчивости— уменьшение адаптации системы к внешней среде — разрушение организации системы, неустойчивость, рост хаоса — гибель нежизнеспособных элементов системы, реорганизация ее и новое соотношение порядка и хаоса.

Аттрактор — предельное состояние, к которому стремится система. При движении к аттрактору направление эволюции определено, ход изменения предсказуем.

Точка бифуркации — неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям.

Вблизи предельных состояний состояние системы неустойчиво, возникает веер возможностей; выбор бифуркационной ветви непредсказуем.

Выбор бифуркационной ветви в обществе зависит от субъективного фактора, которого нет в природе — воли, сознания, разума людей.

Идеалыобразы аттрактора.

Вблизи точек бифуркации творческие личности улавливают дальнейшие возможности развития системы — пути к идеалам. Социально значимые идеалы соответствуют назревшим общественным потребностям и представляют собою более или менее адекватные образы аттракторов.

Новый идеал завоевывает общественное признание и достигает триумфа.

♦ Возможности идеала исчерпываются, наступает этап упадка, крушения идеала.

♦ Идеал забывается и сдается в архив.

♦ Торжество нового идеала, отказ от старого и превращением его в антиидеал.

♦ Развитие жертвенности в ходе столкновения идеалов приводит к конфликту между идеалом и моралью.

♦ Крушение идеала и восстановление подорванной в ходе его реализации морали.

Структурные сдвиги в культурном пространстве

Неоднородность культурного пространства: деление па центр и периферию.

Центр — формы культуры с наиболее высоким потенциалом:

♦ активно воздействует на другие формы и на жизнь общества вообще;

♦ отличается развитой организацией и богатым языком;

♦ содержит обширное множество текстов, в том числе имеющих эталонную значимость.

Периферия — формы культуры:

♦ более инертные, менее упорядоченные;

♦ языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»;

♦ тексты мало влияют на центральные культурные формы. Перемещения центра и периферии:

♦ центральные культурные формы теряют динамичность и гибкость, их потенциал снижается;

♦ периферийные культурные формы вступают в конфликт с эталонами;

♦ рост напряженности в пространстве культуры;

♦ в революционных периферийных культурных формах вырабатывается содержание будущего ядра культуры;

♦ революционные формы наращивают потенциал и занимают место в центре культурного пространства.

Глава 14. Теории культурно-исторического процесса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.