Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование характерных черт национальных моделей менеджмента




Тема 2. Опыт менеджмента за рубежом

 

Современный американский менеджмент базируется на 3 исторических предпосылках:

1.наличие рынка

2.индустриальный способ организации производства

3.организация как основная форма предпринимательства

 

Исторически сложившийся пдход в США к распределению ресурсов общества:

1.традиционный

2.командный

3.рыночный

 

Черты национальной модели менеджмента:

1.общие

-технические приемы

-фундаментальные приемы

2.специфические

-стиль руководства

-мотивация

-методы руководства

 

Общие факторы:

-социальный прогресс

-научно-технический прогресс

-развитие рыночной экономики

Специфические факторы:

-национальная история

-национальный характер

-национальные традиции

-система государственного регулирования

Современный американский менеджмент базируется на 3 основных предпосылках:

1. Наличие рынка

2. Индустриальный способ организации производства

3. Корпорация как осн форма производства

 

 

Американские подходы менеджмента к организации труда. 22. 09.11

 

· Отношения управленческого персонала к рабочим

· Организация труда

· Организация и стиль управления

· Определение з/п

· Определение трудовых отношений

Компоненты деятельности американских менеджеров:

1. Обогащение и развитие той соц среды в кот менеджеру приходится работать

2. Повышение платежеспособного спроса населения

3. Локализация прибыли

Сходства между управленческими школами США и Японии:

v Разрабатывают и реализуют долговременные стратегические планы развития предприятия (США 5-8 лет, Япония – до 10 лет)

v Разукрупнение крупных организаций и умеренная децентрализация производства

v Диверсификация выпускаемых товаров и услуг

v Постоянные инновации

v Осн внимание на активизацию человеческого фактора (используются разл формы и методы)

Различия Американской и Японской системы управления:

Американская Японская
Принцип индивидуализма. В процессе освоения огромных территорий вырабатывалась такая нац черта характера как инициативность и индивидуализм.   Коллективизм. Принадлежность к какой либо соц группе
В процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации Менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом
Жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями Гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач
Стимул - деньги Стимул – чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму.
Наличие морально-психологических запретов, сдерживающих творчество и инициативу работников Руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива
В кризисных ситуациях американские менеджеры начинают переговоры с профсоюзами о сокращении з/п рабочим, или стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной. Администрация старается сохранить своих рабочих; в кризисных ситуациях сокращают з/п менеджеров высш и средних уровней.
Часто меняют место работы Трудятся всю жизнь на одной фирме
Отправляют на пенсию проработавших 20-25 лет Редко уходят на пенсию, когда она приходит

 

Основные достижения американского менеджмента.

Прогрессивные инновации американского менеджмента:

-совершенствование организации управления:

v Стратегическое управление

v Дивизионная организационная структура

v Адаптированные орг структуры

v Социо-техническое конструирование

-совершенствование работы с персоналом:

v Планирование чел ресурсов

v Программы соц развития

v Системы подбора управленцев

Составляющие эффективности японского менеджмента:

-высокая мобильность организации

v Гибкая долгосрочная стратегия

v Особая система управления финансами

v Большой запас человеческого и технического потенциала

v Управление производством «точно вовремя»

-высокая возможность в использовании человеческого потенциала:

v Долгосрочный найм работников

v Опекунство

v Кружки качества

v Система принятия решений «ринги»

v Неформальные отношения в коллективе

Главные элементы западноевропейского опыта менеджмента

Особенность менеджмента стран Зап Европы:

· Преодоление узости технократического подхода американской модели менеджмента

· Преодоление узости социального подхода японской модели менеджмента

· Терпимость к многообразию

· Учет местной специфики

· Ориентация на самореализующуюся личность

· Скандинавская модель «управление по результатам»

· Германская модель мотивации к количественной работе

Специфика менеджмента в России.

Инженер К.Адамецкий сформулировал 4 закона организации труда в 1903 г

1. Закон возрастающего производства

2. Закон специализации

3. Закон координации производства

4. Закон гармонизации труда

 

1. Согласно которому при увеличении до определенного момента масштабов применения людских материальных ресурсов затраты на ед продукции уменьшается, затем снова растут

2. Гласящий, что разделение сложного труда повышает его производительность

3. В соотв с кот. Объединение мелких единиц (органов) в одну группу повышает эффективность труда

4. Самый важный. Утверждающий, что обычно затраты труда меньше всего тогда, когда производительность каждой из сотрудничающих единиц соответствует производительность других кооперативных единиц.

Кондратьев Н.Д. – теория «Длинных волн»

Контарович Л.В. положил начало линейному программированию

1921 – Первая всероссийская инициативная конференция по организации труда и производства

1924 – Вторая Всесоюзная конференция. Результат: Формулировка основных законов научной организации производства и НОТ

1. Закон наименьших при цепной связи – конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящих обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейшего из них как бы ни были сильны остальные.

2. Закон взаимного замыкания – сначала создаются подразделения основного производства, а затем «подсобные», работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей – на строну.

3. Закон ритма – рациональные функционирующие хозяйства, невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.

4. Закон параллельности – последовательность работ; требующий, чтобы частные производственные и трудовые процессы совершались не только последовательно, но и параллельно, дабы общий конечный результат не задерживался отстающими

5. Закон фонта работ – нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям, т.е. не нужно ставить 2 человека там, где может стоять 1.

6. Закон реальных условий – необходимо при организации любой деятельности ставить не только достижимые цели, исходящие из реальных условий, наличных потребностей и возможных резервов.

Концепции управления:

-организационного управления. Богданов А.А,, О.А.Ерменский, А.К.Гастаев, Е.Ф. Розмирович

-социальные. П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р.Дунаевский

 

11.10.11

Труд менеджеров явл административно-управленческим и представляет собой комплекс систематических и целенаправленных действий по организации и координации; подчиненных им сотрудников, решению конкретных задач п/п или учреждений различных отраслей экономики.

Объект управленческого труда – организации или структурного подразделения.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и необходимых изменениях его функционирования и развитии, создание условий для достижения целей организации; координация и согласование совместной деятельности работников организации.

Продукт управленческого руда- управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Руководителей традиционно делят на три категории:

1. Руководители низового звена.

2. Руководители среднего звена (управление внутри организации)

3. Руководители высшего звена

Понятие и классификация функций управления.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельность с помощью кот, субъект управления действует на управленческий объект

Группы функций:

· Общ. Управления

· Управление структурой предприятия

· Конкретные области управления

Общие функции:

v Прогнозирование и планирования

v Организация роботы

v Мотивация

v Координация

v Контроль, учет, анализ

Конкретные функции:

v Перспективное и текущее экономическое и социальное планирования

v Организация работ по стандартизации

v Учет и отчетность

v Экономический анализ

v Тех подготовка производства

v Организация производства

v Управление технологическими процессами

v Оперативное управление производством

v Метрологическое обеспечение

v Технологические контроль и ЧС

v Сбыт продукции

v Организация работы с кадрами

v Организация труда и з/п

v Математическо – техническое снабжение

v Кап строительство

v Финн деятельность

Диапазон контроля – предельное число объектов, кот. Можно эффективно управлять.

На практике величина диапазона контроля зависит от:

1. Характера деятельности

2. От уровня знания руководителя

3. Наличия у него времени

4. Способности и квалификации подчиненных и их заинтересованности в работе

Область знаний, изучающая организацию личного труда работника называется самоменеджментом.

Личная технология – самоорганизация личности и технология ее развития

Осн. методами самоменеджмента явл:

· Самоуправление

· Самоорганизация

· Саморегуляция

· Самовоспитание

В качестве осн долей самоменеджмента выступают:

1) Преобразование личности, как основа успеха в жизни и деятельности

2) Экономия времени

3) Рационализация мышления

4) Рациональная организация личного труда и межличностных отношения

5) Выявление собственных возможностей, ресурса

6) Проектирование внешней среды и преодолевание обстоятельств

7) Извлечение уроков, анализ ошибок прогноз возможных потерь

 

Жизненная стратегия вкл:

· Постановка и нахождение целей

· Ситуационный анализ

· Формирование целей, построение древа целей

Нахождение целей по ЗАЙВЕРДУ:

v Разработка общ представлений о жизненных устремлениях

v Дифференциация времени

v Разработка путеводных представлений в проф среде

v Инвентаризация целей

Классификация целей по Эннкильману:

1. Проф цели

2. Личные цели, касающиеся частной жизни

3. Цели, связанные с укреплением здоровья

4. Цели, связанные с удовлетворением культурных запросов.

Осн. параметры формирования целей:

- Цели жизни, карьеры, цели личной деятельности

-Цели отдельных действий

 

Организация времени:

Система планирования времени по Зайверту

Принципы:

1. Структурирование времени

2. Фиксирование результатов

3. Установление приоритетов

4. Делегирование полномочий

5. Системность

6. Реалистичность

7. Альтернативность

8. Восполнение потерь

Для определения приоритетности выполнения дел и решаемых задач, сущ несколько эффективных методов

1. Принцип Парретто

2. Принцип Эйзенхауэра

3. Анализ АБВ

Тема 3. Организация как объект управления.

Соц система – это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидуумов, групп индивидуумов, вещей, процессов, образующиеся интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам

Общие системообразующие факторы соц систем:

v Наличие принципа обр связи между управляющей и управляемой подсистемами

v Отношения субординации и координации между компонентами системы

v Выполнение каждым элементом своих функций, вытекающих из поставленной задачи.

v Подчинение целей каждого компонента общей цели системы

v Общая цель всей совокупности компонентов.

 

В менеджменте организация выступает как

- исскуственное объединение институционального характера, занимающее опр место в обществе и предназначенное для выполнения пр функции.

-деятельность по организации (распределение функций, установление связей, координация) Организация – это процесс целенаправленного воздействия на объект.

-Определенная структура, строенная, тип связей, представляющий способ соединения частей в целом.

Организация явл ведущей функцией управления,, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействию относительно частей в системном объекте.

Обязательные требования к группе, чтобы считаться организацией:

· Наличие членов группы, намеренно работающих вместе чтобы достичь определенной цели

· Наличие, по крайней мере 2 людей, кот считают себя частью этой группы

· Наличие по крайней мере 1 цели, кот принимают все как общую члены данной группы

Организация – это группа людей, деятельность кот, сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Мерк Вебер – представление об эффективной организации (бюрократический)

1. Решающее преимущество бюрократической организации перед любыми другими в том, что оно всегда обладает техническим превосходством.

2. Универсальность

Осн черты идеальной бюрократической организации (по Веберу)

· Разделение руда на сон функциональной специализации

· Четкая иерархия власти

· Система правил, определяющая права и обязанности каждого члена организации

· Система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации

· Игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации

· Сбор и выдвижение работников по их квалификации

Общие признаки сложных организаций:

1. Количественная определенность

2. Организационная структура

3. Саморегулирование

4. Наличие общих целей

5. Обособленность

6. Существование связей между элементами

Структура организации:

- Техническая – это совокупность материальных элементов организации

-Социальная – вкл в себя совокупность участников, формальные и неформальные группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния.

-Социотехническая – вкл в себя совокупность раб мест

 

Неформальные группы – представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, явл продуктом более или менее длительного общения.

Неформальная организация – спонтанно образовавшаяся группа людей, кот. Вступают в регулярное взаимодействие для достижения одной цели.

Теория жизненных циклов организации

На срок жизни организации влияют след факторы:

· Размер фирмы

· Отрасль приложения

· Тип товара

· Степень комбинирования, диверсификации

· Горизонтальной и вертикальной интегрированности

· Технический уровень

· Общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюктуры

· Успешность менеджмента

Законы организации:

Группы объективных законов:

1. Специфические или частные, выражающие связь между конкретными физическими, химическимим и биологическими особенностями.

2. Общие, присущие большим группам явлений

3. Всеобщий (универсальный), проявляется на всех уровнях организации материи

Для организации все эти законы можно свести в две большие группы:

-Объективные – законы организации

-Субъективные законы для организации

 

Различают 2 типа законов организации:

1. Универсальные (основные, основополагающие, фоновые)

2. Специфические (социальной организации) Законы организации компании, организации персонала.

К основным относятся:

- Закон развития

-Закон самосохранения

 

К фоновым относятся:

-Закон информарованности

-упорядоченности

-Закон единста анализа и синтеза

_Закон композиции пропорциональности (гармонии)

 

Законы организации компании или фирмы:

· Закон своеобразия

· Социальной гармонии

Законы организации персонала:

· Оптимальные загрузки

· Эффективного восприятия и запоминания информации

· Эффективного осмысления

· Закон установка

· Устойчивости информации

· Доходчивости информации

Закон самосохранения – каждая система стремится к выживанию в условиях конкурентной борьбы за счет оптимального использования собственного потенциала (ресурса)

Закон развития 0 Каждая организация реализует собственный потенциал по мере прохождения всех этапов жизненного цикла и стремится достичь наибольшего суммарного эффекта.

Закон синергии – используя определенный набор ресурсов любая организация «на выходу» получает результат существенно отличающийся от простой суммы входных потенциалов этих ресурсов.

Закон информированности (упорядоченности(- любая социальная организация способна к выживанию в условиях полной оперативной, надежной и упорядоченной информации.

Закон единства синтеза и анализа – утверждает использование в управлении организацией процедур анализа и синтеза, обеспечивает настройку всех ее подсистем на оптимальный режим достижения поставленных целей.

Закон гармонии – в рамках движения к поставленным целям современные организации стремятся к поддержанию оптимальной структуры и созданию устойчивых объединений на основе соблюдения принципов соразмерности и пропорциональности.

Закон своеобразия – для каждой организации существует наилучшая (оптимальная0 и только ей присущая структура производства управлением.

Закон соц гармонии – в каждой организации развитие соц. сферы способствует росту профессиональной активности и улучшению морально-психологического климата в коллективе, что в свою очередь ведет к увеличению производительности труда.

Закон оптимльной загрузки- для каждого работника сущ оптимаьный объем функциональных обязанностей, а так же режим труда, при котором его личностно профессиональные качества реализуются опр образом.

Закон эффективного восприятия и запоминания информации – процессы восприятия и запоминания информации протекают наиболее эффективно при условииих сочетания с типом и особенностями мышления работника.

Закон эффективного осмысления – эффективное результативное осмсление новой проблемы, а так же определение путец и средств ее решения, возможно только при наличии у человека значительного объема знаний или информации в данной области.

Закон установки – любой индивид воспринимает наиболее полно и качественно ту информацию, к кот. Он подготовился и на кот настроился.

Закон устойчивости информации – первая информация о каком либо человеке или событии более устойчивая нежели повторная.

Закон доходчивости информации – степень доходчивости информации повышается при одновременном или комплексном использовании различных форм ее подачи. Чем больше источников информации, тем лучше эта информация доходит.

Для оценки состояния организации исп след методы

· SWOT анализ

· Метод ключевых вопросов

· Метод сценариев

· Метод SPACE




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.