Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические концепции личности




Читайте также:
  1. III. Система мероприятий по реализации Концепции
  2. Акмеологические основы самосовершенствования личности
  3. Базовые концепции финансового менеджмента
  4. В чем заключается суть концепции В.И.Вернадского?
  5. Взаимосвязь Концепции с другими направлениями развития и реформирования государственного управления
  6. Виды преступлений против личности
  7. Возникновение термина и концепции информационного общества
  8. Вопрос 2. Концепции развития
  9. Вопрос третий. Мотивация и личность. Защитные механизмы мнимой личности
  10. Второй вопрос. Познавательная сфера личности и принятие решений
  11. Второй вопрос. Представление о личности в психоанализе.
  12. Гарантии прав и свобод личности.

 

Личность, хотя и является основной категорией множества общественных наук, определяется по-разному в зависимости от принадлежности исследователя к тому или иному научному направлению.

Определений личности существует великое множество. Наиболее общая их классификация представляется как психодинамические теории личности, социодинамические и интеракционистические («взаимодействие»)

К типу психодинамических относятся теории описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних субъективных характиристик. Поведение выводится из психологических свойств индивида как личности и полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в характеристике личности отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистскими называются теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в регуляции поведения и оценки личности.

 

Исходя из специфики нашего предмета, нас прежде всего интересует социодинамические концепции личности и собственно социологическое определение личности.

Наибольшее распространение в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж.Г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т.Шебутани. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею (т.е. личностью) в обществе.

Если в трактовке Дж. Мида и др. социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то у Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсонса – как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Т.е. личность рассматривается как функция от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

С ролевой теорией личности тесно связана концепция «зеркального Я» Ч. Кули. В соответствии с его концепцией личность формируется в процессе социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов: 1) представления о том, как его воспринимают другие люди, 2) представления о том, как они его оценивают и 3) как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей. Таким образом, личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

При марксистском подходек изучению личности упор делается на социальную обусловленность ее природы и деятельности. Исходным моментом здесь является теоретическое положение К. Маркса о том, что сущность человека – есть «совокупность всех общественных отношений». Сущность же отдельной личности составляет не ее физическая природа, а ее социальное качество, т.е. общественно значимое общество. Исходя из этого, личность – это, с одной стороны, продукт исторического развития, с другой – результат включения индивида в социальную систему, который способен изменять общественные отношения.



Особое место в теориях личности занимает психоаналитическая концепция, сформулированная Зигмундом Фрейдом. Модель личности, разработанная Фрейдом, включает в себя три компонента: 1) сферу подсознания «Оно», где господствуют биологически обусловленные побуждения: сексуальные (либидо) и агрессивные (танатос) (др.греч. бог смерти), 2) сфера самосознания «Я» или «Его», которое стремится реализовать бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме; 3) сфера сверхсознания «Суперэго» или «СверхЯ», включающая моральные нормы, принятые в обществе (культура).

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику личности (между молотом и наковальней). Возникающие при этом конфликты между сознанием и подсознанием решаются по Фрейду с помощью ряда психологических механизмов, которые подавляют и вытесняют из сознания побуждения, противоречащие требованиям культуры. Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд -–это противоречия между человеком и обществом, которые порождают всевозможные комплексы в структуре личности.

 

(Социологическое понятие личности) В целом в современной социологии под личностьюпонимается устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Среди них выделяются прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых формируется поведение личности. Отсюда следует, что личность – это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.92.190.11
Генерация страницы за: 0.002 сек.