Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное поведение монополистического конкурента




Как монополист, «диктуя» цену, фирма характеризуется убывающей кривой спроса. Как конкурент фирма делит рынок с другими производителями, предлагающими аналогичные товары, но они не являются совершенными заменителями. Поэтому эластичность спроса в условиях монополистической конкуренции выше, чем на рынке чистой монополии, но меньше, чем на рынке совершенной конкуренции (при этом с учетом наличия заменителей эластичность индивидуального спроса выше, чем у отраслевого спроса). В целом эластичность кривой спроса при монополистической конкуренции прямо зависит от количества фирм и обратно – от степени дифференциации продукта в отрасли.

Спрос на продукцию отдельной фирмы зависит как от цены ее продукции (обратная зависимость), так и от цен на продукцию конкурентов (прямая зависимость). Когда продукция конкурента дорожает, кривая индивидуального спроса смещается вверх, и наоборот (максимальная функция спроса – когда цена конкурента максимальна, минимальная функция спроса – когда цена конкурента равна 0). Также индивидуальный спрос можно разделить на две составляющие: спрос «своих» покупателей и спрос «чужих» покупателей (которые приобретают продукцию фирмы, если ее цена меньше). На каком участке своей кривой спроса монополистический конкурент выберет комбинацию «цена-выпуск», определяется точкой Курно, при этом у фирмы может быть монопольная прибыль.

Так как условие равновесия , то его особенности на рынке монополистической конкуренции следующие (см. рис.12.1).

При достижении равновесия в краткосрочном периоде (точка Х, определяемая объемом выпуска и ценой ) имеет место , что означает производство меньшего, чем при совершенной конкуренции, объема продукции, и , что означает более высокие по сравнению с совершенной конкуренцией цены. Все это – «плата» потребителей за дифференциацию товара (чем она выше, тем больше отклонение выпуска и цен от наиболее эффективных). Экономическая прибыль монополистического конкурента в краткосрочном периоде равна . Хотя в зависимости от рыночной ситуации фирма может нести и убытки, и ее поведение в этом случае будет строиться на тех же принципах, что и в условиях совершенной конкуренции (см. тему 9).

       
   
 
 


P,C

MC

Ро X AC

ACo

 

D

MR

Qо Q

 

а) б)

Рис.12.1. Краткосрочное (а) и долгосрочное (б) равновесие фирмы

при монополистической конкуренции

 

В долгосрочном периоде экономическая прибыль привлечет на рынок новые фирмы, и кривая индивидуального спроса сдвинется влево (из-за того, что совокупный спрос не изменится, а число фирм увеличится) и вниз (из-за ослабления дифференциации продукта повышается эластичность спроса). Ее перемещение будет продолжаться, пока экономическая прибыль не будет равна 0. Свободный вход на рынок приводит к тому, что в долгосрочном периоде устанавливается равновесие, при котором для определенного объема продукции (Q1), и каждая фирма присваивает среднюю, или «нормальную» прибыль (экономическая прибыль равна 0). Если же после достижения равновесия спрос еще более снизится (), то фирмы начнут уходить с рынка, и равновесие фирмы-монополистического конкурента восстановится. Однако и в долгосрочном периоде будет иметь место , т.е. объем выпуска будет меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (), но цена – больше ().

Если фирма в краткосрочном периоде терпит убытки, наблюдается отток производителей из отрасли, кривая индивидуального спроса имеет обратную динамику (так как количество фирм сокращается, а дифференциация продукта увеличивается), что в итоге приводит к ликвидации убытков и получению нормальной прибыли.

Таким образом, общая тенденция функционирования фирмы в долгосрочном периоде состоит в стремлении получать нормальную прибыль с помощью установления цены на уровне средних издержек. Однако существуют некоторые обстоятельства, которые усложняют прогнозирование результатов монополистической конкуренции в долгосрочном периоде, позволяя относиться к рассмотренным выше параметрам достижения равновесия только как к наиболее вероятному результату:

1) наличие определенных барьеров для вступления в отрасль, т.е. фирмы на рынке защищены, по крайней мере, в течение определенного времени;

2) дифференциация продукта может основываться на таких факторах, которые могут быть неизвестны потенциальным конкурентам и, следовательно, она не может быть преодолена за счет увеличения количества фирм в отрасли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.