Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращение полномочий Президента РФ

Акты Президента Российской Федерации

Компетенция Президента Российской Федерации

В Конституции РФ отсутствует развернутое изложение полномочий Президента РФ (ст. 83 – 89 Конституции РФ). Конституционный суд в Постановлении от 31 июля 1995 г. отметил, что точка зрения, согласно которой полномочия Президента РФ могут реализовываться только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции РФ, закрепленного в ее ч. 1 ст. 15.

7.5.1. Полномочия Президента РФ по созданию или формированию государственных органов, назначению должностных лиц

Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. Такое назначение всякий раз обязательно при формировании нового Правительства. Далее по предложению Председателя Правительства Президент РФ формирует весь состав Правительства: назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Только Президент РФ своим указом вправе устанавливать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Своими указами Президент РФ вправе и реформировать эту систему: вновь создавать, реорганизовывать или упразднять те или иные министерства. Наряду с министрами Президент РФ также назначает руководителей иных федеральных органов исполнительной власти и их заместителей, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно Президент РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (п «в» ст. 83) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. В ст. 117 предусматриваются два варианта отставки: во-первых, Правительство может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ; во-вторых, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Причем, принимая такое решение, Президент РФ не связан никакими ограничениями.

Президент на основе п. «г» ст. 83 Конституции представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ; ставит перед думой вопрос об освобождении его от должности. Председатель ЦБ РФ назначается на должность Государственной Думой на четыре года большинством голосов. В случае отклонения Президент в двухнедельный срок вносит новую кандидатуру. Одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз. Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя ЦБ РФ только по представлению Президента РФ.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов. Представление Президента РФ относительно кандидатур на должности судей ВС и ВАС вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президент представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности.

В связи с изменениями, внесенными 1 декабря 2004 г. в ФЗ 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» теперь Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. В Совет Федерации Президент вносит кандидатуру на пост заместителя Председателя Счетной палаты.

Президент также вносит в палаты парламента представления об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты.

Президент РФ по Конституции РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого должен определяться федеральным законом, формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации. В последнем случае, где и в каком качестве иметь своего полномочного представителя решает сам Президент РФ. Указом от 13 мая 2000 г. Президент РФ образовал на территории РФ семь федеральных округов и назначил в каждый своего полномочного представителя. На постоянной основе действуют также полномочные представители Президента в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде РФ. В необходимых случаях Президент РФ назначает своих полномочных представителей для решения определенных задач.

Изменениями, внесенными 29 декабря 2004 г. в ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», теперь кандидатуру на пост высшего должностного лица субъекта РФ представляет Президент РФ, а решение о наделении его полномочиями принимает орган законодательной власти субъекта РФ. Это лицо может быть отрешено от должности Президентом РФ в случае утраты доверия, а также в случае уклонения от отмены или внесения исправлений в свои акты, нарушающие федеральное законодательство.

Президент РФ решает кадровые вопросы и в сферах обороны, внутренних дел. Он назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает воинские звания высшим офицерам.

Президент РФ решает кадровые вопросы и в сфере внешней политики. Он назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. – после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания.

 

7.5.2 Взаимодействие Президента РФ с Федеральным Собранием

Парламент Российской Федерации официально существует как единое целое, но реально проявляет себя в деятельности своих палат. Но у Президента РФ есть некоторые задачи, касающиеся парламента в целом. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ). И хотя послания Президента РФ не являются нормативно-правовыми актами, Правительство РФ ежегодно после получения послания составляет план мероприятий по его выполнению.

Для заслушивания посланий Президента РФ созывается совместное заседание Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 3 ст. 100 Конституции РФ).

Президент РФ вправе реализовать право законодательной инициативы, подготавливает и вносит в Государственную Думу законопроекты по всем вопросам жизни страны. При этом, законопроект, вносимый Президентом РФ, может быть заявлен как первоочередной, что предполагает внеочередное рассмотрение его Государственной Думой. Президент РФ вправе участвовать в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, в том числе на закрытых, а также выступать на заседаниях. Президент РФ подписывает и обнародует законы РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, может наложить вето, т.е. отклонить федеральный закон, что потребует его повторного рассмотрения в парламенте РФ.

Конституция РФ предусматривает, что Президент РФ назначает выборы Государственной Думы (п. «а» ст. 84). На деле, это формальное полномочие Президента РФ, так как если он не назначит выборы в определенные сроки, они будут назначены и проведены ЦИК РФ.

Государственная Дума может быть распущена указом Президента РФ в следующих случаях:

1) Если Государственная Дума выразила недоверие Правительству РФ, Президент РФ может согласиться с ней и отправить Правительство в отставку либо не согласиться с решением Думы; если же она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, тогда Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

2) Если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, и она в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (ч. 4 ст. 117);

3) Если Государственная Дума трехкратно отклонила кандидатуры Председателя Правительства, представленные Президентом, он назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111).

В 1998 г. Государственная Дума обратилась с запросом в Конституционный Суд РФ по вопросу о том, вправе ли Президент РФ повторно представлять одну и ту же кандидатуру на пост председателя Правительства РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 декабря 1998 г. указал, что выбор представляемой Государственной Думе кандидатуры Председателя Правительства РФ является прерогативой Президента РФ. Конституция позволяет Президенту РФ вносить предложение об одном и том же кандидате дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

В каждой палате есть полномочный представитель Президента РФ. Они представляют интересы Президента РФ, участвуют в заседаниях, представляют позицию Президента РФ по рассматриваемым палатами законопроектам и законам, обоснования отклонения Президентом РФ принятых ГД и одобренных СФ федеральных законов и т.д.

 

7.5.3 Отношения Президента Российской Федерации с Правительством Российской Федерации

 

Норма о том, что Президент РФ руководит деятельностью Правительства РФ, в Конституцию РФ не была включена. Однако из конституционных положений просматривается, что Правительство РФ, имея статус самостоятельного государственного органа, является органом при Президенте РФ. Он фактически осуществляет руководство Правительством РФ. Оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, он формирует полный состав Правительства РФ и может изменять его, вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. При этом, указания главы государства являются для Правительства РФ руководством к действию. Таким образом, Конституция РФ исключает различный политический курс Президента РФ и Правительства РФ.

Президент РФ может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Президент РФ вправе самостоятельно, без согласия парламента, отправить Правительство РФ в отставку.

Согласно ст. 32 ФКЗ «О Правительстве РФ» Президент РФ непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти «ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий», а Правительство РФ только координирует их деятельность.

Президент РФ определяет общие направления деятельности Правительства РФ, дает поручения Правительству РФ, а также отдельным его членам, регулярно встречается с Председателем Правительства РФ, проводит еженедельные совещания, на которых присутствует Председатель Правительства РФ.

 

7.5.4 Отношения Президента Российской Федерации с субъектами Российской Федерации

Частью внутренней политики, основные направления которой определяет Президент РФ, является построение федеративных отношений, формирование региональной политики.

Во-первых, Президент РФ по ч. 1 ст. 80 «может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов российской Федерации, а также между органами государственной власти различных субъектов Российской Федерации».

Во-вторых, с участием Президента решаются вопросы принятия и образования субъекта в составе Федерации.

В-третьих, Президент призван заботиться в целом о развитии региональной и национальной политики в стране, о внимательном отношении к нуждам больших наций и малых этносов, о национальных меньшинствах.

В-четвертых, Президент предлагает представительному органу власти субъекта РФ кандидатуру на пост главы исполнительной власти субъекта РФ, а при необходимости досрочно освобождает это лицо от должности.

В-пятых, Конституция РФ в ч.2 ст.85 предусматривает, что Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина, - до решения этого вопроса соответствующим судом. Возможности отмены Президентом РФ актов органов законодательной власти субъектов РФ Конституция РФ не предусматривает. Но согласно ФЗ №184 при уклонении законодательным органом власти от отмены акта, не соответствующего Конституции и федеральным законам, Президент РФ вправе его распустить принятием своего указа.

7.5.5 Полномочия Президента РФ в области внешней политики обеспечения безопасности и обороны государства

В соответствии с п. «а» ст. 86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, т.е. документы, означающие, что заключенные Россией договоры вступают в силу и действуют на ее территории.

Президент РФ не только назначает дипломатических представителей РФ в других государствах и международных организациях, но и принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Президент РФ вправе принять решение о направлении российского воинского контингента за пределы территории России для участия в миротворческой деятельности. Но такое решение Президент вправе принимать только на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны.

ФЗ от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» предусматривает, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом.

Президент РФ является Верховным главнокомандующим вооруженными силами РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, для него он является высшим воинским начальником, приказы и указания которого подлежат безусловному исполнению. Президент РФ непосредственно руководит Министерством обороны, ФСБ и СВР, а также внутренними войсками МВД.

Конституцией РФ к ведению Президента РФ отнесено утверждение военной доктрины Российской Федерации. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена «Военная доктрина Российской Федерации».

Обширны полномочия Президента РФ по ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне». Президент РФ осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ о ведении военных действий.

Режим военного положения определяется ФКЗ от 30 января 2002 г. «О военном положении». Цель его введения – создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации должен быть рассмотрен в течение 48 часов с момента его получения.

Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения.

Угроза безопасности России может возникнуть и в силу внутренних причин: экологическая катастрофа, стихийное бедствие, массовые беспорядки. В этих случаях, согласно ст. 88 Конституции РФ Президент РФ вводит на всей территории России или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Основания и порядок введения ЧП закреплены в ФКЗ от 31 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

 

7.5.6 Полномочия Президента РФ в области обеспечения конституционного статуса личности

Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он осуществляет ряд специальных полномочий, связанных с обеспечением прав и свобод личности. К ведению Президента РФ отнесены вопросы гражданства РФ и предоставление политического убежища. В соответствие с п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и специальные звания.

Президент РФ осуществляет помилование. Лицо освобождается от дальнейшего отбытия наказания либо наказание сокращается или заменяется более мягким наказанием. Указом от 28 декабря 2001 г. № 1500 Президент РФ утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Были установлены перечень лиц, к которым может быть применено помилование, и перечень осужденных, в отношении которых помилование, как правило, не применяется, а также разработан порядок прохождения ходатайств о помиловании.

Обращение осужденного к Президенту РФ о помиловании с приложением копии приговора и характеристики администрация учреждения направляет в территориальный орган Минюста РФ в субъекте РФ, который представляет эти документы в комиссию по вопросам помилования на территории соответствующего субъекта РФ. Состав комиссии утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ. Свое заключение комиссия направляет высшему должностному лицу субъекта РФ, который вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. После этого Президент РФ принимает решение помиловать осужденного или отклонить его просьбу.

В рамках этой же группы полномочий Президент РФ рассматривает адресованные ему обращения граждан, которые согласно ст. 33 Конституции РФ они вправе направлять в любые государственные органы и органы местного самоуправления.

Президент РФ согласно Конституции РФ является одним из самых активных участников правотворческой деятельности. Правовыми формами реализации полномочий Президента РФ служат его указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ). Указы бывают нормативные, т.е. содержат общие правила поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, и ненормативные – о назначении референдума или выборов Государственной Думы, о награждениях, о приеме в гражданство и выходе из него, о предоставлении политического убежища и т.д.

Законодательно закрепленного критерия, разграничивающего указы и распоряжения Президента РФ, нет. С формальных позиций акты Президента РФ одинаковы по юридической силе. Практика такова, что распоряжения обычно не нормативны, а индивидуальны, адресованы конкретным исполнителям и издаются для решения текущих организационных вопросов. Нормы права, как правило, содержатся лишь в указах, не носящих индивидуальный характер.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. определен порядок вступления президентских актов в силу. Все они, кроме той части, где содержатся сведения о государственной тайне или конфиденциальная информация, подлежат официальному опубликованию, по общему правилу в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Нормативные указы вступают в силу по истечении семи дней после официального опубликования, если в самом их тексте не указан иной срок. Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания.

Указы и распоряжения Президента РФ общеобязательны, имеют прямое действие на всей территории РФ. Как сказано в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1997 г. они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом РФ. Приостановить действие указа или распоряжения или иным образом повлиять на его применение не вправе никакой федеральный орган государственной власти. Однако нормативные акты Президента РФ утрачивают силу в случае признания их неконституционными Конституционным Судом РФ.

Следует отметить, что Конституция РФ не содержит каких либо указаний о содержании и направленности нормативных актов Президента РФ. В ней содержится лишь общая норма о том, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Пределы правотворчества Президента РФ определяются различными федеральными законами и усмотрением самого Президента РФ. Поэтому деятельность Президента РФ часто вызывает критику за подмену им законотворческих полномочий Федерального Собрания, поскольку в указах Президента РФ устанавливались принципиально новые юридические нормы, не имеющие истоков в федеральных законах.

В настоящее время преобладает точка зрения, что указы Президента РФ – это акты главы государства и их абсолютно подзаконный характер не очевиден.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 апреля 1996 г. отметил, что Президент РФ своими указами вправе восполнять любые пробелы правового регулирования по всем вопросам, требующим законодательного решения, а их действие во времени должно ограничиваться периодом до принятия соответствующего законодательного акта.

 

Конституция РФ (ч. 2 ст. 92) предусматривает три возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ: в случае его отставки; при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; при отрешении Президента РФ от должности.

Отставка – добровольный уход Президента РФ со своего поста. Это можно сделать соответствующим официальным заявлением, изданием указа Президента РФ. Б.Н. Ельцин издал Указ от 31 декабря 1999 г. в соответствии с которым передал полномочия Председателю Правительства РФ с 12 ч. 00 минут 31 декабря 1999 г. Указ вступил в силу с момента его подписания.

Прекращение полномочий по состоянию здоровья происходит независимо от мнения Президента РФ. Эта процедура в Конституции РФ не урегулирована. Как считает С.А. Авакьян, определяющим обстоятельством должно являться заключение авторитетной медицинской комиссии. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июля 2000 г. отметил, что досрочное прекращение полномочий Президентом РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий.

Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции РФ, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения должно быть выдвинуто по инициативе одной трети депутатов Государственной Думы. Предложение должно содержать указания на конкретные признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ. Оно направляется Думой на заключение специальной комиссии для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. На данном этапе у Государственной Думы нет права ни отклонить предложение, ни отказать в образовании комиссии. Предложение депутатов поступает в письменном виде с подписями депутатов. Специальная комиссия образуется Думой в составе председателя, заместителя председателя и 13 членов. Председатель избирается путем открытого голосования большинством от общего числа депутатов палаты. Члены комиссии избираются по представлению депутатских объединений общим списком (пропорционально их представительству). Практика такова, что комиссия должна действовать до тех пор, пока Государственная Дума не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения.

Постановлением от 19 июня 1998 г. Государственная Дума утвердила Положение о Специальной комиссии. В соответствии с ним, она заслушивает на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, запрашивать документы и материалы у органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, привлекать к работе комиссии экспертов и т.д.

Заключение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии и рассматривается на заседании Думы. Доклад делает председатель Специальной комиссии, содоклады – депутат, уполномоченный депутатами палаты, внесшими предложение о выдвижении обвинения, а также Президент РФ или уполномоченный представитель Президента РФ в Думе. После прекращения обсуждения представителям фракций и депутатских групп представляется слово по мотивам голосования не более 5 минут каждому. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ. Решение о способе голосования принимается большинством голосов депутатов.

Постановление Государственной Думы в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд и Верховный суд для дачи заключений. Вместе с постановлением в Совет Федерации направляются заключение специальной комиссии и стенограмма заседания Государственной Думы. Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Президента РФ после получения постановления Государственной Думы и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет постановление Государственной Думы и все документы в Комитет по конституционному законодательству и созывает заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. После получения заключения Конституционного Суда РФ Председатель Совета Федерации созывает его заседание в срок, не превышающий 72 часов. На заседание СФ приглашаются Президент РФ, Председатель ГД, Председатель Правительства РФ, Председатели Конституционного и Верховного Суда РФ.

Рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя ГД об основаниях выдвижения обвинения против Президента РФ. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного суда для оглашения его заключения и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения данного Суда. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Президенту либо его представителю предоставляется слово по их желанию.

В соответствии с ч.3 ст.93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Решение принимается Советом Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение Совета Федерации об отрешении от должности Президента РФ считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

В ч. 3 ст. 92 Конституции РФ говорится, что «во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ». Причем исполнение полномочий Президента РФ может быть и временно возложено на Председателя Правительства указом Президента РФ, но в исключительных случаях с целью обеспечения непрерывного осуществления государственной власти.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выборы Президента РФ | Внутренняя организация и порядок работы Государственной Думы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.