Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции финансов. Принципы организации финансов




Существует две функции финансов: распределительная; контрольная.

Распределительная – функция, посредством которой обеспечивается планомерный кругооборот средств предприятий, распределение денежных накоплений на расширение производства, экономическое стимулирование и образование фондов.

Контрольная означает контроль рублем. Важнейшей задачей контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

Существуют следующие принципы организации финансов:

- принцип плановости плановость - финансовое планирование представляет собой важную составную часть народного планирования. Предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают бизнес-планы, в которых определены плановые пропорции распределения прибыли и доходов, а так же объемы расходов;

- принцип деления средств в обороте на собственные и заемные определяет допустимые границы собственных оборотных средств и планового размера банковских кредитов в текущую деятельность;

- принцип образования финансовых резервов обеспечивает непрерывность процессов производства и реализации продукции. Для этого на предприятиях создаются в натуральных и денежных формах страховые запасы и резервные фонды;

- принцип разделения средств основной деятельности и капитальных вложений обоснование источников финансирования капитальных вложений на отдельном счете в банке и строго целевое их использование;

- принцип самофинансирования и самоокупаемости самофинансирование – базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг; самоокупаемость – выручка должна покрывать затраты

 

1. Финансовая система страны – совокупность находящихся в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По своей роли в процессе расширенного воспроизводства финансовая система подразделяется на две большие сферы:

- общегосударственные (централизованные) финансы

Общегосударственные (централизованные) финансы включают такие звенья, как государственный бюджет; бюджетные и внебюджетные фонды; фонд государственного, имущественного, личного и других видов страхования; государственный кредит. Общегосударственные финансы - это система денежных отношений, возникающих в процессе образования централизованных фондов денежных средств и их использования на общегосударственные потребности. Центральным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов страны. Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. При раскрытии понятия «государственный бюджет» любой страны необходимо отразить одновременно три важнейшие его характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу - сущность. Таким образом, государственный бюджет – это основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения основного общегосударственного фонда денежных средств. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги, уплачиваемые предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами. Из государственного бюджета средства используются по четырем основным направлениям: финансирование народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, относительно небольшой удельный вес занимают расходы на оборону и содержание аппарата управления.

Государственный бюджет является одним из основных инструментов осуществления финансовой политики государства. Государственный бюджет широко используется в качестве одного из способов преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки значительной части населения страны, развития малого бизнеса и внешнеэкономической деятельности и т. д.

Мощным источником развития народного хозяйства в последние годы стали целевые бюджетные фонды, число которых возрастало за счет преобразования части внебюджетных фондов. К основным из них относятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местные целевые бюджетные фонды. Их отличительная особенность состоит в том, что средства этих фондов используются строго по целевому назначению.Важным звеном общегосударственных финансов и всей финансовой системы являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это фонды, средства которых используются на финансирование мероприятий, не предусмотренных в государственном бюджете. В принципе, внебюджетные фонды появились раньше самого бюджета. В целях усиления контроля за целевыми использованием средств значительная часть внебюджетных фондов была преобразована в целевые бюджетные фонды. До настоящего времени практически оставался один внебюджетный фонд - инновационный. Порядок его образования и использования регламентировался соответствующим нормативным актом.

Государственный кредит – это форма кредитных отношений, посредством которых государство мобилизует свободные денежные средства населения, а также предприятий, учреждений и организаций на финансирование общегосударственных мероприятий. Объективная необходимость существования государственного кредита обусловлена все возрастающими расходами государства и невозможностью их удовлетворения за счет бюджетных ассигнований. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний государственный долг – это привлечение государством временно свободных денежных средств населения, а также предприятий и организаций на финансирование общегосударственных программ. Внешний долг – это привлечение государством для решения своих проблем средств других государств. В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Однако постоянная нехватка внутренних финансовых ресурсов вынуждает правительство республики все шире привлекать внешний, т.е. международный, государственный кредит.

Следующим звеном общегосударственных финансов является государственное, имущественное, личное и другие виды страхования, представляющие собой систему экономических отношений, возникающих в процессе образования за счет средств предприятий, организаций, учреждений и населения страхового фонда на случай возмещения убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также дополнительное по сравнению с социальной защитой материальное обеспечение граждан при различных событиях в их жизни. Таким образом, страхование выступает как метод нейтрализации хозяйствующими субъектами, а также населением финансовых потерь.

- финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы), в том числе финансы отраслей материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и финансы непроизводственной сферы (наука, образование, здравоохранение, культура и т.д).

Внутри каждой сферы, исходя из специфики финансовых отношений, выделяют звенья. Каждое звено финансовой системы имеет свои конкретные задачи, особую область функционирования. При этом функции и структура финансовой системы изменяются в зависимости от политического устройства государства и уровня экономического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.