КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка результатов учебной деятельности учащихся
План Тема: Формирование умений и навыков на уроках литературы Лекция по методике преподавания литературы №26 Цель: дать понятие о сущности и специфике читательских умений и навыков, способах их формирования. 1. Основные читательские умения и навыки. 2. Умения, связанные с восприятием художественных произведений. 3. Аналитические умения. 4. Синтезирующие умения. 5. Умения, связанные с оценкой художественного произведения. 6. Основные литературно-творческие умения. Литература 1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962. 2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999. 3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985. 4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003. 5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985. 6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969. 7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995. 8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985. 10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.
11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971. 12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999. 13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976; 14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953. 15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.
Целью изучения учебного предмета «Русская литература» является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций; воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота.
На І ступени общего среднего образования (общеобразовательные учреждения с русским языком обучения): — формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся; — воспитание средствами литературы гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию; — развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащегося; — развитие интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения учащегося, его начитанности; — обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с нормами литературного произношения и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;
— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.
На І ступени общего среднего образования (общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):
— формирование коммуникативно-речевой и читательской деятельности на русском языке, обогащение и расширение словаря учащихся, овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка; — развитие интереса к книгам и чтению на русском языке, расширение круга чтения учащегося, его начитанности; — обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с фонетико-орфоэпическими нормами русского языка и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного; — формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.
На ІІ ступени общего среднего образования: — выработка навыков целостного — концептуального и эмоционального — восприятия художественного произведения, развитие читательской культуры и культуры понимания авторской позиции; — формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение художественно выраженных гуманистических ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова; — формирование культурологической компетенции, развитие представления о литературе как социокультурном феномене; — развитие специальных художественно-творческих способностей; — развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью, выразительного чтения произведений различных жанров.
На ІІІ ступени общего среднего образования: — изучение выдающихся произведений русской и мировой литературы; — развитие социально значимого, гражданского, активного отношения личности к своей стране и миру;
— развитие психо-эмоциональной сферы личности, эстетических вкусов и потребностей; — формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей; — развитие интеллектуальных способностей; — формирование культурологической компетенции; — развитие коммуникативной компетенции; — формирование литературно-творческих умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»
На І ступени общего среднего образования (общеобразовательные учреждения с русским языком обучения): — произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;
литературные знания: — тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.); — средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп); — элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация); — правила бережного отношения к книгам;
литературные представления: — об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения); — об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова, крылатые слова и выражения);
читательские умения: — читать правильно, осознанно, целыми словами вслух и молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;
— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами выразительности (пауза, логическое ударение, тон, темп); — оценивать своё и чужое чтение в соответствии с правильностью и выразительностью; — устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные); — различать действующих лиц, их поступки; — определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию); — давать свою оценку поступку героя; — находить с помощью выборочного чтения описание главного героя; — представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину); — определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения; — выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами; — определять основную мысль произведения; — наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их; — составлять план небольшого эпического произведения; — подробно, выборочно и кратко (с помощью учителя) пересказывать прочитанное по плану; — составлять устный рассказ про героя эпического произведения (выборочный пересказ), рассказ по картине и иллюстрации; — коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста; — разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения; — сочинять скороговорки, загадки, небольшие сказки и занимательные истории; — определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям); — самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей; — ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.
На І ступени общего среднего образования (общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):
— произведения русского фольклора: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;
литературные знания: — тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.); — средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп); — элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация); — правила бережного отношения к книгам;
литературные представления: — об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения); — об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова);
читательские умения: — читать правильно, осознанно, выразительно вслух целыми словами с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка: — правильно произносить при чтении специфические русские звуки [ г ], [ г '], [ р '] [ ч '], [ щ '], [ д '], [ т ']; — правильно читать слова с буквами о, е, я в первом предударном слоге; — правильно произносить при чтении парные звонкие согласные на конце слова и в середине слова перед глухими согласными (снег, тетрадь, книжка), — произносить при чтении звук [ л ] на конце глаголов прошедшего времени м. р. ед. ч. (пел) и в словах типа волк; — звук [ в ] перед согласными в начале, середине и конце слов (вниз, автор, лев); — произносить при чтении [ й ] в словах, оканчивающихся на - ый, - ий, - ой; -[ ово ], -[ ево ] в прилагательных и местоимениях род. п. ед. ч. м. р. и ср. р. (красного, нашего); -[ цца ]в глагольных формах (купаться); — правильно произносить при чтении буквосочетания жи, ши, же, ше; — соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах, у которых в русском и белорусском языках не совпадает место постановки ударения (крапива, ремень, верба и др.); — оценивать своё и чужое чтение в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка; — правильно и осмысленно читать молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного; — читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, эмоциональный тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение); — оценивать своё и чужое чтение в соответствии с задачей выразительного чтения; — правильно называть прочитанное произведение (фамилия автора, заглавие); — прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заголовку, опорным словам; — выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного; — объяснять лексическое значение непонятных слов через контекст и с помощью словаря, удерживать их в памяти; — устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные); — различать действующих лиц, их поступки; — определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию); — характеризовать героя на основании его поступка, давать свою оценку поступку героя; — находить в тексте описания действующих лиц и описания природы; — представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину); — определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения; — выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами; — определять основную мысль произведения; — наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их; — составлять план небольшого эпического произведения; — подробно пересказывать прочитанное по плану; — коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста; — разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения; — различать практически жанры устного народного творчества (загадка, скороговорка, пословица, сказка, былина); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворное произведение, басня); — ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу. — находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам; — определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям); — работать со справочной литературой: словарями, справочниками, детскими энциклопедиями; — самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей.
На ІІ ступени общего среднего образования: — произведения фольклора; — художественные произведения классической и современной русской литературы; — произведения зарубежных авторов; — теоретико-литературные знания: устное народное творчество и его жанры; фольклор и литература; роды литературы (эпос, лирика, драма); героическое и трагическое в искусстве; тема и идея художественного произведения; характер литературного героя и средства его раскрытия; приключенческая и фантастическая литература; ирония, юмор, сатира; ритм, рифма, интонация; стопа, строфа; изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора, неологизм), аллегория; иносказание; антитеза; гротеск; типы речи в тексте (описание, повествование, рассуждение); двухсложные, трёхсложные размеры стиха; авторская идея как основа целостности произведения; жизненная правда и художественный вымысел в литературе; стиль произведения и индивидуальный стиль писателя; подтекст в литературном произведении; — историко-литературные знания: время написания произведения и время, отражённое в тексте; основные факты жизни и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически.
На ІІІ ступени общего среднего образования: — произведения русской классики и современной литературы, имеющие художественно-эстетическую ценность, получившие общественное признание, отвечающие потребностям образовательного процесса; — отдельные произведения классической мировой литературы; — произведения русскоязычных писателей Беларуси.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
*Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.
Учащийся должен знать: — взаимовлияние устного народного творчества и литературы; — литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (миф, сказка, летописание, поучение, сказание, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма, драма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение); — литературное произведение как идейно-художественное единство; — некоторые факты биографии писателя, имеющие отношение к изучаемому произведению; — историю и реальные истоки создания изучаемых произведений; — время создания произведения и время, изображённое в нём; — тему и идею художественного произведения; — характер литературного героя и средства его изображения (портрет, речь, художественная деталь, авторская характеристика, пейзаж); — сведения о сюжете и элементах композиции произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог); — сведения о юморе, сатире, сатирических приёмах; — изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола), стилистические фигуры (антитеза); — сведения о прозаической и стихотворной речи (ритм, рифма, стопа, строфа); — сведения о научно-фантастической и приключенческой литературе; уметь: — различать эпические, лирические и драматические произведения, их жанровые разновидности (басня, рассказ, повесть, песня, лирическое стихотворение, поэма, баллада, комедия, трагедия, драма); — воспринимать произведение на эмоционально-образном уровне, представлять изображённые картины, героев; — определять тему, идею художественного произведения; — выявлять связь различных компонентов произведения, видеть его как художественную целостность; — выделять элементы сюжета, понимать их роль в произведении; — характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное; — сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним; — определять художественную роль изобразительно-выразительных средств; — давать собственную аргументированную оценку изученному произведению; — сопоставлять произведение с близкими по тематике произведениями белорусской литературы; — пересказывать устно и письменно (подробно, кратко, выборочно, с сохранением особенностей стиля, с домысливанием, фантазированием) эпические произведения или их фрагменты; — создавать инсценировки по отдельным эпизодам литературного произведения; — готовить устные и письменные сочинения разного жанра на основе жизненных впечатлений и художественных произведений; — создавать литературные произведения определённого жанра;
владеть: — навыками обобщения и систематизации изученного, выделения главного в процессе сопоставления изученных произведений; — навыками сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему, а также с его кино- и телеэкранизациями; — разными видами литературно-творческой деятельности; — умениями и навыками устной и письменной речи, логичного и выразительного высказывания мыслей.
* Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования. Учащийся должен знать: — этапы и закономерности русского и мирового литературного процесса; — особенности основных родов и жанров; — основные жанровые и стилевые особенности художественных произведений, изучаемых текстуально; — основные факты жизненного и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически; — содержание художественных произведений для текстуального изучения, а также произведений из списка для дополнительного чтения; — основные теоретико - литературные понятия, необходимые для самостоятельного анализа и оценки художественных произведений (модернизм как основа более поздних эстетических систем; творческая эволюция писателя; реальное и фантастическое в искусстве; художественный образ; образ-символ; образность поэтического слова; поэтический синтаксис; индивидуальность стиля и др.); — стихотворения и отрывки из прозы, рекомендованные для заучивания наизусть;
уметь: — определять род и жанр произведения; — выявлять художественную целостность произведения, функциональное, идейно-эстетическое значение всех его структурных компонентов; — анализировать художественное произведение (его эпизод, сцену), используя сведения по истории и теории литературы; — сопоставлять произведения русской и белорусской литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие; — выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; — аргументированно выражать своё отношение к прочитанному произведению; — определять художественную роль изобразительно-выразительных средств; — писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы; — составлять планы, тезисы, конспекты статей учебника, устных выступлений и письменных работ на литературные темы;
владеть: — навыками обобщения и систематизации изученного и самостоятельно прочитанного художественного, критического, публицистического материала при сопоставлении и анализе произведений; — умением сравнивать содержательно-стилевую специфику литературных произведений и живописных, музыкальных, архитектурных и др.; — разными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, реферата, доклада, рецензии); — навыками работы с научно-критической и исследовательской литературой по изучаемой теме. по учебному предмету ”Русская литература“ Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету ”Русская литература“. Подготовка учащихся предполагает формирование: – теоретико-литературных и историко-литературных знаний; – читательских умений; – системы эмоционально-ценностных отношений; – опыта литературно-творческой деятельности. Результаты учебной деятельности учащихся по русской литературе оцениваются по следующим параметрам: – содержательность и глубина устного и письменного высказывания, отражающая качество восприятия и понимания поэтического текста, сформированность аналитических и речевых умений, способность применять их на практике, самостоятельность оценок событий и характеров в художественных произведениях, их аргументированность; – выразительность чтения наизусть произведений разных жанров; – техника чтения незнакомого текста. Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, а также других способов контроля. Работая над текстом художественного произведения по вопросам учебника, учитель исправляет смысловые, а также речевые и грамматические ошибки в ответах учеников. Аналитические вопросы учебника могут быть предложены учащимся для письменного ответа после обсуждения их в устной форме на предыдущих уроках. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитываются их возрастные особенности. Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании. При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развёрнутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются: -- правильность и мотивированность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи; -- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы); -- композиционная стройность и логика построения ответа; -- речевая грамотность, культура произношения (соблюдение орфоэпических норм, правильное интонирование). Поощряется самостоятельность мысли учащихся, аргументированность и убедительность доводов, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка. Оценкой устных ответов и письменных работ по литературе необходимо поощрять глубокое, индивидуально-личностное восприятие литературы как искусства слова.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |