Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка результатов учебной деятельности учащихся




План

Тема: Формирование умений и навыков на уроках литературы

Лекция по методике преподавания литературы №26

Цель: дать понятие о сущности и специфике читательских умений и навыков, способах их формирования.

1. Основные читательские умения и навыки.

2. Умения, связанные с восприятием художественных произведений.

3. Аналитические умения.

4. Синтезирующие умения.

5. Умения, связанные с оценкой художественного произведения.

6. Основные литературно-творческие умения.

Литература

1. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков, - 7-е изд., доп. и перераб. - М., 1962.

2. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студентов филол. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. Чертов. - М., 1999.

3. Коряушкина, В. А. Урок литературы в средней школе /В. А. Коряушкина. -Мн., 1985.

4. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М., 2003.

5. Майман, Р. Р. Практикум по методике преподавания литературы: пособие для студентов / Р. Р. Майман. - М., 1985.

6. Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия / авт.- сост. Я. А. Роткович. - М., 1969.

7. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч.; под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. - М., 1995.

8. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

9. Методика преподавания литературы: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. 3. Я. Рез. - 2-е изд., дораб. - М., 1985.

10. Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / авт.- сост. Б. А. Ланин. - М., 2003.

11. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М., 1971.

12. Практикум по методике преподавания литературы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. О. Ю. Богдановой. - М., 1999.

13. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе: учеб. пособие / Я. А. Роткович. - 2-е изд. - М., 1976;

14. Роткович, Я. А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе / Я. А. Роткович // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 50. - М., 1953.

15. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / авт.-сост. Я. А. Роткович. - М., 1956.

 

 

Целью изучения учебного предмета «Русская литература» является приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование должных нравственно-эстетических ориентаций; воспитание человека с глубоким гуманистическим и демократическим мировоззрением, самостоятельным мышлением, с развитым чувством национального и личного самоуважения, человека, чуткого к социальному полифонизму жизни, гражданина и патриота.

 

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

— формирование образных представлений об окружающем мире, отношений к жизненным явлениям, ценностных ориентаций учащихся;

— воспитание средствами литературы гражданских, духовно-нравственных и эстетических чувств; приобщение к национально-культурному наследию;

— развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащегося;

— развитие интереса к книгам и чтению, расширение круга чтения учащегося, его начитанности;

— обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с нормами литературного произношения и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.

 

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):

 

— формирование коммуникативно-речевой и читательской деятельности на русском языке, обогащение и расширение словаря учащихся, овладение орфоэпическими и акцентологическими нормами русского языка;

— развитие интереса к книгам и чтению на русском языке, расширение круга чтения учащегося, его начитанности;

— обучение правильному, осознанному, выразительному чтению вслух и молча в соответствии с фонетико-орфоэпическими нормами русского языка и в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— формирование читательских умений и литературных представлений учащихся, необходимых для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающих полноценное восприятие и понимание произведений и книг, ориентировку в мире книг.

 

На ІІ ступени общего среднего образования:

— выработка навыков целостного — концептуального и эмоционального — восприятия художественного произведения, развитие читательской культуры и культуры понимания авторской позиции;

— формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение художественно выраженных гуманистических ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова;

— формирование культурологической компетенции, развитие представления о литературе как социокультурном феномене;

— развитие специальных художественно-творческих способностей;

— развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью, выразительного чтения произведений различных жанров.

 

На ІІІ ступени общего среднего образования:

— изучение выдающихся произведений русской и мировой литературы;

— развитие социально значимого, гражданского, активного отношения личности к своей стране и миру;

— развитие психо-эмоциональной сферы личности, эстетических вкусов и потребностей;

— формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественно-эстетических и духовно-нравственных ценностей;

— развитие интеллектуальных способностей;

— формирование культурологической компетенции;

— развитие коммуникативной компетенции;

— формирование литературно-творческих умений и навыков.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с русским языком обучения):

— произведения устного народного творчества: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;

 

литературные знания:

— тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.);

— средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

— правила бережного отношения к книгам;

 

литературные представления:

— об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения);

— об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова, крылатые слова и выражения);

 

читательские умения:

— читать правильно, осознанно, целыми словами вслух и молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами выразительности (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с правильностью и выразительностью;

— устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные);

— различать действующих лиц, их поступки;

— определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

— давать свою оценку поступку героя;

— находить с помощью выборочного чтения описание главного героя;

— представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину);

— определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

— выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;

— определять основную мысль произведения;

— наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их;

— составлять план небольшого эпического произведения;

— подробно, выборочно и кратко (с помощью учителя) пересказывать прочитанное по плану;

— составлять устный рассказ про героя эпического произведения (выборочный пересказ), рассказ по картине и иллюстрации;

— коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста;

— разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения;

— сочинять скороговорки, загадки, небольшие сказки и занимательные истории;

— определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям);

— самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей;

— ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.

 

На І ступени общего среднего образования

(общеобразовательные учреждения с белорусским языком обучения):

 

— произведения русского фольклора: загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, потешки, считалки, небылицы, перевёртыши, былины, русские народные сказки и сказки народов мира (о животных, волшебные и бытовые); литературные сказки русских и зарубежных авторов; произведения русской классики, вошедшие в круг детского чтения; произведения современной детской русской и зарубежной литературы; научно-познавательная и справочная книга; детские газеты и журналы;

 

литературные знания:

— тематика книг для детского чтения (о Родине, её истории, героях, о детях, о природе, животных, растениях, о приключениях, путешествиях, фантастике и др.);

— средства выразительности при чтении вслух (пауза, логическое ударение, тон, темп);

— элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрация);

— правила бережного отношения к книгам;

 

литературные представления:

— об особенностях различных жанров литературных произведений (загадки, скороговорки, пословицы, сказки, легенды, былины, рассказы, басни, стихотворные произведения);

— об изобразительно-выразительных средствах языка (образные слова и выражения, сравнения, одушевление природных явлений, эмоционально-оценочные слова);

 

читательские умения:

— читать правильно, осознанно, выразительно вслух целыми словами с соблюдением фонетико-орфоэпических норм русского языка:

— правильно произносить при чтении специфические русские звуки [ г ], [ г '], [ р '] [ ч '], [ щ '], [ д '], [ т '];

— правильно читать слова с буквами о, е, я в первом предударном слоге;

— правильно произносить при чтении парные звонкие согласные на конце слова и в середине слова перед глухими согласными (снег, тетрадь, книжка),

— произносить при чтении звук [ л ] на конце глаголов прошедшего времени м. р. ед. ч. (пел) и в словах типа волк;

звук [ в ] перед согласными в начале, середине и конце слов (вниз, автор, лев);

— произносить при чтении [ й ] в словах, оканчивающихся на - ый, - ий, - ой; -[ ово ], -[ ево ] в прилагательных и местоимениях род. п. ед. ч. м. р. и ср. р. (красного, нашего); -[ цца ]в глагольных формах (купаться);

— правильно произносить при чтении буквосочетания жи, ши, же, ше;

— соблюдать нормы словесного ударения в изученных словах, у которых в русском и белорусском языках не совпадает место постановки ударения (крапива, ремень, верба и др.);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка;

— правильно и осмысленно читать молча в темпе, который не препятствует пониманию прочитанного;

— читать выразительно вслух стихи и прозу, пользуясь основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, эмоциональный тон, темп, ритм, пауза, логическое ударение);

— оценивать своё и чужое чтение в соответствии с задачей выразительного чтения;

— правильно называть прочитанное произведение (фамилия автора, заглавие);

— прогнозировать содержание произведения по иллюстрациям, заголовку, опорным словам;

— выявлять слова и выражения, которые препятствуют пониманию прочитанного;

— объяснять лексическое значение непонятных слов через контекст и с помощью словаря, удерживать их в памяти;

— устанавливать смысловые связи между событиями (последовательные, временные, пространственные и причинные);

— различать действующих лиц, их поступки;

— определять чувства, состояние действующих лиц, отношение к ним писателя (по метким словам, прямому высказыванию);

— характеризовать героя на основании его поступка, давать свою оценку поступку героя;

— находить в тексте описания действующих лиц и описания природы;

— представлять себе героя (картину природы) и рассказывать об этом ("рисовать" словесную картину);

— определять общее эмоциональное настроение поэтического произведения;

— выявлять настроение, чувства поэта, вызванные живописными картинами;

— определять основную мысль произведения;

— наблюдать за построением художественного произведения, определять его смысловые части, озаглавливать их;

— составлять план небольшого эпического произведения;

— подробно пересказывать прочитанное по плану;

— коллективно составлять творческий пересказ (от имени одного из героев, с творческим дополнением сюжета), рассказ по имеющемуся началу текста;

— разыгрывать эпизоды или небольшие литературные произведения;

— различать практически жанры устного народного творчества (загадка, скороговорка, пословица, сказка, былина); жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворное произведение, басня);

— ориентироваться в книге: находить в оглавлении фамилию автора, название нужного произведения и соответствующую страницу.

— находить в библиотеке книги по заданной теме, пользуясь рекомендательными указателями, тематическими книжными выставками или открытым доступом к книжным полкам;

— определять содержание незнакомой книги по её элементам (титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию, иллюстрациям);

— работать со справочной литературой: словарями, справочниками, детскими энциклопедиями;

— самостоятельно выбирать и читать книги и журналы для детей.

 

На ІІ ступени общего среднего образования:

— произведения фольклора;

— художественные произведения классической и современной русской литературы;

— произведения зарубежных авторов;

— теоретико-литературные знания: устное народное творчество и его жанры; фольклор и литература; роды литературы (эпос, лирика, драма); героическое и трагическое в искусстве; тема и идея художественного произведения; характер литературного героя и средства его раскрытия; приключенческая и фантастическая литература; ирония, юмор, сатира; ритм, рифма, интонация; стопа, строфа; изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола, метафора, неологизм), аллегория; иносказание; антитеза; гротеск; типы речи в тексте (описание, повествование, рассуждение); двухсложные, трёхсложные размеры стиха; авторская идея как основа целостности произведения; жизненная правда и художественный вымысел в литературе; стиль произведения и индивидуальный стиль писателя; подтекст в литературном произведении;

— историко-литературные знания: время написания произведения и время, отражённое в тексте; основные факты жизни и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически.

 

На ІІІ ступени общего среднего образования:

— произведения русской классики и современной литературы, имеющие художественно-эстетическую ценность, получившие общественное признание, отвечающие потребностям образовательного процесса;

— отдельные произведения классической мировой литературы;

— произведения русскоязычных писателей Беларуси.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

*Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

 

Учащийся должен

знать:

— взаимовлияние устного народного творчества и литературы;

— литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (миф, сказка, летописание, поучение, сказание, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма, драма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение);

— литературное произведение как идейно-художественное единство;

— некоторые факты биографии писателя, имеющие отношение к изучаемому произведению;

— историю и реальные истоки создания изучаемых произведений;

— время создания произведения и время, изображённое в нём;

— тему и идею художественного произведения;

— характер литературного героя и средства его изображения (портрет, речь, художественная деталь, авторская характеристика, пейзаж);

— сведения о сюжете и элементах композиции произведения (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог);

— сведения о юморе, сатире, сатирических приёмах;

— изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола), стилистические фигуры (антитеза);

— сведения о прозаической и стихотворной речи (ритм, рифма, стопа, строфа);

— сведения о научно-фантастической и приключенческой литературе;

уметь:

— различать эпические, лирические и драматические произведения, их жанровые разновидности (басня, рассказ, повесть, песня, лирическое стихотворение, поэма, баллада, комедия, трагедия, драма);

— воспринимать произведение на эмоционально-образном уровне, представлять изображённые картины, героев;

— определять тему, идею художественного произведения;

— выявлять связь различных компонентов произведения, видеть его как художественную целостность;

— выделять элементы сюжета, понимать их роль в произведении;

— характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

— сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним;

— определять художественную роль изобразительно-выразительных средств;

— давать собственную аргументированную оценку изученному произведению;

— сопоставлять произведение с близкими по тематике произведениями белорусской литературы;

— пересказывать устно и письменно (подробно, кратко, выборочно, с сохранением особенностей стиля, с домысливанием, фантазированием) эпические произведения или их фрагменты;

— создавать инсценировки по отдельным эпизодам литературного произведения;

— готовить устные и письменные сочинения разного жанра на основе жизненных впечатлений и художественных произведений;

— создавать литературные произведения определённого жанра;

 

владеть:

— навыками обобщения и систематизации изученного, выделения главного в процессе сопоставления изученных произведений;

— навыками сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему, а также с его кино- и телеэкранизациями;

— разными видами литературно-творческой деятельности;

— умениями и навыками устной и письменной речи, логичного и выразительного высказывания мыслей.

 

* Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

Учащийся должен

знать:

— этапы и закономерности русского и мирового литературного процесса;

— особенности основных родов и жанров;

— основные жанровые и стилевые особенности художественных произведений, изучаемых текстуально;

— основные факты жизненного и творческого пути писателей, чьё творчество изучается монографически;

— содержание художественных произведений для текстуального изучения, а также произведений из списка для дополнительного чтения;

— основные теоретико - литературные понятия, необходимые для самостоятельного анализа и оценки художественных произведений (модернизм как основа более поздних эстетических систем; творческая эволюция писателя; реальное и фантастическое в искусстве; художественный образ; образ-символ; образность поэтического слова; поэтический синтаксис; индивидуальность стиля и др.);

— стихотворения и отрывки из прозы, рекомендованные для заучивания наизусть;

 

уметь:

— определять род и жанр произведения;

— выявлять художественную целостность произведения, функциональное, идейно-эстетическое значение всех его структурных компонентов;

— анализировать художественное произведение (его эпизод, сцену), используя сведения по истории и теории литературы;

— сопоставлять произведения русской и белорусской литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие;

— выразительно читать изученные литературные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

— аргументированно выражать своё отношение к прочитанному произведению;

— определять художественную роль изобразительно-выразительных средств;

— писать отзывы о прочитанных произведениях и сочинения различных жанров на литературные темы;

— составлять планы, тезисы, конспекты статей учебника, устных выступлений и письменных работ на литературные темы;

 

владеть:

— навыками обобщения и систематизации изученного и самостоятельно прочитанного художественного, критического, публицистического материала при сопоставлении и анализе произведений;

— умением сравнивать содержательно-стилевую специфику литературных произведений и живописных, музыкальных, архитектурных и др.;

— разными видами литературно-творческой деятельности (написание сочинения, реферата, доклада, рецензии);

— навыками работы с научно-критической и исследовательской литературой по изучаемой теме.

по учебному предмету ”Русская литература“

Планируемые результаты обучения в предметно-деятельностной форме определены учебными программами в соответствии с требованиями образовательного стандарта по учебному предмету ”Русская литература“. Подготовка учащихся предполагает формирование:

– теоретико-литературных и историко-литературных знаний;

– читательских умений;

– системы эмоционально-ценностных отношений;

– опыта литературно-творческой деятельности.

Результаты учебной деятельности учащихся по русской литературе оцениваются по следующим параметрам:

– содержательность и глубина устного и письменного высказывания, отражающая качество восприятия и понимания поэтического текста, сформированность аналитических и речевых умений, способность применять их на практике, самостоятельность оценок событий и характеров в художественных произведениях, их аргументированность;

– выразительность чтения наизусть произведений разных жанров;

– техника чтения незнакомого текста.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, а также других способов контроля.

Работая над текстом художественного произведения по вопросам учебника, учитель исправляет смысловые, а также речевые и грамматические ошибки в ответах учеников. Аналитические вопросы учебника могут быть предложены учащимся для письменного ответа после обсуждения их в устной форме на предыдущих уроках. При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитываются их возрастные особенности.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании.

При оценке устных ответов и письменных работ учащихся (развёрнутый ответ на вопрос, пересказ, рассказ о герое и др.) учитываются:

-- правильность и мотивированность отбора эпизодов, картин, деталей для решения поставленной учителем задачи;

-- понимание взаимосвязи событий, поступков и характеров персонажей и важнейших средств их изображения (в соответствии с требованиями программы);

-- композиционная стройность и логика построения ответа;

-- речевая грамотность, культура произношения (соблюдение орфоэпических норм, правильное интонирование).

Поощряется самостоятельность мысли учащихся, аргументированность и убедительность доводов, оригинальность подхода к решению задачи, эмоциональность ответа, выразительность и образность языка.

Оценкой устных ответов и письменных работ по литературе необходимо поощрять глубокое, индивидуально-личностное восприятие литературы как искусства слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.