Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В последние же годы сделан акцент на развитии адресных видов помощи, для предоставления которых учитывается уровень дохода, нуждаемость семьи, гражданина

Следует отметить, что до недавнего времени преобладающая часть государственной социальной поддержки основывалась на категориальном принципе, т.е. принадлежности лиц или семей к определенной категории (например, ветеран, одинокий гражданин пожилого возраста, инвалид, многодетная семья и т.п.).

Так, начиная с 2001 года в Беларуси происходит активный процесс становления и развития государственной адресной социальной помощи.

Этот вид денежной поддержки оказывается в том случае, если среднедушевой доход семьи ниже гарантированной государством величины, в настоящее время – бюджета прожиточного минимума, который служит одновременно и чертой малообеспеченности, и критерием нуждаемости.

Размер ежемесячного социального пособия определяется как разница между критерием нуждаемости (бюджетом прожиточного минимума) и конкретной величиной среднедушевого дохода семьи.

Подобный подход, основанный на критерии нуждаемости, используется и при оказании других форм адресной поддержки населения, таких, например, как безналичные жилищные субсидии, пособия на детей старше трех лет, предоставление бесплатного питания детям первых двух лет жизни.

Исходя из опыта разных стран, именно адресность является критерием эффективности государственной социальной поддержки, преследующей цель обеспечить доходы граждан на определенном, минимально допустимом, уровне. Это может быть, например, черта бедности, прожиточный минимум, доля от среднестатистического (медианного) дохода семьи, доход на члена семьи ниже определенного денежного эквивалента.

Таким образом, именно адресные формы государственной социальной поддержки в большей степени позволяют выявить наиболее нуждающиеся слои населения и гарантировать им получение дохода не ниже установленного государством уровня. В этом значение адресной помощи как особого направления социальной политики.

 

Развитие адресной социальной поддержки населения и преодоление малообеспеченности в республике Беларусь

Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, важнейшим критерием эффективности адресной социальной помощи является ее влияние на решение жизненных проблем отдельных граждан и сокращение малообеспеченности (бедности) в обществе в целом. С учетом этого, развитие и совершенствование механизмов ее предоставления в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям, как:

• повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;

• постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;

• упрощение процедуры получения;

• скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной социальной поддержки.

На протяжении периода функционирования государственной адресной социальной помощи осуществлен ряд важных изменений, направленных на повышение ее эффективности как меры социальной защиты малообеспеченных граждан.

Так, в 2001 году критерий нуждаемости, первоначально установленный на уровне 50% бюджета прожиточного минимума, увеличен до 60%.

В 2004 году установлен единый порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи на получение отдельных видов помощи: льгот по оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатных продуктов питания для детей первых двух лет жизни, безналичных жилищных субсидий. Это позволило обеспечить координацию и повысить эффективность их предоставления.

В 2005 году расширен круг получателей адресной помощи: такое право предоставлено всем категориям семей, воспитывающим несовершеннолетних детей. В результате уже в 2005 году численность получателей помощи по сравнению с 2004 годом увеличилась на 25%.

Для смягчения воздействия обстоятельств, нарушающих нормальную жизнедеятельность граждан и семей и требующих материальной поддержки большего размера, введен новый вид государственной адресной социальной помощи – единовременное социальное пособие в размере от 50 до 500% бюджета прожиточного минимума. В 2006 году единовременное социальное пособие получили более 2 тыс. человек.

Правом принимать решение о назначении государственной адресной социальной помощи с учетом имущественного положения семьи, экономической активности ее трудоспособных членов, а также причин, по которым семья имеет низкий доход, наделена специальная комиссия.

С 2006 года обращение за адресной помощью начало реализовываться в рамках заявительного принципа «одно окно».

В 2007 году категориальный подход при определении права на адресную помощь был полностью отменен. Его получили все граждане, у которых по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости, в том числе трудоспособные лица с низкими заработками.

В 2007 году также откорректирован перечень доходов, учитываемых в совокупном доходе семьи при определении права на получение помощи. С целью усиления социальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в совокупном доходе таких семей перестал учитываться денежный эквивалент некоторых льгот (по обеспечению лекарствами и медикаментозными средствами детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; по проезду в общественном и пригородном транспорте для детей до семи лет).

В целях усиления адресности предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам и нивелирования для малообеспеченных слоев населения последствий оптимизации системы социальных льгот 14 декабря 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 638. В соответствии с ним критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия был увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума, а в виде единовременного социального пособия – до 120%.

Об эффективности указанных мер свидетельствуют рост числа получателей социальной помощи и увеличение охвата адресными социальными пособиями малообеспеченных слоев населения. Если в 2007 году адресными выплатами было охвачено 8,4% малообеспеченных граждан республики, а в 2001-м – только 5,5%, то в 2008 году – почти 50%.

По оперативным данным, на 1 сентября 2009 г. государственная адресная социальная помощь назначена 135,8 тыс. граждан на общую сумму 25,9 млрд. руб. В целом по республике средний размер ежемесячного социального пособия составил 63,7 тыс. руб. в месяц на одного человека (170,8 тыс. руб. на семью), единовременного социального пособия – 179,3 тыс. руб. (340,6 тыс. руб. на семью).

Всего, начиная с 2001 года, государственная адресная социальная помощь оказана более 950 тыс. человек на общую сумму около 100 млрд. руб.

Основные получатели адресной помощи – неполные и многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей. Это те семьи, которые в наибольшей степени подвержены риску бедности. Их доля была всегда высока, сейчас она составляет 60% от общего числа получателей.

Все это характеризует государственную адресную социальную помощь как важное направление социальной защиты населения и значимый фактор сокращения малообеспеченности граждан.

Динамичный рост доходов населения в последние годы позволил резко уменьшить масштабы малообеспеченности в республике, а адресные социальные программы – поддержать положительную тенденцию и в текущем году, несмотря на снижение темпов роста реальных доходов населения: со 113,9% в январе–июле 2008 г. до 103,5% в соответствующем периоде текущего года.

За период с 2000 по 2008 год удельный вес малообеспеченного населения в Беларуси сократился с 41,9 до 6,1%.

При этом среди сельских жителей малообеспеченных традиционно больше, чем среди горожан (в 2008 году – 9,7% и 4,4% соответственно).

Уровень малообеспеченности домашних хозяйств в 2008 году составил 4,2% (в 2000-м – 35,7%). В первом полугодии 2009 года он снизился до 4%.

Наиболее подверженными риску бедности в нашей стране являются семьи с детьми. Уровень малообеспеченности среди них в 2008 году составил 8,6%, в том числе среди семей с одним ребенком – 4,9%, с двумя детьми – 11,2%, с тремя и более – 32,8%.

Таким образом активная социальная политика государства, социальная поддержка малоимущих слоев позволила значительно изменить стратификацинную картину нашего общества, в сторону значительного сокращения малоимущего и бедного населения.

 

 

 

 

 

  Теория классов была детально разработана теоретиками коммунизма: К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Ленином. На ней практически основывалась вся концепция марксизма.    

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные модели (системы) стратификации | Тема 5. Предпринимательская деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.