Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и рыночное ценообразование




Взаимосвязь спроса и предложения. Рыночная цена и рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены.

Цена – важнейший элемент механизма рынка. В науке теория рыночной цены формировалась постепенно. Первой стала теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс): цена есть денежное выражение затрат труда (издержки производителей).

Другой подход связан с теорией предельной полезности (Г. Госсен, К. Менгер, Е. Бем-Баверк и др.): цена есть денежное выражение полезности товара.

Основатель классической школы А. Маршалл сформулировал теорию рыночной цены, опираясь на лучшие достижения названных выше теорий и справедливо утверждая, что рыночная цена – это цена договора, она должна отражать интересы производителей и потребителей, являясь денежным выражением стоимости и предельной полезности.

В рыночной экономике цена выполняет три главные функции:

· Информационную.

· Стимулирующую.

· Распределительную.

А. Маршаллу принадлежит теория рыночного равновесия, которое характеризует состояние рынка при равном объёме спроса и предложения и нежелании участников обмена изменять эти объёмы.

Явление рыночного равновесия изучается с помощью графических моделей. Наиболее известные из них – две: модель А. Маршалла («крест Маршалла») и модель Л. Вальраса.

Рыночное равновесие обладает свойством устойчивости, для доказательства которой используют логику А. Маршалла и Л. Вальраса. Это состояние, скорее, идеального рынка, но как модель, характеризующая способность рынка свободной конкуренции к саморегулированию, она вполне подходит и для общего анализа.

 

В идеале рыночный механизм саморегулируется, однако современный рынок, во-первых, не является рынком свободной конкуренции, а во-вторых, у государства часто возникает необходимость вмешиваться в ценообразование рынка. Цель вмешательства определяется потребностями и задачами государственной экономической политики, потребностями безопасности и социальной справедливости.

Основными инструментами государственного регулирования являются:

· Налоги.

· Дотации.

· Фиксированные цены.

Налоги и дотации считаются «цивилизованными» инструментами регулирования. Фиксированные цены (установление верхнего «потолка», предела цен или нижнего предела, «пола») – не так корректны. При любом из используемых государством вмешательств, последствия будут противоречивыми.

5. Понятие экономической эластичности. Её виды.

Эластичность – степень реагирования спроса и предложения прежде всего на цену или доход. Понятие эластичности ввели в науку А. Маршалл, Дж. Хикс, П. Самуэльсон и др.

Виды эластичности:

· Эластичность спроса по цене.

· Эластичность спроса по доходам.

· Эластичность предложения по цене.

· Перекрестная эластичность по цене.

· Эластичность соотношения цен и зарплаты.

· и др.

Рассмотрим эластичность спроса. Это неодинаковая динамика спроса на разные товары при изменении цен на них или при изменении доходов.

Товары с эластичным спросом:

· Предметы роскоши, деликатесы.

· Товары и услуги, цена которых существенна для бюджета семьи.

Спрос на них меняется (растёт или падает в большей степени, чем изменилась цена).

Коэффициент эластичности спроса на этот товар больше 1.

p

Коэффициент эластичности спроса = Е __ = % изменения спроса = > 1

d % изменения цены

 

Товары с неэластичным спросом:

· Предметы первой необходимости.

· Вещи, цена на которые малоощутима для бюджета.

· Товары, замену которым подобрать трудно.

Спрос на них меняется в меньшей степени, чем изменилась цена. Коэффициент эластичности спроса на эти товары меньше 1.

p

Коэффициент эластичности спроса = Е __ = % изменения спроса = ˂ -1

d % изменения цены

 

Эластичность спроса на товар по доходу покупателя.

· Товары нормальные и предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше 1.

· Товары низшей категории (инфериорные) имеют коэффициент эластичности спроса по доходу меньше 1.

 

Перекрёстная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.

Положительная перекрёстная эластичность свойственна товарам-заменителям.

Отрицательная перекрёстная эластичность спроса по цене свойственна товарам-дополнителям.

Если товары не являются заменителями или дополнителями, перекрёстная эластичность равна нулю.

Для того, чтобы подсчитать эластичность, существуют различные методы расчётов:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.