Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Управление финансами




 

Под управлением понимают элемент, функцию организованных систем различной природы, обеспечивающую сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. В финансово-кредитном энциклопедическом словаре управление финансами трактуется как «сознательное воздействие органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач».[3]

В системе управления финансами, как и в другой управляемой системе, выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами финансовые органы управления. К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.; взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов; взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией; взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию. Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с их компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учёт финансовых ресурсов и других денежных средств, а также на основе использования всех этих функций, регулирования финансов.

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов РФ.

Руководство Министерством финансов Российской федерации осуществляет Министр финансов и его заместители. До введения в действие Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министр финансов РФ имел пять первых заместителей, в том числе одного статс-секретаря, и семь заместителей. Организационная структура Министерства финансов России включала 28 структурных подразделений. Специализированные функции по управлению финансами осуществляли следующие подразделения Минфина: Департамент бюджетной политики, Главное управление федерального казначейства, Департамент налоговой политики, Департамент управления государственным внутренним долгом, Департамент отраслевого финансирования, Департамент бюджетных кредитов и гарантий, Департамент государственного финансового контроля, Департамент межбюджетных отношений и пр.

В соответствии с Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищённой полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Главной задачей Министерства финансов РФ является разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

- разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

- прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчёта об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- осуществление финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

- совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

- управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

- функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

- координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

- другие функции.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов РФ является Федеральное Казначейство Министерства финансов РФ. Впервые органы Казначейства появились в России в 1863 году, когда в составе министерства финансов был образован Департамент Государственного Казначейства, являющийся исполнительным органом, осуществляющим сбор государственных доходов, их хранение и перечисление денежных сумм из уездных в губернские казначейства или в Госбанк. В Советской России после революции 1917 г. органы Казначейства были упразднены и созданы вновь лишь в 1992 г. Целями создания казначейства явились эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения республиканского (впоследствии - федерального) бюджета РФ, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В структуру Федерального Казначейства входят Главное управление Федерального казначейства МФ РФ, Территориальные органы в субъектах РФ, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. Органы Казначейства выполняют следующие задачи:

- осуществляют управление денежными средствами на счетах казначейства, предварительный и текущий контроль целевого использования бюджетных средств;

- составляют краткосрочный прогноз объёмов ресурсов федерального бюджета;

- осуществляют сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов для органов государственной власти и управления;

- составляют отчётность о финансовых операциях по соответствующему бюджету;

- разрабатывают методологические и инструктивные материалы по исполнению соответствующего бюджета.

Для выполнения этих задач органы Федерального Казначейства:

- осуществляют кассовое исполнение федерального бюджета и распоряжение средствами, находящимися на соответствующих счетах в банковской системе, кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов, распределение доходов между бюджетами различных уровней;

- ведут сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета, учёт операций по движению средств федерального бюджета, сбор, обработку и анализ информации и составление отчётности;

- осуществляют краткосрочное прогнозирование доходов и кассовое планирование расходов федерального бюджета.

При осуществлении контроля всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов и правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

 

Службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ


Федеральная налоговая служба
Рис. Службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.