КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №3. Многообразие культурВопрос №2. Структура культуры. Дж. Мердок выделил культурные универсалии, как типовые и повторяющиеся аспекты жизни, которые повторяются во всех известных обществах. Однако, культурные универсалии относятся к широким, всеобъемлющим категориям, а не к содержанию культуры. В научной социологической литературе сложилось несколько точек зрения на структуру культуры. У. Гудинаф. Культура состоит из четырех взаимосвязанных элементов: 1) понятия - выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире; 2) отношения - отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени; 3) ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; 4) правила - регулируют поведение людей в соответствии с ценностями культуры. Л. Н. Коган. Культура включает в себя три основные блока: 1) когнитивный (знания, умения, навыки); 2) поведенческий (нормы культуры, поведения, деятельности); 3) праксеологический (образование, наука, право, религия, мораль, искусство). Если понимать культуру как предпосылку всех видов социально значимой деятельности, тогда основными элементами ее структуры выступают общезначимые формы фиксации и передачи социокультурного опыта. · Знаки (значения) — специфическое культурное средство соединения человека с миром и обществом. Они лежат в основе культуры. Их стабильность — условие бытия культуры как таковой. · Язык– это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее от поколения к поколению. · Традиции – важнейшая составляющая любой культуры, одна из форм социального наследования. Это целостные, привычные образцы поведения, которые узаконены самим фактом их существования. · Нормы – стандарты действия, характеризующие принадлежность индивида к определенной социальной группе, регулирующие поведение людей в определенной социальной сфере. · Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общества относительно того, что желательно, полезно, правильно.
Говоря о культуре, мы обращаем внимание на различие ее вариантов. Культурное многообразие можно рассматривать в 3х аспектах: 1. Многообразие культур в масштабах человечества, т.е. наличие социокультурных суперсистем. 2. Внутренние многообразие культур отдельных обществ; наличие субкультур. 3. Выделение элитарной и массовой культуры. В рамках первого подхода, исследователи выделяют различные социокультурные суперсистемы. О. Шпенглер «Великая культура человечества»; А. Тойнби «Локальная цивилизация»; П. Сорокин «Суперсистема». Среди множества подходов следует отметить выделение двух суперсистем, сохраняющих свою целостность, самобытность на протяжении истории тысячелетий: Запад и Восток. Были выявлены различия этих суперсистем по ряду оснований.
Осмысление места России в рамках соотношения Запад-Восток стало особенно актуальным в период перестройки в 80-90е года 20 века. Были предложены три концепции: 1) Прозападническая – Российская цивилизация является запаздывающей цивилизацией по отношению к Западу. 2) Отстаивание самобытности России (духовность, общинность, соборность, отсутствие индивидуализма, моральная ответственность). 3) Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими друг друга положениями, признаваемыми одинаково правильными. Россия – это сочетание традиций Запада и Востока. Исходными характеристиками российской культуры являются противоречивость, аморфность, непредсказуемость, нестабильность. В рамках второго подхода, культура любого общества – это совокупность субкультур, которые сочетаются друг с другом, взаимодействуют, но при этом сохраняют свои особенности: общие ценности, нормы, обычаи, особый стиль жизни, определенную идеологию. Социологи считают, что социокультурные различия обусловлены неоднородностью социальной структуры общества. Молодежные субкультуры возникают на основе определенных предпочтений в музыке, в одежде, а также вследствие того, что подростки имеют большое количество свободного времени. При рассмотрении субкультурных обществ выделяют позитивные и негативные субкультуры. Для обозначения негативных субкультур авторы используют понятие контркультура или делинквентная культура. Контркультура по своим основаниям (ценности, нормы) отрицает господствующую культуру. Этот термин появился в 1960 году, когда в западных обществах появилось течение «хиппи». Они несли новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества. Например, предлагали новые модели семейной жизни, пропагандировали свободную любовь. Делинквентная субкультура отражает нарушение не моральных, а правовых норм. В рамках третьего подхода под элитарной культурой понимается культура, созданная привилегированной частью общества, либо по их заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Понятие массовой культуры стало актуальным в связи с развитием современного общества и СМИ. Изначально массовая культура противопоставлялась элитарной культуре, как феномен ведущий к уничтожению культуры и разложению общества. В настоящее время такой критический смысл массовой культуры утратил свое значение. Современные социологи подчеркивают функциональную значимость массовой культуры, которая обеспечивает социализацию огромных масс людей. В настоящее время в исследовании массовой культуры ученые выделяют положительные и отрицательные стороны. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами. Она захватывает все слои общества и выходит за границы национальных культур, следовательно, формируется глобальная массовая культура. Очень важной проблемой является проблема взаимодействия этих культур. При этом выделяют следующие варианты решения: аккультурация, культурный релятивизм, этноцентризм.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |