Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа и педагогическая мысль в средние века (X - ХШ вв.)




История педагогической мысли Беларуси это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский. Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском. После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав ВКЛ (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом примерно в начале 15 в. –г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В этот период формируется белорусская народность, у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком становится старобелорусский язык, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги). В 1569 г. ВКЛ объединяется с польским королевством и образовывается государство Речь Посполитая (с административным обособлением). С момента объединения начинается процесс окатоличивания. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униацкую, униацтво по замыслу Ватикана должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм, что привело к религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были не знакомы народу. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ и как средство этого воздействия использовалась школа. Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униацких.

Униацкие школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы и другие католические ордены: бернардынские, пиарские, доминиканские и многие др. Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – "цель оправдывает средства." Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.