Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 11. История Реформации. Протестантизм в России

Протестантские церкви возникли как следствие Реформации. В начале XVI в. вся Северная Европа была объята реформаторским движением. Будучи доктором богословия Виттенбергского университета и монахом августинского ордена, Мартин Лютер (1483–1546) прибил к дверям Замковой церкви г. Виттенберга «95 тезисов», в которых были предложены для дискуссии догматически спорные положения о первенстве римского первосвященника в деле возглавления и совершения таинств и управления Церковью. Произошло это 31 октября 1517 г. В ответ, вместо дискуссии появилась папская булла, осуждающая эти положения. Лютер настаивал на своем и был отлучен РКЦ. Пафос выступления против существующих злоупотреблений Католической церкви, в частности против продажи индульгенций, принял не просто теологический, но революционный характер. В итоге Лютер, во-первых, отверг авторитет Римской Церкви и Папы Римского в вопросах вероучения и в деле спасения, поставив на первое место личную веру каждого христианина (принцип solo fide), основанием веры назван текст Священного Писания; во-вторых, потребовал внутренних реформ Церкви, дисциплины и возврата к апостольской простоте в богослужебной практике. Движение было поддержано немецкими аристократами и землевладельцами, давно желавшими полной политической и идеологической автономии, под лозунгом «кого земля, того и вера».

Впоследствии к реформаторскому движению на европейском континенте присоединились последователи швейцарских проповедников Ульриха Цвингли и Жана Кальвина (1509–1564) (реформаты). Однако они так и не смогли договориться с Лютером о единой программе действий, выяснив различное понимание существа таинств. Отдельно имеет смысл сказать о деятельности Кальвина в Женеве (с 1541 г.) и своего рода «теократической» диктатуре (с широким применением смертной казни), что выглядело как ответ на казни его последователей в Париже. В дальнейшем трудовая аскеза и пуританские нравы оказались популярны и наиболее распространенной формой протестантизма на североамериканском континенте станет кальвинизм.

Реформация в Англии, инициированная Генрихом VIII, привела к возникновению англиканства, а впоследствии пресвитерианства и конгрегационализма. Также как и в Германии этому способствовали культурные (гл. образом появление в конце XIV в. при Джоне Виклифе англ. перевода Св. Писания, что означало научную теологическую «легитимность» родного языка) и политические причины. На протяжении последующих ХVΙΙ–ХХ вв., образовались также церковные сообщества меннонитов, баптистов, анабаптистов, методистов, квакеров, христиан адвентистов седьмого дня, различные направления пятидесятничества и ряда других конфессий.

Протестанты не представляют собой единой церковной организации, но большинство их современных деноминаций обладает устойчивой структурой и входит в состав различных объединений; они не признают духовенства как сословия и не имеют в строгом смысле иерархического единого священноначалия. Управление осуществляется светским образом, т.е. на епископские должности могут избираться женщины. Из таинств сохраняются крещение и причащение, хотя в теологическом плане они толкуются как символические действия (за исключением лютеран, к-рые в этом близки к католикам). В кальвинистской среде складывается так наз. «теология богатства» и избранничества (на основе доктрины предопределения), к-рое должно быть явлено признаками успешности в работе и социальной сфере. В «Протестантской этике и духе капитализма» М. Вебер показывает, что аскетическое стремление к богатству на XIX век приводит к благоденствию протестантский Север Европы.

На начало нов. столетия примерная общая численность протестантов превышала 500 млн человек. Это, по-прежнему, в основном население северного полушария планеты.

Католическая контрреформация началась во времена папы Пия IV примерно с 1560 и длилась до окончания Тридцатилетней войны в 1648 г. До этого еще в 1524 г. была восстановлена инквизиция и создан трибунал с неограниченной властью на территории любого католического государства. Тогда же издается Индекс запрещенных книг, запрещавший распространение кроме языческой (колдовской) еще и протестантской литературы. Появляется новый монашеский орден иезуитов. На соборе католической церкви в Триденте (1545–1563) было принято решение об отвержении протестантизма, поддержке борцов с реформацией и реформа центральной католической власти с утверждением непререкаемости власти Римского Папы. Тогда же была принята одна из редакций текста Вульгаты в качестве textus receptus. Контрреформация имела успех в странах Южной Европы (Испания, Франция, Италия), Балкан и Польше и ряд др. стран, но Север, особенно Германские земли и Скандинавия остались независимыми в религиозном отношении. Отчасти военно-политическая напряженность в Ольстере (Сев. Ирландия) — результат противостояния католиков и протестантов.

История Соединенных Штатов также связана с распространением реформаторских идей: французские колонии оставались католическими, а англосаксонские и ирландские поселения — протестантскими. Современная хваленая демократическая свобода, гарантированная Конституцией США, относится, в первую очередь, к свободе вероисповедания и невозможности наказания за религиозную проповедь. Более того, религиозная деятельность (англ. business), в отличие от коммерческой, не облагается налогами. Также работает принцип «кого земля, того и вера», т.е. тот или иной штат имеет религиозно обусловленную историю и происхождение. Вообще пафос проповедничества характерен для внешней политики Северной Америки. Поэтому, с их точки зрения, нет ничего странного в том, что США играют не только ведущую роль мирового лидера в экономике и военной сфере после развала СССР, но американская политика носит еще и мессианские черты в распространении массовой культуры американского производства и американских ценностей.

Исторические связи русской политики с протестантскими странами можно отсчитывать от времени контактов новгородцев с немецкими купцами, что, разумеется, отразилось на переводе так наз. Геннадиевской Библии (конец XV в.). Затем некот. влияние испытала Киево-могилянская академия, где получали образование многие иерархи РПЦ, участвовавшие в петровских реформах гос-ва и Церкви (напр., еп. Стефан Яворский и др.). Собственно Синодальный период хорошо отражает протестантские представления о роли Церкви в жизни общества — это всего лишь один из collegium’ ов (министерств) в правительстве по проекту Лейбница.

Надо сказать, что открытая проповедь протестантских взглядов в Российской империи до начала ХХ в. была уголовно наказуема, поэтому большого или массового охвата населения «новшествами неметчины» (как в наше время джинсами и кока-колой) не происходило (всего ок. 3% на 1897 г.). В современной литературе отмечают три «волны» распространения протестантизма в обществе: в 1870–1880-е годы; в 1890–1920-е годы и постсоветский период, к-рый также разбивается на две части, до и после принятия закона 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В 1864 г. на Малороссии сформировалась первая баптистская церковь, состоявшая из российских немцев (бывших лютеран и меннонитов — последователей И. Вюста). В 1867 г. совершается крещение в баптистской вере Н. И. Воронина, бывшего до этого момента молоканином. Тогда же в среде украинских крестьян образовалась группа, пожелавшая организовать собственную баптистскую общину, и в 1869 г. принимает крещение Ефим Цимбал. С 1874 по 1876 гг. в Санкт-Петербурге лорд Редсток читает открытые лекции в доме В.А. Пашкова, позже ставшего активным проповедником и лидером «Общества поощрения духовно-нравственного чтения». В 1886 г. образована первая адвентистская община в Таврической губернии Я. Ресвиком и Л. Конрадом. В 1884 г. по инициативе В.А. Пашкова состоялся первый съезд протестантов в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие последователи самого Пашкова, меннониты и баптисты. Затем в 1884 г. был образован Союз русских баптистов.

В 1905 г. был принят указ о веротерпимости, гонения на протестантов прекратились, и практически каждое направление протестантизма начинает издавать газету или журнал («Христианин», «Баптист», «Вера» и «Гость», «Благая весть», газета «Утренняя звезда» и др.). Начинается активная проповедь и открываются школы. Временное правительство 1917 г., а также правительство коалиции левых эсеров и большевиков первое время сохраняют status quo. В 1909 г. образован Всероссийский союз евангельских христиан, в 1925 г. — Всеукраинский союз христиан евангельской веры, а в 1927 — Союз христиан евангельской веры СССР.

Начиная с 1928 г. и последующие годы атеистическое государство активно борется с любыми проявлениями религиозности. Практически сводятся на «нет» не только деятельность «пятой» колонны РПЦ — так наз. Обновленческой Православной Церкви (их постигла та же участь, что и РПЦ, только с последовательной полной ликвидацией), но и католической миссии вместе с протестантскими образованиями. Самые популярные меры пресечения деятельности — расстрел либо пожизненная ссылка. К началу Великой отечественной войны 1941 г. единственной религиозной организацией, существующей не на бумаге, осталась РПЦ.

Положение почти не изменилось и после войны. Некоторые послабления были во времена «оттепели». Но существенно ничего не менялось до событий так наз. «перестройки». 1 октября 1990 г. вышел закон о Свободе совести СССР, а 25 октября РСФСР представила свой. Потом, вопреки этим положениям, Советы по делам религий были ликвидированы. Произошел всплеск религиозной активности и протестантские общины не только регистрировались, но открывали школы и обзаводились печатн. органами. Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (ВСЕХБ) развалился и на свет появилось сразу несколько независимых организаций: в 1990 г. Российский союз христиан веры евангельской (РСХВЕ), в 1991 г. Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕП), тогда же ВСЕХБ переименовывается в Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ). В 1994 г. образовался Евангельский христианский миссионерский союз (ЕХМС). Активно действовал в нач. 1990-х Адвентистское агентство развития и помощи (АДРА — «Adventist Development and Relief Agency». В 2002 г. появился Консультативный совет глав протестантских церквей России, в который входят Российская церковь христиан веры евангельской, Западно-Российский союз Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников). В 1997 г. принимается Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях, к-рый фиксирует сложившееся положение как «должное» в отношении свободы вероисповедания и возможности политической и социальной активности религиозных объединений. Численность каждого из направлений не поддается точному подсчету, поскольку, во-первых, самооценка всегда превышает действительные цифры, а во-вторых, протестантские общины весьма мобильны и динамичны. Хотя сами верующие более определенно могут сами себя назвать «христианами», в отличие от аморфного большинства «православных», плохо понимающих что такое вера и церковь, но имеющих каноническое крещение РПЦ. Независимые подсчеты имеют приблизительный характер и дают цифру в пределах 600 тыс. человек.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.