Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональный Нефункциональный




ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

       
   


Социальный Спекуля- Нерацио-

 

тивный нальный

Эффект присо- Эффект Эффект
единения к сноба Веблена

большинству

Рис. 4. Классификация потребительского спроса

(по X. Лейбенстайну)

 

1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель зависит от мнения других потребите­лей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоеди­нении к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепри­нятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупа­ют другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

2. Эффект сноба. В этом случае потребитель доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обрат­ная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обыч­но реакция направлена в противоположную сторону по отноше­нию к общепринятой. Если другие потребители увеличивают по­требление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластич­ной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857— 1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в 'Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена то­вара в этом случае складывается из двух составных частей: реаль­ной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потреб­ления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потреби­тельского спроса менее эластична и имеет участки с положитель­ным наклоном.

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешними воз­действиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими ин­фляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в бу­дущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) то­варов в настоящем.

Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, воз­никший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изме­нения настроения, прихоти или каприза, спрос, который наруша­ет предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

 

Вопрос 2. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Графическое изображение равновесия потребителя.

Несмотря на надежды ранних разработчиков кардиналистского подхода теории потребительского выбора, полезность не может быть ни обнаружена, ни количественно измерена, и данная теория не охватывает все варианты потребительского выбора. Поэтому в качестве альтернативы количественной теории полезности появляется порядковая теория, разработанная Ф. Эджуортом, В. Парето и И. Фишером. В 30-х гг. XX века после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и поныне остается наиболее распространенной.

Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Потребитель способен упорядочить альтернативные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (>) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может указать, что либо A > B (A предпочтительнее, чем B), либо B > A, либо A ~ B (A и B равноценны).

2. Аксиома транзитивности.

Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если A > B > C, или A ~ B > C, или A > B ~ C, то A > C. Если A ~ B ~ C, то A ~ C. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», то есть изменились вкусы.

3. Аксиома ненасыщения.

Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а посему - большее количество товара предпочитается меньшему.

4. Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от количества благ им потребляемых и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (приобретается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание неизгладимого впечатления).

Реализуется данный подход через построение кривых безразличия и бюджетной линии. Рассматривая данный подход, введем ограничение: будем рассматривать самую простую двупродуктовую модель. Тогда функция потребления примет вид:

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.).

Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров (x и y), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.

Корзина Яблоки, шт. (Qx) Бананы, шт. (Qy)
A    
B    
C    
D    

 

На представленной кривой безразличия мы выделили четыре равнополезные комбинации двух благ в точках A, B, C, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, то есть A ~ B ~ C ~ D.

Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже нашей кривой безразличия. Любая точка, взятая наобум, вместе с другими точками, дающими ту же величину удовлетворения, может образовать кривую безразличия. Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.

Свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход:

1. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому - предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. Это вытекает из предположения, что большее количество благ предпочитается меньшему. На рис. i4 > i3 > i2 > i1

2. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия, имеет отрицательный угол наклона.

Пусть точка A представляет определенный набор товаров X и Y. Проведем через нее две взаимно перпендикулярные прямые. Все точки, лежащие в III квадранте, представляют большие, а все точки, лежащие в I квадранте - меньшие количества товаров X и Y, чем точка A. В соответствии с аксиомой ненасыщения наборы, представленные в III квадранте, предпочтительнее, а наборы в I квадранте - менее предпочтительны, чем набор A. Значит, наборы, эквивалентные A, должны быть представлены точками, находящимися во II и IV квадрантах (C, D, B, K). Следовательно, кривая безразличия имеет отрицательный наклон.

3. Кривые безразличия не пересекаются.

Предположим, что две кривые безразличия пересекаются в точке A. Наборы A и B находятся на одной кривой i1. Значит, они эквивалентны. То же самое можно сказать о наборах A и C, которые расположены на одной кривой i2. Если B ~ A ~ C, то B ~ C. Но набор C соответствует большему количеству X и Y. Отсюда следует, что C > B. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать C перед B и не делать различия между ними, пересечение двух кривых означает противоречие.

Кривые безразличия имеют еще одну характеристику: предельную норму замещения.

Изобразим кривую безразличия относительно двух благ X и Y и на этой кривой отметим две комбинации A и B.

Переходя от A к B, потребитель сокращает потребление товара Y на y = -2 в обмен на увеличение товара X на x = 1 ед., но общий уровень удовлетворения потребителя остается неизменным.

Предельной нормой замещения блага Y благом X (MRSxy) называется количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага X на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя не изменился.

или для непрерывной функции

,

это тангенс угла наклона кривой безразличия в любой ее точке.

Существует два особых вида кривых безразличия для товаров совершенных субститутов (заменителей) (график, а) и товаров совершенных взаимодополнителей (график, б).

Бюджетная линия показывает, что доступно потребителю, то есть показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены одного товара к цене другого товара. Кроме этого, положение бюджетной линии зависит от изменения дохода и от изменения цены товара.

Бюджетную линию можно выразить математически:

где Рx – цена товара Х; Х – количество товара Х;

Рy – цена товара У; У – количество товара У;

I – величина дохода.

Или, если выразить функцию привычно (т.е. y через x):

, то

– показывает наклон бюджетной линии.

Строится бюджетная линия по двум точкам:

1. Y=0, то , а ;

2. X=0, то , а .

Если «наложить» бюджетную линию на карту безразличия, то можно определить потребительское равновесие.

Комбинация товаров, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке касания бюджетной линией и одной из кривых безразличия.

Правило долей. Если функция полезности потребителя имеет вид:

а располагаемый доход потребителя:

,

то определить оптимальный объем потребляемых благ можно по формулам:

X = ; Y =

Такой подход, объясняющий рациональное поведение потребителя, называется ординалистским (порядковым, современным).

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение Вр В2, В3,..., Вп. Точки касания кри­вых безразличия с бюджетными ограничениями Кр К2, К3, К,..., Кп показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис. 4—12). Эта кривая, на­званная Дж. Хиксом " доход—потребление", в американской лите­ратуре получила название кривой уровня жизни.

Рис. Кривая "доход — потребление" (уровня жизни)

Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из нача­ла координат под углом 45*, это значит, что с ростом дохода потреби­тель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала проис­ходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребле­ния блага У и постепенное увеличение потребления блага X.

Выведение функции спроса из функции полезности. Графический способ.

Если на рынке изменяется цена товара, то изменяется и оптимум потребителя. На графике показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной струк­туре предпочтений и прежнем доходе. При снижении Рx до Р'x бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против ча­совой стрелки и занимает положение KL1. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход. В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Опти­мум потребителя смещается из точки Е1 в точку Е2. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой цена-потребление. Она представляет множество всех оптималь­ных комбинаций товаров X и У при изменении цены товара X.

На основе кривой цена-потребление можно построить линию индивидуального спроса. Если потре­битель покупает Х1 товара X при цене Рx и X2 при цене Р'x, то на основании этой (и подобной) информации можно постро­ить линию DD, характеризующую объем спроса на товар X как функцию его цены.

Индивидуальная кривая спроса связывает количе­ство товара, которое приобретает отдельный покупатель, с ценой этого товара. У индивиду­альной кривой спроса есть два важных свойства:

· уровень полезности, которого можно достигнуть, изменяется при пере­мещении вдоль кривой. Чем ниже цена товара, тем выше уровень его полез­ности, т.к. когда цена товара падает, покупательная способность потребителя возрас­тает.

· в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует полезность, если удовлетворяет условию о том, что предельная норма замещения (MRS) товара X на товар Y равна отношению цен этих товаров (Px, Py).

Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребитель­ских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель(1821 — 189(3).

 

 

Высококачественные товары и услуги

Промышленные товары стандартного потребительского

Продовольственные товары

качества

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.