Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное обеспечение национальной безопасности

Вопрос 3. Законодательная власть в системе

национальной безопасности Российской Федерации.

 

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации законодательная власть вырабатывает правовые средства обеспечения национальной безопасности. Таковыми являются федеральные конституционные, федеральные законы, законы Российской Федерации, а также уставы (конституции) и законы субъектов Российской Федерации.

Законодательная власть в Российской Федерации представлена двумя самостоятельными уровнями: федеральным и региональным.

Законодательную власть в Российской Федерации олицетворяет постоянно действующий парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Правовой основой деятельности Федерального Собрания является Конституция Российской Федерации.

Законодательную (представительную) власть в субъектах Российской Федерации осуществляют формируемые в соответствии с Федеральным законом[30] законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Правовой основой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ является Конституция Российской Федерации, федеральные законы, уставы (конституции) субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ наделяет законодательные (представительные) органы государственной власти необходимыми полномочиями в сфере национальной безопасности. Эти полномочия могут быть объединены в следующие группы: 1) законодательное обеспечение национальной безопасности; 2) решение кадровых вопросов и 3) осуществление контрольных функций.

Законодательное обеспечение национальной безопасности осуществляют органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, федеральные законы формируют правовые, организационные, экономические, территориальные и иные основы обеспечения национальной безопасности России.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Согласно статье 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почётные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно статье 72 Конституции РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Федеральные законы принимает Государственная Дума.

Принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Согласно статье 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Согласно статье 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации также относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Принятый федеральный закон направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности ведёт мониторинг законодательства Российской Федерации о национальной безопасности. Комитет видит свои задачи в содействии совершенствованию законодательства о национальной безопасности Российской Федерации, развитии военного законодательства, содействии финансирования в полном объёме государственного оборонного заказа, повышения уровня жизни и социальной защищенности военнослужащих, в активном участии по вопросам своего ведения в укреплении международного и межпарламентского сотрудничества, установлении взаимовыгодного военно-технического сотрудничества[31].

Аналогичную деятельность ведёт в пределах своих полномочий Комитет Государственной Думы по безопасности[32].

Согласно статье 74 Конституции РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из этого вытекает, что полномочия субъектов Российской Федерации в сфере законодательного обеспечения национальной безопасности носят достаточно ограниченный характер и локализацию в переделах территории соответствующего субъекта Федерации. При этом действует непреложный конституционный принцип: законы и иные правовые акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В системе национальной безопасности РФ | Решение кадровых вопросов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.