КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения
Учебно-материальное обеспечение 1. Комплект технических средств обучения (проектор, компьютер, экран). 2. Презентация по теме лекции (5 слайдов). 3. Доска, мел.
Литература:
основная: 1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 175 - 244. 2. Лунев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 61 – 93.
дополнительная: 3.Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.
Содержание занятия и методика его проведения Вступительная часть. Проверяется наличие студентов, их готовность к занятию. Объявляются тема и цели занятия. Раскрываются актуальность темы, её значение для последующего изучения судебной статистики и других учебных дисциплин по специальности обучения. Объявляются учебные вопросы, выносимые на лекцию, и рекомендованная для самостоятельного изучения основная и дополнительная литература.
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Официальная статистическая информация - часть государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны. Она формируется в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно разрабатываемой ФСГС России.
Основная часть. Раскрываются вопросы лекции. Основные определения и понятия даются под запись. Приводятся примеры на основе данных, зарегистрированных судебной статистикой.
Любое статистическое исследование включает следующие обязательные этапы (иногда их именуют стадиями): статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа составляют научную обработку статистических данных. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования - планомерное, научно организованное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведений) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Например, во время проведения переписи населения в отношении каждого жителя страны, подлежащего переписи, регистрируются такие признаки, как пол, возраст, национальность, семейное положение, образование, источник средств существования и т.д. А при регистрации преступления в соответствующих документах единого учета (например, форма № 1 - статистическая карточка на выявленное преступление) регистрируются существенные уголовно-правовые признаки (квалификация преступления, категория преступления, объект и предмет преступного посягательства, способ его совершения и т.д.), уголовно-процессуальные (кем и когда возбуждено уголовное дело, чья подследственность и т.д.), криминологические (виктимологические) - число потерпевших, их пол, возраст, отношение к виновному в совершении преступления и другие значимые в научно-практическом отношении признаки.
Статистическое наблюдение как целенаправленный, научно организованный и методически контролируемый учет признаков и свойств массовых явлений, событий, фактов - основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями. Сформированные в процессе наблюдения данные - исходный статистический материал для решения последующих задач статистического исследования. От качества проведения статистического наблюдения зависят окончательные данные, которыми статистика характеризует изучаемые явления. Значимость этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на его последующих этапах в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов (например, в МВД России - ГИЦ - ЗИЦ - ИЦ - учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно-исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д. Теоретический анализ, основанный на закономерностях развития явлений и позволяющих углубить наше понимание существа массовых процессов, как правило, базируется на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т.е. связан с необходимостью сбора исходных данных. Статистические (количественные) методы в сочетании с индуктивным рассуждением (от частного к общему) всегда преследуют цель получения статистического заключения, представляющего собой не что иное как индуктивный процесс, выступающий составной частью научного метода изучения массовых социальных явлений. Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизированной обработке.
Как бы ни проводились учет фактов и их суммирование, этот двуединый процесс должен быть организован таким образом, чтобы, опираясь на полученный первичный материал, можно было бы сделать достаточно объективные выводы об изучаемом явлении. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, - это достоверность и полнота собираемой исходной информации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, нередко организованного на территории всей страны. Лживые статистические сведения могут быть общественно опасными. На основе результатов статистического наблюдения принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны. Важно уяснить следующее: статистическое наблюдение - начальный и исходный этап любого юридическо-статистического изучения и его конечные результаты зависят от его правильной научной организации. Организация статистического наблюдения включает в себя: - определение его целей и задач; - выбор надлежащего объекта; - установление единиц наблюдения, совокупности, измерения; - составление программы наблюдения. 1. Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, из жизненно необходимых нужд, которыми обременены правоохранительные и другие юридические учреждения или государство в целом.
Цель любого статистического наблюдения - получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития.
Целью статистического наблюдения для правоохранительных органов является регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.
После установления целей и определения задач статистического наблюдения при его подготовке необходимо точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблюдения. 2. За выбором целей статистического наблюдения следует выбор объекта наблюдения, включающий в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Под объектом наблюдения принято понимать совокупность общественных явлений, процессов, фактов и событий, подлежащих исследованию. Например, объектом наблюдения при переписи населения является совокупность жителей страны. При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно взаимосвязаны и обладают многими признаками. Это необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости данных. Объекты регистрации уголовно-правовой статистики: 1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК); 2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК); 3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК). Объектами гражданско-правовой статистики являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело); 2) стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и ответчик); 3) судебное решение. Объекты административно-правовой статистики: а) административные правонарушения (проступки) — противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП); б) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП). в) меры административной ответственности — административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.1 КоАП). 3. Определив цель и объект статистического наблюдения, необходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения. Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Применительно к уголовно-правовой статистике это могут быть районные суды или мировые судьи. Относительно сведений гражданско-правовой статистики такими единицами наблюдения выступают районные суды, мировые судьи, арбитражные суды. Единицами наблюдения административно-правовой статистики могут быть районные суды, мировые судьи и другие учреждения, наделенных правом административной юрисдикции. Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. К таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик, причина, иск и т.д. Сумма данных явлений образует совокупность преступлений, преступников, причин, потерпевших, исков. Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности судебных органов в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный. Умение правильно провести границу между единицами измерения имеет важное научно-практическое значение. Например, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступлениях, уголовных делах и лицах, поскольку в конкретном уголовном деле возможно несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц или одно и то же лицо может совершить ряд преступлений. Сопоставимость единиц измерения - важнейшее требование статистического наблюдения. 4. Программа статистического наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Программа наблюдения уголовно-правовой статистики должна включать следующие части, характеризующие своими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника; 2) систему виктимологических показателей и других общественно опасных последствий преступности (ее «цену»); 3) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов МВД России; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений ФСИН; 7) деятельность других правоохранительных органов. Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков); 2) деятельность судов, арбитража и нотариата. К программе статистического наблюдения предъявляются определенные требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными. Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения Целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы программы наблюдения размешаются на специальном бланке - статистическом формуляре. Статистический формуляр – это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д. Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. Остановимся на организационных формах статистического наблюдения: 1) официальные учет и отчетность, организуемые в юридических учреждениях в качестве их функциональной деятельности; 2) специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же юридических учреждениях. Эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официальных учете и отчетности. Это деление условно. В конкретных статистических наблюдениях могут по-разному сочетаться обе эти формы, дополняя и уточняя фактические данные об объекте изучения, приближая нас к более объективному и полному пониманию наблюдаемых социально-правовых реалий. 1. Официальный государственные учет и отчетность являются первой и основной формами статистического наблюдения. Вне официальной уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой статистики практически немыслимо проведение ни одного более или менее глубокого юридического статистического наблюдения. Официальные государственные учет и отчетность во всех сферах, в том числе и юридической, организуются ФСГС России. Наряду с этим есть сугубо ведомственная отчетность, утверждаемая руководством ведомств. Централизованная система учета и отчетности в стране - один из важнейших рычагов государственного управления и руководства экономическим, политическим и правовым регулированием. Именно поэтому учет и отчетность организуются на основе общих принципов, по единой методологии, методике и организации. Пренебрежение этими вопросами может привести к несопоставимости показателей. 2. Специально организованное статистическое обследование - вторая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тогда, когда цели и задачи юридического статистического изучения требуют показателей, не охваченных официальной статистической отчетностью. Например, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе, субъекте Федерации или городе может возникнуть необходимость выяснить степень доверия и отношение населения к правоохранительным органам, с одной стороны, и характер опоры самих органов на помощь населения, с другой.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |