Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения

Учебно-материальное обеспечение

1. Комплект технических средств обучения (проектор, компьютер, экран).

2. Презентация по теме лекции (5 слайдов).

3. Доска, мел.

 

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть ……………………………………………………. 1. Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения ……... 2. Виды и способы статистического наблюдения ………………………. 3. Статистический учет и статистическая отчетность в судах ………… Заключительная часть …………………………………………………...  

 

Литература:

 

основная:

1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 175 - 244.

2. Лунев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 61 – 93.

 

дополнительная:

3.Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.

 

Содержание занятия и методика его проведения

Вступительная часть. Проверяется наличие студентов, их готовность к занятию. Объявляются тема и цели занятия. Раскрываются актуальность темы, её значение для последующего изучения судебной статистики и других учебных дисциплин по специальности обучения. Объявляются учебные вопросы, выносимые на лекцию, и рекомендованная для самостоятельного изучения основная и дополнительная литература.

 

Государственное статистическое наблюдение осуществляется пу­тем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информа­ции (первичных статистических данных по формам государственно­го статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях фор­мирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.

Официальная статистическая информация - часть государствен­ных информационных ресурсов о социально-экономическом и демо­графическом положении страны. Она формируется в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно разрабаты­ваемой ФСГС России.

 

Основная часть. Раскрываются вопросы лекции. Основные определения и понятия даются под запись. Приводятся примеры на основе данных, зарегистрированных судебной статистикой.

 

 

Любое статистическое исследо­вание включает следующие обязательные этапы (иногда их именуют стадиями): стати­стическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа составляют научную обработку стати­стических данных.

Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования - планомерное, научно организо­ванное и, как правило, систематическое получение данных (сбор сведе­ний) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жиз­ни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их со­вокупности.

 

Например, во время проведения переписи населения в отноше­нии каждого жителя страны, подлежащего переписи, регистрируют­ся такие признаки, как пол, возраст, национальность, семейное по­ложение, образование, источник средств существования и т.д. А при регистрации преступления в соответствующих документах единого учета (например, форма № 1 - статистическая карточка на выявленное преступление) регистрируются существенные уголовно-правовые признаки (квалификация преступления, категория престу­пления, объект и предмет преступного посягательства, способ его совершения и т.д.), уголовно-процессуальные (кем и когда возбужде­но уголовное дело, чья подследственность и т.д.), криминологиче­ские (виктимологические) - число потерпевших, их пол, возраст, отношение к виновному в совершении преступления и другие значи­мые в научно-практическом отношении признаки.

Статистическое наблюдение как целенаправленный, научно ор­ганизованный и методически контролируемый учет признаков и свойств массовых явлений, событий, фактов - основополагающий способ сбора данных во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере реализации государственных мер социального кон­троля над правонарушениями.

Сформированные в процессе наблюдения данные - исходный статистический материал для решения последующих задач статисти­ческого исследования. От качества проведения статистического на­блюдения зависят окончательные данные, которыми статистика ха­рактеризует изучаемые явления. Значимость этого этапа исследова­ния определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статисти­ческого наблюдения, на его последующих этапах в состоянии обес­печить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

Статистическое наблюдение может проводиться органами госу­дарственной статистики, соответствующими подразделениями пра­воохранительных органов (например, в МВД России - ГИЦ - ЗИЦ - ИЦ - учетно-регистрационные подразделения территори­альных органов внутренних дел), научно-исследовательскими инсти­тутами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.

Теоретический анализ, основанный на закономерно­стях развития явлений и позволяющих углубить наше понимание су­щества массовых процессов, как правило, базируется на выводах, вытекающих из конкретных фактов, т.е. связан с необходимостью сбора исходных данных. Статистические (количественные) методы в сочетании с индуктивным рассуждением (от частного к общему) все­гда преследуют цель получения статистического заключения, пред­ставляющего собой не что иное как индуктивный процесс, высту­пающий составной частью научного метода изучения массовых со­циальных явлений.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых дан­ных, контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизиро­ванной обработке.

Как бы ни проводились учет фактов и их суммирование, этот дву­единый процесс должен быть организован таким образом, чтобы, опи­раясь на полученный первичный материал, можно было бы сделать достаточно объективные выводы об изучаемом явлении. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к статистическому на­блюдению, - это достоверность и полнота собираемой исходной инфор­мации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, нередко организованного на территории всей страны. Лживые статистические сведения могут быть общественно опасными.

На основе результатов статистического наблюдения принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны.

Важно уяснить следующее: статистическое наблюдение - начальный и исходный этап лю­бого юридическо-статистического изучения и его конечные результа­ты зависят от его правильной научной организации.

Организация статистического наблюдения включает в себя:

- определение его целей и задач;

- выбор надлежащего объекта;

- установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;

- составление программы наблюдения.

1. Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, из жизненно необходимых нужд, которыми обременены правоохрани­тельные и другие юридические учреждения или государство в целом.

 

Цель любого статистического наблюдения - получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития.

 

Целью статистического наблюдения для правоохра­нительных органов является регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказа­ния - суть статистического наблюдения преступности, основное со­держание уголовно-правовой статистики.

После установления целей и определения задач статистическо­го наблюдения при его подготовке необходимо точно определить, что именно подлежит обследованию, т.е. установить объект наблю­дения.

2. За выбором целей статистического наблюдения следует выбор объекта наблюдения, включающий в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения по­ставленных целей.

Под объектом наблюдения приня­то понимать совокупность общественных явлений, процессов, фактов и событий, подлежащих исследованию. Например, объектом наблю­дения при переписи населения является совокупность жителей стра­ны. При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно взаимосвязаны и обладают многими признаками. Это необходимо прежде всего для обеспе­чения сопоставимости данных.

Объекты регистрации уголовно-правовой статистики:

1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом винов­но совершенное общественно опасное деяние (действие или бездей­ствие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собст­венность, общественный порядок и общественную безопасность, ок­ружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества (ст. 2, 14 УК);

2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее воз­раста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершив­шее преступление (ст. 19, 20 УК);

3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначае­мая по приговору суда (ст. 43, 44 УК).

Объектами гражданско-правовой статистики являются:

1) спор о праве гражданском (гражданское, арбитражное дело);

2) стороны в гражданском, арбитражном процессе (истец и от­ветчик);

3) судебное решение.

Объекты административно-правовой статистики:

а) административные правонарушения (проступки) — противо­правные, виновные действия (бездействие) физического или юриди­ческого лица, за которые КоАП или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена администра­тивная ответственность (ст. 2.1 КоАП);

б) лица, совершившие административные правонарушения, достиг­шие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необхо­димости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП).

в) меры административной ответственности — административ­ные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.1 КоАП).

3. Определив цель и объект статистического наблюдения, необхо­димо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. При­менительно к уголовно-правовой статистике это могут быть районные суды или миро­вые судьи. Относительно сведе­ний гражданско-правовой статистики такими единицами наблюдения выступают районные суды, мировые судьи, арбитражные суды. Единицами наблюдения административно-правовой статистики могут быть районные суды, мировые судьи и другие учреждения, наделенных правом администра­тивной юрисдикции.

Единицей совокупности считается первичный составной недели­мый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходи­мо зарегистрировать в процессе наблюдения. К таким элементам отно­сятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик, при­чина, иск и т.д. Сумма данных явлений образует совокупность престу­плений, преступников, причин, потерпевших, исков.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности судебных органов в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголов­ное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обви­няемый, подсудимый, осужденный, заключенный.

Умение правильно провести границу между единицами измерения имеет важное научно-практическое значение. Например, нельзя со­поставлять преступность, измеренную в преступлениях, уголовных де­лах и лицах, поскольку в конкретном уголовном деле возможно не­сколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц или одно и то же лицо может совершить ряд преступле­ний. Сопоставимость единиц из­мерения - важнейшее требование статистического наблюдения.

4. Программа статистического наблюдения представляет собой научно обоснованный пе­речень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения.

Программа наблюдения уголовно-пра­вовой статистики должна включать следующие части, характеризующие своими показателями:

1) состояние преступности, ее структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника;

2) систему виктимологических по­казателей и других общественно опасных последствий преступности (ее «цену»);

3) деятельность органов прокуратуры;

4) деятельность органов МВД России;

5) деятельность судебных органов;

6) деятель­ность учреждений ФСИН;

7) деятельность других правоохранитель­ных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями:

1) состояние гражданских правоотношений, находя­щихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и ди­намику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков);

2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

К программе статистического наблюдения предъявляются опре­деленные требования. Так, вопросы программы должны отражать су­щественные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными. Важна и последовательность их расположения. Логичный поря­док расположения вопросов (признаков) обеспечит получение досто­верных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения Целесообразно включать вопросы контрольного характера для про­верки и уточнения собираемых данных. Вопросы программы наблюдения размешаются на специальном бланке - статистическом формуляре.

Статистический формуляр – это документ единого образца, со­держащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточ­ную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблю­дения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблю­дения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, по­рядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюде­ния.

Остановимся на организационных фор­мах статистического наблюдения:

1) официальные учет и отчетность, организуемые в юридических уч­реждениях в качестве их функциональной деятельности;

2) специально организованные статистические обследования, прово­димые в стране, регионе, ведомстве, в тех же юридических учреждени­ях. Эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официаль­ных учете и отчетности.

Это деление условно. В конкретных статистических наблюдениях могут по-разному сочетаться обе эти формы, дополняя и уточняя фак­тические данные об объекте изучения, приближая нас к более объек­тивному и полному пониманию наблюдаемых социально-правовых реалий.

1. Официальный государственные учет и отчетность являются пер­вой и основной формами статистического наблюдения. Вне официаль­ной уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой статистики практически немыслимо проведение ни одного более или менее глубокого юридического статистического наблюдения. Официальные государственные учет и отчет­ность во всех сферах, в том числе и юридической, организуются ФСГС России. Наряду с этим есть сугубо ведомственная отчетность, утверждаемая руководством ве­домств.

Централизованная система учета и отчетности в стране - один из важнейших рычагов государственного управления и руководства эко­номическим, политическим и правовым регулированием. Именно по­этому учет и отчетность организуются на основе общих принципов, по единой методологии, методике и организации. Пренебрежение этими вопросами может привести к несопоставимости показателей.

2. Специально организованное статистическое обследование - вто­рая форма статистического наблюдения. К ней прибегают тогда, когда цели и задачи юридического статистического изучения требуют показа­телей, не охваченных официальной статистической отчетностью. На­пример, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе, субъекте Федерации или городе может возникнуть необходимость вы­яснить степень доверия и отношение населения к правоохранитель­ным органам, с одной стороны, и характер опоры самих органов на по­мощь населения, с другой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1: «Организация и проведение статического наблюдения» | Виды и способы статистического наблюдения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.