Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 31. Русская философия

Сервис

Отчеты

Почта

Данный пункт меню содержит следующие подпункты:

- просмотр почтовых директориев;

- принять;

- запуск командного файла приема почты;

- принять из почтового директория;

- повторный прием почты из архива;

- выгрузить в почтовый директорий с подписью;

- выгрузить в почтовый директорий без подписи;

- повторная выгрузка почты из архива в почтовый директорий(без подписи);

- подписать;

- запуск командного файла отправки почты;

- прием почты от бухгалтерии;

- подготовка запроса;

- просмотр реестра запросов.

Данный пункт меню состоит из следующих подпунктов:

- выписка со счета;

- отчет о финансировании;

- карточка учета ассигнований.

Подменю «Сервис» включает в себя пункты:

- установка даты;

- страховое копирование базы данных;

- восстановление базы данных из архива;

- настройка на объект;

- очистка базы данных;

- проверка корректности базы;

- республиканский/ областной режим.

 

Старший преподаватель кафедры

«Организация финансовой деятельности войск»

подполковник В.А. Тропец

 

Цель: дать представление о возможность существования умозрительных традиций различных культур, социальных условиях возникновения теоретического знания, особенностях русской философской традиции и исторических путях её развития.

План:

1. Понятие национальной традиции философствования.

2. Особенности русской умозрительной традиции.

3. Славянофилы и западники — первые течения русской философской мысли.

4. В.С. Соловьев и идеал цельного знания.

5. Основные темы русского радикализма.

 

Философия как духовная традиция охватывает достаточно большое время (порядка 2,5 тысячи лет) и громадное пространство — практически все цивилизации Средиземного моря. На протяжении своего существования философия принимает самые разнообразные формы, наиболее явными из которых являются так называемые национальные философии. Сохраняя общие черты философской традиции, национальная философия выделяет собственные, только для нее характерные линии рефлексии, находясь, конечно же, под влиянием ранее возникших или более влиятельных в конкретный период времени философских течений; так, практически вся философия XIX века, включая русскую, находилась под воздействием немецкой классической мысли.

На первый взгляд понятие «национальная философия» противоречиво, ведь философия опирается на понятие рациональности, которое в свою очередь утверждает непрерывный континуум мышления, одинакового для всех времен и народов. В этом смысле говорить о национальной традиции невозможно. Тем не менее, особенности национального философствования действительно существуют. Английская философия, от Ф. Бекона до Б. Рассела, сосредоточила свое внимание на анализе опыта и возможности описания его в языке; немецкая философия, от Гегеля до М. Хайдеггера есть, по преимуществу метафизика; большая же часть идей французских мыслителей сосредоточена на проблеме человеческого действия (общественно политического в период Просвещения или индивидуального у экзистенциалистов XX века). Таким образом, национальная философия представлена не просто представителями того или иного народа (так, русские философы совсем не обязательно русские по национальности), но особыми темами и особым способом рефлексии.

В различных странах философия возникает отнюдь не одновременно. Причиной тому — социальные условия той или иной страны. Для появления собственной умозрительной традиции совершенно необходим слой свободного населения, причем совсем необязательно политически свободного, важнее — само ощущение собственного решения, ориентации на собственную волю. В Китае эпохи Борющихся Царств демократия отсутствовала, однако, перемещаясь от одного правителя к другому, можно было вполне отстаивать свои взгляды. К сожалению, в России свободное население появилось достаточно поздно. Московское государство столкнулось с массой задач, однако ресурсы аграрной страны были более чем скромные. В такой ситуации все население как податное сословие, так и высшее, стало полностью зависеть от государства. Только Екатерина Великая в конце XVIII века узаконила дворянские вольности, создав слой в полном смысле свободных людей.

Философия есть целиком дело мысли; передать же свои идеи другим возможно только при помощи языка. Для передачи мышления язык должен быть одновременно точным и образным. Современный русский литературный язык складывается в конце XVIII – начале XIX века. С этого момента русское умозрение обрело адекватный способ выражения, хотя перевод Библии на современный русский язык, предпринятый в XIX веке, вызвал не утихавшие десятилетиями споры о самой возможности передать текст священной книги мирским языком. Действительно, возможно ли говорить о Боге или об основаниях мира, или о человеческой свободе на том же языке, на котором люди торгуются на базаре и ругаются? Нет смысла искать развитую философскую традицию в России до периода становления классической русской литературы.

Национальная философия естественно предполагает нацию, причем не только как конгломерат людей, говорящих на одном языке, но ощущающих свое сущностное культурное единство. Русский народ был разделен реформами Петра Великого на две части — нобилитет, ориентированный на Европу и практически не использовавший даже русский язык, и мужиков, быт и мироощущение которых оставались примерно одинаковыми от периода удельных княжеств. Осознание единства породила Отечественная война 1812 года, закономерным итогом её стало и образование национального самосознания, проявившееся как в восстании декабристов, так и в попытке русских осознать свое место в истории человечества (П.Я. Чаадаев).

Формальной базой философии является устойчивая традиция высшего образования, приучающая человека к мысли, что знание совсем необязательно носит прагматический характер и само по себе сомнительно. Долгое время единственным образовательным учреждением подобного рода оставалась Славяно-греко-латинская академия. Массовое появление университетов в России относится лишь к рубежу XVIII –XIX веков.

Все названные условия порождают действительно удивительное явление — потребность нации в философии. Идеи, высказанные мыслителем, не теряются в безбрежном море ежедневных человеческих страданий и забот на десятилетия, а иногда и столетия (как часто случалось в средневековой Руси), но находят живой отклик и переходят в традицию. Так, несмотря на давящую духовную атмосферу времен Николая Первого, идеи Петра Чаадаева не канули в небытие, но породили два философских направления, в том или ином виде существующих до нашего времени, — западники и славянофилы. От двадцатых годов XIX века русская философия представляет собой устойчивую традицию, прервать которую не в силах ни цензура, ни репрессии. Практически полное уничтожение коммунистическим режимом дворянской культуры, служившей естественным фоном русской философской традиции, не привело, как ни странно, к полному вымиранию философии в России. С ослаблением тиранического режима коммунистов уже к концу 50-х — началу 60-х годов появилось новое поколение самостоятельно мыслящих философов.

Схема развития философской национальной традиции зависит в первую очередь от общей духовной ориентации народа. Духовная традиция России определялась православным (восточным) вариантом христианства, заимствованным из Византии. Центром духовной жизни была не иерархия церкви как выразителя внешнего порядка, а монахи-аскеты, углубленные в мистическую, созерцательную жизнь. Эта особенность духовной жизни нашей страны — одна из причин позднего появления философии как духовной традиции, требующей определенного внешнего оформления. Содержание же в русской мысли практически всегда доминировало над формой, поэтому первые философские системы были созданы только в 70-е годы XIX столетия, а до этого времени основным жанром философии была публицистика.

Каковы отличительные особенности русской философской традиции? В первую очередь к ним относится реализм, уверенность в существовании внешнего мира и возможности его адекватного познания; среди русских, несмотря на разность философских направлений, практически не встретишь агностиков. Реализм базируется на специфической идее русской философии — всеединстве. Эта идея была введена еще отцами Церкви, но только в России она получила столь подробную философскую проработку. Всеединство можно трактовать как соотнесённость мира Бога и мира человека, их сущностную однокачественность.

Важнейшей чертой отечественного умозрения стала этическая направленность русской философии, выражаемая в основном вопросе — как жить? Литературность стала еще одной особенностью русского философствования. Эта черта выражается как в особом построении философских текстов, ориентированных скорее на художественную литературу, чем на логику и строгость классического рационализма, так и во влиянии, которое оказала русская литература на развитие философии в XX веке (философия экзистенциализма немыслима без Ф.М. Достоевского, а философия ненасилия без Л.Н. Толстого). С момента рождения русская философия была сконцентрирована на проблемах смысла истории; историософичность — еще одна черта отечественной философии.

Началом философии в России следует считать «Философические письма» П. Я. Чаадаева (1836 г.). Географическое и культурное положение Российской империи между Европой и Великими степями Евразии определило особый интерес русских мыслителей к проблемам исторического процесса, а также особого места России в культурном движении человечества. После Чаадаева этот вопрос по-разному решали два первых течения русской философии. Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) считали западную культуру пройденным этапом, абсолютно непригодным для России, которой свойственны самобытные духовные начала, опасались развития язвы пролетарства, буржуазного мещанства, секулярной (безбожной) культуры, рациональной односторонности в познании мира.

Западники (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский) пытались утвердить тезис о различии России и Европы как различии разных этапов развития, принимая основным принципом секуляризированный гуманизм, а также политический радикализм и идею прогресса по типу Запада.

Уже славянофилами был поставлен вопрос о цельном знании как синтезе рациональной, религиозной, нравственной и эстетической способностей человека, без перевеса какой-либо одной из них (например, рациональной как в европейской философии). Однако наиболее ярко эту тему выразил великий русский философ В.С. Соловьев (1853—1900 гг.). Этот мыслитель разработал идеал цельного знания, которое дается только цельному человеку, собравшему в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рациональное мышление, восприятие красоты, нравственные начала и религиозное созерцание. Такому человеку дана возможность познания мира как всеединства, то есть соединения всех его элементов в их полном развитии. В социальной области данное соединение должно быть представлено объединением человечества, первый шаг которого — объединение трех основных христианских конфессий (католицизма, православия, протестантизма). Сильнейшим прорывом В.С. Соловьева, определившим всю дальнейшую религиозно-философскую мысль, была мифологема Софии — Премудрости Божией как единства всего сотворенного по отношению к Творцу. Тема Софии и сверхрационального познания стала основной в русском религиозном ренессансе начала XX века, ее развивали С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк и многие другие. Все творчество названных философов прошло под знаком окончания старого этапа жизни человечества и верой в начало нового этапа.

П.А. Флоренский в отличие от В.С. Соловьева отказывает дискурсивному разуму в способности цельного познания реальности, отдавая первенство вере, предметом которой является абсолют и живое единство мира. Поэтому в методологическом плане София обосновывает у Флоренского примат веры над рассудочно-рациональным познанием.

Довольно стройное и непротиворечивое учение о Софии Премудрости Божией явилось ядром философской системы С.Н. Булгакова, убежденного, что метафизика творения мира неизбежно содержит софийный аспект. По мнению русского философа, только человек является действительным носителем софийности и способен возвратить миру его потенциальную красоту. В историософии Булгакова понятие Софии имеет центральное значение, как носитель божественного плана миротворения в соответствии с которым, человек может перераспределять данный ему порядок природы.

Творчество В.С. Соловьева сыграло ключевую роль в формировании философской концепции С.Л. Франка. Вслед за основателем русской традиции Всеединства Франк отвергает отвлеченное мышление, выдвигая в центр своих построений понятие бытия как «конкретного всеединства». Франк отождествляет бытие с сознанием, понятым как непосредственное созерцание. Поэтому высшим родом знания, согласно Франку, является интуиция, с помощью которой возможно проникновение в абсолютную реальность, а потому и построение метафизики как способа постижения этой реальности. Второй вид знания, согласно Франку, — это отвлеченное знание, выражаемое в суждениях и понятиях.

Стремление построить цельную и непротиворечивую теорию бытия определило характер гносеологических построений Н.О. Лосского. Разработанная им теория интуитивизма утверждает возможность непосредственного созерцания познающим субъектом самой реальности. По Лосскому, существует три основных вида интуиции — чувственная, интеллектуальная и мистическая. Метафизическая предпосылка интуитивизма философа сводится в общем виде к тезису «все имманентно всему», возникшему в минуту озарения. Соответственно, мир предстает как органическое целое, в котором отдельный индивид внутренне связан со всеми остальными существами и миром в целом. Органическое мировоззрение Лосского исходит из позиций персонализма, видящего в личности основную ценность.

Проблема человека — основная тема творчества другого представителя русского персонализма Н.А. Бердяева. Каждая человеческая личность, убежден он, нечто уникальное и не может быть объяснена ни из какой другой реальности, а ее главной характеристикой является свобода. Бердяев сознательно принимает парадоксализм, рассматривая человека, как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, а потому одновременно сильное и слабое, низкое и высокое. Потеря самостоятельности, растворение личности в безликой стихии — опасна для нее, ибо грозит рабством. И не важно, каким будет основание этой стихии, природно-космическим, социальным или даже нравственно-разумным. Идея свободы личности определила критику и неприемлемость русским философом нравственного разума кантовского идеализма в качестве высшего закона для человека.

В религиозной философии И.А. Ильин не принадлежал к плеяде последователей В.С. Соловьёва, с которыми многие связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс. Предметом его основного внимания был не только тот или иной христианский догмат, внутренний нечувственный опыт, а дух и его сочетание с инстинктами, а также законы природы и законы духа. Дух, по Ильину, является самым главным основанием в человеке, силой самоопределения к лучшему, потребностью священного начала, жилищем совести, источником правосознания и истинного патриотизма.

Проблема личности и вопросы духовного обновления человека — предмет особого внимания философа. На протяжении всей жизни человек ищет истинного знания, постоянно накапливая и обогащая свой духовный опыт. Но настоящее обновление личности, согласно И.А. Ильину, возможно через такие предпосылки как знание, любовь, вера, религия и философия. Будучи свидетелем многих потрясений, переживаемых народами в XX веке, он видит их истоки в незрелости и вырождении духовности современного ему человека. Ильин убеждён, что современное ему общество ведут четыре основных начала, вступившие в борьбу с верующей душой: материалистическая наука и техника, безрелигиозная государственность, приобретательские инстинкты и безбожное искусство. Для возрождения культуры необходим пересмотр самого способа духовной жизни.

Другое сильное (по своему влиянию на общество, но не всегда по качеству философской рефлексии) течение в русской мысли можно условно обозначить как радикальное — из-за резко отрицательного отношения к существующей власти и действительности вообще. Его отличительной чертой было увлечение социализмом, что в XIX веке как раз и являлось синонимом радикализма, материализма и позитивизма в широком смысле преобладания науки. Неограниченная вера в науку, ее возможности и познавательную мощь, особенно тяга к естествознанию, а также культ человека и человечности свойственны Н.Г. Чернышевскому. Опора на этические идеалы и их носителя — сильную личность, готовую к самопожертвованию, совмещение крайнего индивидуализма с защитой интересов народа, а также эгалитаризм в эстетике — таковы идеи другого известного лидера радикализма — Д.И. Писарева. Основой пафоса всех русских радикалов, вплоть до большевиков, был не материализм К. Маркса или Л. Фейербаха, а нравственные требования, доведенные до крайних пределов, что является своеобразной чертой русской мысли. Во всей русской философии явно виден перевес этики над другими отраслями философии.

Наряду со своеобразными течениями мысли в России существовали представители всех современных в XIX — начале XX века философских течений. Однако именно «pyсские» темы создали феномен философского взрыва в начале XX века.

После революции 1917 года коммунистическим государством была установлена диктатура крайней формы материализма (марксизм-ленинизм) в философии. И все-таки развитие отечественной мысли остановить не удалось. Уже в конце 50-х годов появилась плеяда философов, пытавшихся найти свободную для мыслителя нишу в коммунистической идеологии. Справедливости ради, надо сказать, что в короткий период после революционной свободы умозрения, когда советское государство просто еще не могло уследить за всеми проявлениями общественной жизни, марксизм оказал позитивное влияние на многие направления гуманитарных исследований.

В Советском Союзе государство определяло структуру преподавания философии, которая, порой не менялась годами, а, то и десятилетиями. Такое «умозрение» вело к превращению философии в вид навязанной политической идеологии, обязательной для каждого гражданина, что уничтожало саму суть философии. Тем не менее, никакие репрессии не смогли остановить развитие философского знания в России. Мыслители мигрировали из собственно философских тем в теоретическую гуманитаристику, создавая философские идеи под видом филологических, психологических, фольклористских исследований. Именно эти исследователи получили широкую известность в мире составив славу русской философии XX века.

Традиция русская литературной критики проявила себя в полную мощь еще в XIX веке, а среда филологов подверглась меньшим репрессиям, сравнительно с собственно философским сообществом. К тому же русская литература всегда отличалась философским умонастроением; волей-неволей литературная критике приходилось касаться типично теоретически-умозрительных тем. Русская литература со времен Ф.М. Достоевского стала исследованием самой ткани человеческой жизни, становясь созвучными феноменологическим, а порой и психоаналитическими идеям.

Владимир Яковлевич Пропп может быть назван один из основателей современного структурализма. Исследования русского фольклора («Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки») привели Проппа к обнаружению структур, одинаковых для всех повествований. Таким образом, был сделан первый шаг формулированию идеи существования устойчивых, упорядоченных структур человеческой жизни, моделей, лежаших в основании человеческих действий. Русскому филологу удалось связать повествование (сказочное, эпическое) с обрядовым распорядком человеческого существования, сделав таким образом, первый шаг к идее лингвистического описания человеческой культуры. Идеи Проппа были использованы К. Леви-Строссом, признанным авторитетом в антропологии второй половины XX века.

Другим примером перехода филологических исследований в собственно философские стала так называемая московская-тартурская семиотическая школа, самой яркой фигурой которой был Юрий Лотман. Важнейшим достижением школы стало конструирование каркаса семиотики культуры, которая рассматривалась как производная система по отношению к разговорному языку. Культура, с этой точки зрения, функционирует по правилам, заданным естественным языком.

Совершенно особая фигура русской философии XX столетия —Михаил Бахтин. Его исследования в области средневековой народной культуры дали возможность иначе взглянуть на саму ткань человеческой жизни.

Даже в самом беглом экскурсе в историю русской философии XX века невозможно не упомянуть и одного из основателей психолингвистики (науки о соотношении языка, мыщления и речи) — Льва Семеновича Выготского.

После падения идеологических и политических запретов в России начался долгий и сложный процесс самоотождествления «новой» русской философии. Процесс восстановления отечественного умозрения, особенно в области рефлексии над социальной действительностью, не может быть искусственно ускорен, так как отставание связано не только с последствиями коммунистической диктатуры, но и с отсутствием особого социального опыта, который не может быть накоплен обществом за один день.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература

Основная литература:

Введение в русскую философию. — М., 1995.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IХ – ХIХ вв. — Л., 1989.

Зеньковский В.В. История русской философии. — Л., 1991.

Лосский Н.О. История русской философии. — М., 1991.

Дополнительная литература:

Замалеев А.Ф. Курс русской философии. — М., 1995.

Русская философия. Антология: — СПб., 1993.

Русские философы. Антология. — М., 1993.

Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

Библиотека «Гумер» — гуманитарные науки, раздел «Философия»

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Справочники | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.