КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный бюджет
Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы. Характер перераспределительных финансовых отношений в данном случае обусловлен произошедшим первичным распределением общественного продукта и его реализацией через цену как форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохода как самостоятельной и обособленной части валового внутреннего продукта. Началом перераспределения чистого дохода служит момент его отчисления в форме налогов и других платежей в доход бюджета, а также в целевые бюджетные фонды в порядке, строго регламентированном государством. Количественно доходы государственного бюджета представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. Их абсолютная величина и удельный вес определяются общим объемом национального дохода, экономическими, социальными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством. Формы и методы изъятия средств в бюджет не остаются неизменными. Одни платежи с годами отмирают и заменяются новыми, другие частично корректируются. Так, в Республике Беларусь вместо налога с оборота и налога с продаж были установлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор; вместо отчислений из прибыли — налог на доходы и налог на прибыль. До 1991 г. в БССР преобладающее место в доходах бюджета занимали неналоговые платежи государственных предприятий и организаций в форме платы за фонды, фиксированных платежей, платы за трудовые ресурсы, отчислений от прибыли, лесного дохода и др. Незначительную долю (примерно 9 % доходной части бюджета) составляли налоги и сборы с населения, уплачиваемые в бюджет в форме подоходного налога с населения, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, местных налогов и сборов.
С 1992 г. в Республике Беларусь (как и в других странах СНГ) действует принципиально новый порядок формирования доходов государственного бюджета, имеющий преимущественно налоговый характер. Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству. Установлены следующие виды общегосударственных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), налог на недвижимость, земельный налог (плата за землю), государственная пошлина и сборы, подоходный налог с населения и др. Среди названных налогов особое значение имеют налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль и доходы, составляющие основную часть поступлений в бюджет. Как мы уже установили ранее, главным источником формирования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства, особенно та их часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов зависят от задач, стоящих перед государством. На нынешнем этапе изъятие в бюджет части доходов предприятий и организаций принципиально отличается от ранее действовавшей системы платежей в бюджет, в которой преобладал ресурсный механизм изъятия — плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и др. Сегодня доминирует налоговый механизм изъятия части доходов в бюджет.
Сравнивая оба механизма, можно отметить, что с теоретических позиций первый из них методологически безупречен. С его участием решаются две проблемы: с одной стороны, он выступает как финансовый рычаг более эффективного использования имеющихся ресурсов (капитала, труда и земли), с другой — является источником доходов бюджета. К сожалению, на практике ресурсный механизм не оправдал себя, поскольку не был найден критерий, определяющий степень воздействия каждого ресурсного фактора на конечные результаты работы, доходы предприятий и прибыль, а следовательно — долю дохода или прибыли, которая соответствовала бы конкретному фактору производства. В числе других причин — отсутствие проверенного практикой комплексного ресурсного механизма изъятия доходов из прибыли. В самом начале экономических реформ, проводившихся в СССР, действовал механизм платы за фонды и механизм фиксированных (рентных) платежей. Со временем они исчерпали себя и уступили место механизму платности в бюджет за трудовые ресурсы и землю. Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальная функция и в значительно меньшей степени — стимулирующая функция по более эффективному использованию ресурсов. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государства в точно определенных границах и в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет используют практически все развитые страны мира. Представляется, что наиболее оптимальным направлением развития механизма платежей в бюджет с учетом имеющегося опыта стало бы рациональное сочетание фискальных и стимулирующих функций и методов изъятия доходов в бюджет. Но роль госбюджета не исчерпывается формированием доходной базы. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства. В бюджете концентрируется преобладающая часть финансовых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства.
Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общегосударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики. Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюджета, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ (как составных частей прогнозов и перспективных планов). Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное размещение производительных сил. Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, которая в свою очередь влияет на развитие производства и содействует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоохранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их социальный аспект. Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда потребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработной платы для отдельных категорий населения. Бюджет является регулятором структуры финансовых ресурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |