Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный бюджет




Государственный бюджет представляет собой совокуп­ность денежных отношений, возникающих в процессе пере­распределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ре­сурсов и его использования на общегосударственные расходы. Характер перераспределительных финансовых отношений в данном случае обусловлен произошедшим первичным распре­делением общественного продукта и его реализацией через це­ну как форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохо­да как самостоятельной и обособленной части валового внут­реннего продукта.

Началом перераспределения чистого дохода служит момент его отчисления в форме налогов и других платежей в доход бюд­жета, а также в целевые бюджетные фонды в порядке, строго регламентированном государством.

Количественно доходы государственного бюджета представ­ляют собой долю государства в созданном национальном дохо­де. Их абсолютная величина и удельный вес определяются об­щим объемом национального дохода, экономическими, соци­альными, оборонными и другими задачами, которые стоят перед государством.

Формы и методы изъятия средств в бюджет не остаются неизменными. Одни платежи с годами отмирают и заменяются новыми, другие частично корректируются. Так, в Республике Беларусь вместо налога с оборота и налога с продаж были уста­новлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор; вместо отчислений из прибыли — налог на доходы и налог на прибыль.

До 1991 г. в БССР преобладающее место в доходах бюджета занимали неналоговые платежи государственных предприятий и организаций в форме платы за фонды, фиксированных плате­жей, платы за трудовые ресурсы, отчислений от прибыли, лес­ного дохода и др. Незначительную долю (примерно 9 % доход­ной части бюджета) составляли налоги и сборы с населения, уп­лачиваемые в бюджет в форме подоходного налога с населения, налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сельскохозяйственного налога, местных налогов и сборов.

С 1992 г. в Республике Беларусь (как и в других странах СНГ) действует принципиально новый порядок формирования доходов государственного бюджета, имеющий преимуществен­но налоговый характер.

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государ­ством с физических и юридических лиц в государственный бюджет и носящие фискальный характер, т.е. обеспечивающие доход государству.

Установлены следующие виды общегосударственных нало­гов и сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы, налог за пользование природными ресур­сами (экологический налог), налог на недвижимость, земель­ный налог (плата за землю), государственная пошлина и сборы, подоходный налог с населения и др. Среди названных налогов особое значение имеют налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль и доходы, составляющие основную часть поступлений в бюджет.

Как мы уже установили ранее, главным источником форми­рования финансовых ресурсов государства являются денежные доходы сферы материального производства, особенно та их часть, которая выступает в форме чистого дохода предприятий. Способы аккумуляции этих доходов зависят от задач, стоящих перед государством. На нынешнем этапе изъятие в бюджет час­ти доходов предприятий и организаций принципиально отли­чается от ранее действовавшей системы платежей в бюджет, в которой преобладал ресурсный механизм изъятия — плата за фонды, трудовые ресурсы, землю и др. Сегодня доминирует на­логовый механизм изъятия части доходов в бюджет.

Сравнивая оба механизма, можно отметить, что с теоре­тических позиций первый из них методологически безупре­чен. С его участием решаются две проблемы: с одной стороны, он выступает как финансовый рычаг более эффективного ис­пользования имеющихся ресурсов (капитала, труда и земли), с другой — является источником доходов бюджета. К сожале­нию, на практике ресурсный механизм не оправдал себя, поскольку не был найден критерий, определяющий степень воздействия каждого ресурсного фактора на конечные резуль­таты работы, доходы предприятий и прибыль, а следователь­но — долю дохода или прибыли, которая соответствовала бы конкретному фактору производства. В числе других причин — отсутствие проверенного практикой комплексного ресурсного механизма изъятия доходов из прибыли. В самом начале эконо­мических реформ, проводившихся в СССР, действовал меха­низм платы за фонды и механизм фиксированных (рентных) платежей. Со временем они исчерпали себя и уступили место механизму платности в бюджет за трудовые ресурсы и землю.

Ныне действующая налоговая форма изъятия доходов в бюджет в основном выполняет фискальная функция и в значи­тельно меньшей степени — стимулирующая функция по более эффективному использованию ресурсов. Для налогового метода характерна обязательность изъятия средств в пользу государ­ства в точно определенных границах и в заранее намеченные сроки. С позиций пополнения доходов бюджета эта форма более удобна. Налоговые методы изъятия доходов в бюджет исполь­зуют практически все развитые страны мира. Представляется, что наиболее оптимальным направлением развития механизма платежей в бюджет с учетом имеющегося опыта стало бы раци­ональное сочетание фискальных и стимулирующих функций и методов изъятия доходов в бюджет.

Но роль госбюджета не исчерпывается формированием до­ходной базы. Главная задача состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.

В бюджете концентрируется преобладающая часть финансо­вых ресурсов, что позволяет централизованно направлять их на решение стратегических задач государства.

Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общего­сударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюдже­та, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ (как составных частей прогно­зов и перспективных планов).

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное раз­мещение производительных сил.

Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, кото­рая в свою очередь влияет на развитие производства и содей­ствует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоох­ранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их со­циальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда пот­ребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработ­ной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ре­сурсов предприятий, а также регулятором их использования. Через систему налогов и других платежей бюджет оказывает стимулирующее воздействие на развитие производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.