Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Средства, формы и методы социально-культурных технологий




Лекция

Лекция

Тема 3. Уровни реализации социально-культурных технологий

Лекция 2

Сущность современных социокультурных технологий. Основные элементы структуры технологии социально-культурной деятельности: концептуальность, системность, эффективность, управляемость, воспроизводимость.

Классификация технологий социально-культурной деятельности. Ведущий тип деятельности как критерий классификации социокультурных технологий. Основные виды технологий социально-культурной деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, управленческие, исследовательские, проектные, информационные, коммуникативные, этнокультурные, альтернативные (инновационные) технологии.

Многообразие средств, форм и методов социально-культурной деятельности и их характеристика. Понятие технологического модуля. Общие и частные методы социально-культурной технологии. Формы социально-культурной деятельности. Современные тенденции в их развитии и обогащении. Воспитательные преимущества использования комплексных форм для различных социально-демографических групп населения.

Ступени развития социокультурных технологий: случайный, опыт - ремесло - технологии. Взаимосвязь технологии и методики как взаимосвязь между высокоэффективным производством и ремесленничеством.

Основные этапы ремесленнической схемы: этап организации деятельности, этап контроля, этап коррекции. Основные этапы и особенности технологической схемы социокультурного процесса: диагностика уровня развития определенной категории населения, их потребностей и интересов, определение проблемного поля, выявление мотивации и организации посетителя, определение средств воздействия, контроль качества воздействия.

Специфические черты технологий в социокультурной сфере: отсутствие средств и методов, дающих 100% результат после одного цикла взаимодействия; необходимость периодического проведения контроля по параметру, на который направлено воздействие; выявление и отбор групп, различающихся по восприятию воздействия (активно, нейтрально, негативно); проведение повторных циклов взаимодействия; вторичное проведение контроля; в случае устойчивости негативного явления (восприятия) проведение дополнительной диагностики причин и разработка новой организационно-содержательной структуры с бесконечным разнообразием подходов и отношений. Разнообразие структур и способов реализации СКТ, отсутствие в них жестко заданной последовательности.

Технологические процессы как подспорье в активной деятельности личности. Учет в СКТ живого общения, ассоциативного мышления и эмоциональной структуры личности, уровня активности личности.

Характеристика различных уровней разработки технологических систем: крупные методико-технологические системы; технологические микроструктуры; методико-технологические системные формирования; технологические приемы; технологические звенья; методико-технологические цепочки; технологические формы учета результатов; технологические средства.

Тема 4. Содержание и цели социально-культурных технологий

Социально-культурная деятельность как воспитательная система. Единая цепочка технологического процесса: целевая установка - задачи - содержание - форма - средства - методы – результат.

Источники и составные части содержания социокультурных технологий: социальные преобразования и социальные проблемы в обществе, новые тенденции и открытия в науке (общественные науки, педагогика, психология, теория социально-культурной деятельности и др.); передовой опыт социокультурной деятельности; исторический опыт отечественных и зарубежных социокультурных процессов; народная педагогика, фольклор, традиции, обычаи, обряды.

Единство содержания и процессуальных компонентов: структура, дозировка, логика содержания.

Понятие «содержание». Содержание и социальный заказ общества. Определение проблемного поля как совокупности социокультурных проблем, ранжируемых по степени значимости, актуальности, причинно-следственной зависимости. Благоприятные и неблагоприятные социальные и демографические условия, межотраслевые противоречия социокультурных учреждений и их влияние на определение проблемного поля. Проблема как результат несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым, как констатация объективно существующего явления. Многозначность выявленных проблем: общенациональные, региональные, территориальные, проблемы определенной социальной общности, группы, личности.

Влияние на содержание СКГ потребностей и интересов личности, перевод индивидуальных, витальных потребностей в социально-значимые.

Ведущие подходы выбора содержания. СКТ: знание-ориентированный как необходимое условие социализации личности и личностно-ориентированный как важное условие гуманизации личности.

Основные компоненты содержания СКТ: когнитивный опыт личности, включающий систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности; практический опыт личности, основанный на системе общих интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих различные виды деятельности и способность личности к сохранению культуры; опыт творческой деятельности личности, обеспечивающий готовность личности к поиску решений новым способом возникавших проблем и творческому преобразованию действительности; опыт отношений личности, основанный на системе мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений личности к миру, деятельности, людям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.