Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура частных социально-педагогических технологий




Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии) выделя­ются из структурных компонентов общей технологии либо из част­ных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: ди­агностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также технология выбора оптимальной стратегии действий, целевые подготовительные, целевые реализационные, экспертно-оценочные техно­логии.

Структуру общей социально-педагогической техноло­гии, с определенной долей допущения, можно применить и к частным. Однако при этом нужно помнить, что в каждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особен­ностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии, когда в рамках ее идет реа­лизация частной технологии.

Необходимость рассмотрения структуры частных (функциональ­ных) технологий обусловлена тем, что нередко отдельные из них носят самостоятельный характер. Например, диагностико-прогностическая, реализационная, экспертно-оценочная технологии часто применяются вполне самостоятельно. В специализирован­ных центрах нередко каждая частная технология также осуществ­ляется отдельно и имеет самостоятельное значение. При этом спе­циалисты накапливают опыт, варианты технологий реализации функциональной деятельности с различными категориями кли­ентов. Для них формирование банка функциональный технологий просто необходимо. Все это позволяет рассматривать структуру как важное условие классификации функциональных технологий. Рассмотрим структуру основных частных (функциональных) технологий.

I. Структура диагностико-прогностической технологии.

Такая технология состоит из двух этапов: диагностики и прогнозирования, каждый из которых имеет свои подэтапы деятельности.

Диагностический этап направлен на общую или частную диагностику и выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что всякая социально-педагогическая технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия их реализации. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зре­лого человека и пр.), а также его индивидуальных возможно­стей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления, диагностика предусматрива­ет выявление:

– индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;

– состояния здоровья;

– индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;

– особенностей позиции человека, его отношения к самораз­витию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю;

– условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.

Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с чело­веком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует учас­тия в ней нескольких специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, пе­дагогов. Такой подход позволяет осуществить более полную диаг­ностику человека, на основе которой можно будет определить его социально-педагогические проблемы и сформулировать рекомен­дации социальному педагогу, необходимые для его социально-педагогической работы с данным клиентом:

· показания;

· предостережения (главное их назначение – «не навреди»);

· советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с объектом и его окружением.

Структурно этап диагностики включает ряд подэтапов. Среди них следует выделить такие:

1– анализ первичной информации тех сведений, которые специа­лист получает при первом знакомстве и которые нужны для при­нятия решения о необходимости диагностики объекта;

2– формулирование выводов – определение объекта (что), предме­та (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики);

3 – подготовка к диагностической деятельности (техническая и методическая, субъекта и объекта);

4 – собственно диагностика – реализация методов и методик диагностики;

5 – анализ результатов диагностики и постановка диагноза.

На основе полученных данных делается вывод об индивидуаль­ности объекта и формулируется социально-педагогическая пробле­ма. На практике, как правило, таких проблем несколько.

Определение социально-педагогической проблемы клиента позволяет специалисту подумать о том, как ее можно решить, какие для этого в перспективе могут понадобиться специалисты. Он пере­ходит к следующему этапу социально-педагогической технологии.

Этап социально-педагогического прогнозирования. С уче­том полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность направленного прогнози­рования. Предметом его выступают:

а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекция развития и воспитания человека, социального
воспитания, перевоспитания, исправления, педагогической реабилитации, адаптации, при необходимости стимулирование дезадаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);

б) возможности человека в целостном развитии либо по определенным направлениям;

в) возможная зона ближайшего развития, воспитания объек­та в интересующей социального педагога области. Зона ближайшего развития – это расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком само­стоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может дос­тигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Понятие введено Л.С. Выгот­ским. Оно отражает реальные потенциальные возможности человека в развитии.

Идея «зоны бли­жайшего воспитания» была сформулирована еще А.С.Макарен­ко – как ближайшая цель работы по перевоспитанию человека. Он обращал внимание на умение педагогически правильно формулировать ближайшую цель как посильную и реальную в конк­ретной ситуации. Затем воспитатель должен обеспечить ее наиболее полное достижение. Это позволит ему поставить следующую – большую, несущую в себе и большие требования к воспитаннику цель, и так до полного решения всей проблемы перевоспитания в соответствии с перспективными целями;

г) возможности создания оптимальных условий, обеспечива­ющих реализацию возможностей зоны ближайшего развития, вос­питания.

На основе систематизации опыта прогностической деятельно­сти специалистов в ней выделены основные структурные подэтапы. K ним следует отнести:

1 – анализ результатов диагностики и социально-педагогической про­блемы (проблем) объекта прогнозирования;

2 – выводы по результатам анализа – определение объекта, предмета (что нуждается в прогнозировании и его содержание) и спо­соба прогнозирования;

3 – подготовку к прогнозной деятельности (техническая и методическая);

4 – собственно прогнозную деятельность – прогнозирование зоны ближайшего развития, воспитания; перспектив позитивного из­менения; перспективы ближайшей динамики изучаемой пробле­мы и пр.;

5 – анализ прогнозного материала и формулирование выводов.

Рассмотрим структуру следующей частной (функциональной) технологии.

II. Структура технологии выбора оптимального варианта деятельности.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед специалистом в процессе организации социально-педаго­гической работы с клиентом, является выбор варианта использования социально-педаго­гической технологии, наиболее оптимального для конкретного объекта и условий реализаций. При необходимости и достаточной профессиональной компетенции специалист корректирует, инди­видуализирует имеющуюся технологию либо разрабатывает новую.

Основными структурными компонентами (подэтапами) технологии по выбору оптимального варианта деятельности являются следующие:

1 – анализ исходных материалов, необходимых для выбора наибо­лее оптимального варианта технологии. Прежде всего, анализу подвергаются данные диагностико-прогностической деятельности. Усваиваются индивидуальные особенности, возможности объекта, осмысли­ваются его социально-педагогические проблемы;

2 – выводы по результатам анализа информации и определение цели, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом в данной ситуации: развитие навыков социального общения; социальная адаптация; педагогическая коррекция, пе­дагогическая реабилитация, перевоспитание, исправление и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной (прогнозируемой) цели;

3 – социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа целенаправленной социально-педагогической деятельности, отражающей определенную социаль­но-педагогическую технологию, которая обеспечивает достиже­ния прогнозируемой цели с учетом возможностей среды. В про­цессе моделирования социальный педагог мысленно про­слеживает возможность практического использования имеющей­ся технологии, разных видов технологий. Главное назначение со­циально-педагогического моделирования – помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант социально-пе­дагогической деятельности, который позволит ему обеспечить в данной ситуации, с учетом его личного опыта, достижение опти­мального прогнозируемого результата;

4 – выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Социально-педагогическая технология представляет собой один из сложившихся на основе предшествующего опыта или вновь выявлен­ных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. Для каждой социально-педагогической про­блемы может быть несколько технологий. В перспективе в специа­лизированных социально-педагогических центрах будут формиро­ваться банки технологий по различным социально-педагогичес­ким проблемам. Каждая технология включает: особенности объек­та и социально-педагогической проблемы; описание варианта со­циально-педагогической деятельности по ее решению (техноло­гии достижения цели); методические рекомендации к ее практической реализации;

5 – анализ соответствия результата моделирования и выбранной со­циально-педагогической технологии. Он направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выб­ранной технологии объекту, условиям реализации и педагоги­ческим возможностям специалиста. Одновременно анализ позво­ляет представить технические, организационные и методические возможности реализации проблемы, а полученные данные помо­гут предусмотреть сложности, трудности, недостатки, резервы и пр. Именно анализ подсказывает необходимость следующего эта­па деятельности;

6 – принятие решения – подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситу­ации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В социально-педагогической техноло­гии общего типа это означает возможность перехода к следующему этапу деятельности. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую – индивидуальную – целевую технологию, наиболее полно отвечающую данной ситуа­ции. Коррекционная деятельность или разработка новой целевой технологии позволяет социальному педагогу формировать наибо­лее индивидуально ориентированную целевую технологию;

7 – выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии – подэтап подготовки к практической деятельности. Как уже отмечалось, социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколь­ко. Они зависят от опыта исполнителя (субъекта), его инициатив­ности, творчества, гибкости в педагогической деятельности. Выб­ранный вариант, собственно, свидетельствует о завершении вы­бора и позволяет перейти к следу­ющей частной социально-педагогической деятельности – непос­редственной подготовке к практической работе по реализации целевой технологии.

III. Структура технологии непосредственной подготовки к реализации социально-педагогической цели.

От того, насколько тщательно проведена подготовка к практической деятельности, во многом зависит достижение про­гнозируемого результата. Она позволяет предупредить многие воз­можные упущения, упрощения, недочеты, а также подготовить и организационное, и методическое обеспечение практической ре­ализации поставленной социально-педагогической цели.

К основным подэтапам непосредственной подготовки к реали­зации цели следует отнести:

1 – анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации; диагностико-прогностические данные; условия реализации; собственные возможности социального пе­дагога и др.). Особое внимание уделяется самой технологии и ме­тодике ее реализации;

2 – выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание материальных, технических, организационных и методи­ческих проблем, которые необходимо решить в процессе подго­товки;

3 – практическую деятельность по решению выявленных материальных (обеспечение необходимых материальных средств для подготовки и практической реализации технологии), технических (приобретение, наладка, обеспечение функционирования необ­ходимых для технологии технических устройств, средств, приспо­соблений и пр.), организационных (согласование компонентов це­левой технологии, подготовка учебно-практических мест для со­циально-педагогической работы, уточнение возможностей испол­нителей и порядок их практической деятельности, особенности руководства практической деятельностью исполнителей и пр.), методических (подготовка необходимых методических пособий, рекомендаций, дидактических материалов, методическая подго­товка исполнителей и пр.) проблем;

4 – апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов (репетиция реализации) – проводится, если есть такая необходимость и возможность;

5 – планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разработку графика реализации цели по вре­мени, месту и видам занятий. План показывает вариант регламентационной социально-педагогической деятельности всех специалистов, обеспечивающих реализацию технологии. На его основе в процессе реализации осуществляется мониторинг практической деятельности и ее результатов;

6 – постановку задач исполнителям по организации деятельности. Это заключительный подэтап деятельности, предшествующий практической работе специалистов. В ходе его уточняются порядок реализации плана социально-педагогической рабо­ты, вопросы согласования, взаимодействия различных специалистов, снимаются нерешен­ные проблемы, уточняются особенности мониторинга деятельно­сти и другие вопросы.

IV. Структура технологии реализации социально-педагогической цели.

Это ведущее звено социально-педагогической работы спе­циалистов (социальных педагогов) с клиентами. Непосредственная практическая деятельность по реализации социально-педагогической цели включает свои эта­пы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие. В нее входят поэтапная реализация ос­новного метода (совокупности методов), оценка результата каж­дого из этапов, необходимая коррекция последующей цели, содер­жания и методики деятельности, переход к следующему этапу.

Первый этап занимает особое место в практической деятель­ности. В ходе этапа осуществляется адаптация в социаль­но-педагогической деятельности и субъекта, и объекта. Это необходимо для налаживания педагогического взаимодей­ствия между субъектом и объектом, достижения основы для един­ства, согласованности, взаимопонимания, взаимоучастия, взаи­мосогласия. В зависимости от уровня решения проблемы на дан­ном этапе во многом зависит эффективность последующей пе­дагогической деятельности.

Второй этап включает реализацию специалистом намеченных в плане работы с клиентом социально-педагогических мер, в том числе посреднической помощи.

Практика показывает, что элементы решения данной задачи далеко не всегда могут быть реализованы социальным педагогом. Особенно это характерно при работе с проблемными детьми по их индивидуальному развитию и воспитанию, перевоспитанию, исправлению. Достаточно трудно она решается также в работе по педагогической коррекции детей, имеющих отклонения умствен­ного развития, эмоциональной или активно-волевой сферы.

Затем на третьем этапе осуществляется включение объекта в процессы саморазвития, самовоспита­ния. По завершении реализации задач первого этапа следует оценка его результата. Она позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели (сле­дующего этапа) и методики ее реализации как составной час­ти деятельности по реализации цели. При плановом протекании процесса реа­лизации сразу (без коррекции) принимается решение о переходе к следующему этапу деятельности.

В процессе социально-педагогической работы, направленной на реализацию этапов целевой деятельности, решается важнейшая проблема – постепенное включение объекта в работу над собой, решение своих социально-педагогических проблем, превращение его в субъекта самосо-вершенствования. По мере того как растет его активность и уверенность в успешности работы, он все боль­ше проникается верой в социального педагога, становится его со­юзником в решении своих проблем. Постепенно объект превра­щается в субъекта, а социальный педагог становится его союзни­ком в последующей социально-педагогической работе над собой, достижении целей самосовершенствования.

На завершающем этапе реализации цели дела­ется общий вывод о качестве выполнения социально-педагогичес­кой работы, достижении ранее спрогнозированной цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.