КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие категорий диалектики
Категории диалектики Черты закона отрицания отрицания Черты диалектического отрицания 1. Отрицание на основе внутренних противоречий как самоотрицание, заложенное в самой сущности предмета. 2. Внутренняя связь между старым и новым, удержание положительного, имевшегося в старом, то есть диалектическая связь между ними. Новое не возникает на пустом месте, а лишь как результат развития старого. 3. Диалектическое отрицание как дальнейшее развитие нового, предполагающее это развитие. Отрицание возможно лишь после того, как явление исчерпало свои возможности. Понятие отрицания отрицания как раз и выражает смену одного отрицания другим в бесконечном развитии материального мира. 1. При отрицании отрицания происходит как бы повторение пройденного, некоторых моментов старого, но на более высокой основе (зерно - стебель - колос, рабство - крепостное право - колхозы 30-50-х годов). 2. Спиралевидный характер развития. Это суть закона отрицания отрицания. Уплотняющаяся спираль, расширяющаяся кверху до бесконечности. Расширение показывает масштабы прогресса, а уплотнение спирали - ускорение темпов прогресса. В то же время было бы неверным применять эту схему как догму ко всему миру. Таким образом, закон отрицания отрицания выражает связь между старым и новым качеством, бесконечность отрицания старого новым. Также он выражает преемственность между отрицающим и отрицаемым и спиралевидный характер развития. Философские категории - это наиболее широкие по объему понятия, которые отражают связи и отношения предметов и явлений действительности. В данной теме мы будем вести разговор не обо всех, а только о парных категориях диалектики, которые еще называют частными законами философии: причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность.
Основные черты категорий диалектики: · они объективны по своему содержанию; · они субъективны по форме выражения, ибо связаны с уровнем развития человеческого знания; · они носят гибкий, подвижный, изменчивый характер; · они взаимосвязаны друг с другом и образуют систему категорий. Функции категорий диалектики: · это ступеньки познания мира, узловые пункты познания; · категории диалектики являются формами человеческого мышления; · они являются мощными инструментами познания действительности. Категории «единичное», «особенное» и «общее» В мире нет абсолютно похожих вещей. Для отражения многообразия и единства мира и применяются данные категории. Единичное - это философская категория для обозначения индивидуальных, уникальных связей и отношений в предметах и явлениях (почерк человека, насечка на стволе пистолета, дикция человека и др.) Общее - это философская категория для обозначения сторон сходных, повторяющихся в предметах и явлениях, благодаря которым они объединяются в классы и множества (млекопитающие, членистоногие и др.) Особенное - это философская категория, отражающая соотношение общего и единичного в конкретном объекте. Следует учесть, что общее и единичное, да и особенное - это не какие-то особенные предметы. И общее, и особенное, и единичное существует в каждом конкретно взятом объекте. Для примера возьмем гипотетического студента Кучкина Олега. Ему присущи и общие черты, присущие всему студенчеству Украины, и единичные черты, присущие только ему (умственный потенциал, дикция, знание английского языка и др.) У него есть особенные черты, присущие только студентам нашего института (изучение турецкого языка, методика изучения компьютерной техники и др.)
Рассмотрим диалектическое соотношение единичного, особенного и общего. ♦ Единичное, особенное и общее существуют в отдельном и только через отдельное (отдельное - это предмет, явление, человек). ♦ Категории единичного, особенного и общего в различных отношениях переходят друг в друга. ♦ Единичное не полно входит в общее, а общее составляет лишь часть, момент единичного. Единичное богаче общего (человек вообще и студент Остапчук Иван). ♦ В соотношении общей и единичной сторон предмета ведущая роль принадлежит общей стороне. ♦ Чем больше мы познаем единичное, тем больше мы приближаемся к познанию общего. Категории «сущность» и «явление» Сущность - философская категория для обозначения внутренней устойчивой основы предметов или процессов объективного мира, определяющей собой их дальнейшее развитие. Явление - философская категория для обозначения внешней, изменчивой стороны предметов и процессов объективного мира, выражающей собой сущность. Сущность и явление связаны с внешним и внутренним, устойчивым и изменчивым. Какой смысл мы вкладываем в понятия внешнее и внутреннее? Следует четко очертить границы этих понятий. Внутреннее - с точки зрения пространства, это то, что расположено внутри чего-то. Также это то, что присуще природе данной вещи, что является необходимым для существования данной вещи. Например, прилив и отлив - сущность заключается во влиянии Луны. Таким образом, сущность может быть заключена как внутри, так и вне предмета или явления. Диалектика сущности и явления: · сущность более устойчива, явление более изменчиво; · сущность проявляется через явления, то есть в каждом явлении представлена частичка сущности; · процесс познания - это переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Поэтому процесс познания сущности бесконечен. Категории «содержание» и «форма» Содержание - это категория, характеризующая статику и динамику системы, внутреннюю и внешнюю совокупность всех ее элементов, функций и состояний. Форма - это способ бытия содержания в его внутреннем и внешнем выражении.
Таким образом, категории содержания и формы служат для отражения объекта со стороны совокупности элементов его составляющих и способа связи элементов между собой. Содержание предмета тесно связано с сущностью, ибо оно - совокупность существенных и несущественных признаков предмета. Содержание шире сущности. Диалектика содержания и формы: · одно содержание может существовать в различных формах (например, революция может происходить в форме вооруженного восстания, а может осуществляться и мирными средствами, без жертв - так называемые «бархатные» революции в странах Восточной Европы, «оранжевая революция» в Украине); · различные содержания могут существовать в одной форме (например, под формой демократии существовала и диктатура пролетариата в социалистических государствах, и парламентские республики в странах Западной Европы); · форма оказывает различное обратное влияние на содержание в зависимости от характера объекта (например, на научное открытие форма его подачи влияет значительно меньше, чем реклама на процесс продажи товара); · форма легче поддается восприятию, чем содержание. Это объясняет появление различных направлений формализма в искусстве и сравнительно быстрое обретение ими своей зрительской (читательской) аудитории.
Категории «причина» и «следствие» Ф. Бэкон отмечал, что истинное знание есть знание причины. Причинный вид связи вообще один из наиболее распространенных. Категории причинности называют каузальностью, или детерминизмом. Это тождественные понятия по своему содержанию. Причина - это философская категория для обозначения того явления, которое обусловливает другое явление, в результате чего возникает цепь взаимосвязанных событий. Следствие - это философская категория для обозначения того явления, которое обусловлено другими явлениями, то есть следствие - результат действия причины. Категории причины и следствия объективны по содержанию и отражаются в нашем сознании.
Причинно-следственные зависимости принципиально познаваемы. Причинно-следственные зависимости носят всеобщий характер. Нет ни одного явления, которое не было бы причиной каких-то следствий. Однако принципиальной ошибкой было бы думать, что всякое явление, предшествующее другому явлению, является его причиной (связь может быть и функциональной). Не может быть конечного следствия и начальной причины. Философия исходит из признания многообразия форм причинно-следственных связей: а) по масштабу охвата явлений: общие и частные; б) по времени действия: длительные и кратковременные; в) по их роли в определении характера процессов и явлений: главные и второстепенные, полные и специфические. В повседневной жизни причину часто смешивают с поводом. Повод - это философское понятие для обозначения внешнего, часто случайного события, которое само по себе не является причиной, но способствует или препятствует проявлению следствия. Повод - это незначительное обстоятельство, внутренне не связанное со следствием. Оно чисто внешнее. Например, поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство сербским студентом Гаврилой Принципом австрийского эрцгерцога Фердинанда.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |