Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: Государственный контроль в области финансов




Понятие финансового контроля. 1. Это деятельность государственных, му­ниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и полноты поступления в соответствующие финансовые фонды денежных средств, правильности и эффективности их расходования. 2. Финансо­вый контроль делится на государственный, внутрихозяйственный, банковский (контроль кредитных организаций), аудиторский, общественный. 3. Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение законодательства в области налогооб­ложения, валютных операций, страхования и др. 4. Предварительный финансо­вый контроль производится до совершения финансовых операций с целью пре­сечь возможность нерационального использования средств. Он осуществляется при рассмотрении финансовых актов, смет, расчетов прибыли, открытии креди­тов, перечислении бюджетных средств и т.д. 5. Текущий финансовый контроль осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финан­совых операций. 6. Последующий контроль осуществляется после совершения финансовых операций с целью выявления нарушений финансового законодатель­ства в отчетном периоде. Он осуществляется путем анализа отчетов, балансов, проверок и ревизий на предприятиях, в организациях.

Ревизия как основной метод финансового контроля. 1. Это детальное ис­следование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью выявления нарушений финансового законодательства. 2. Ревизия проводится на основе за­ранее составленной программы работы ревизоров: а) по проверке первичных до­кументов, бухгалтерской отчетности, планов, смет, фактического наличия денег и ценностей; б) по проведению частичных или сплошных инвентаризаций с опе­чатыванием складов, касс; в) по привлечению специалистов и экспертов; г) по получению письменных разъяснений от должностных лиц. 3. Документальные ревизии включают проверку финансовых документов, касающихся расходования средств. 4. В ходе фактических ревизий проверяется наличие денег, ценных бу­маг, материальных ценностей. 5. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, в непроизводственной – двух раз. Внепла­новые проводятся при необходимости. 6. При сплошной ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за весь ревизуемый период. Выборочная реви­зия предполагает какую-то часть времени, приуроченную к предполагаемому на­рушению. 7. Комплексные ревизии предполагают проверку всей системы элемен­тов финансово-хозяйственной деятельности; тематические ревизии – отдельные направления деятельности.

Государственный финансовый контроль. 1. Он осуществляется: а) феде­ральными органами законодательной и исполнительной власти; б) специального созданными органами исполнительной власти. 2. Не реже одного раза в год про­водятся ревизии и проверки поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах, на предприятиях и в организациях (Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. № 1095). 3. Система государственного финансового контроля вклю­чает: а) контроль за исполнением федерального бюджета и государственных вне­бюджетных фондов; б) за организацией денежного обращения; в) за использова­нием кредитных ресурсов; г) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; д) за состоянием государственных резервов; е) за предоставле­нием налоговых и финансовых льгот. 4. Субъектами государственного финансо­вого контроля являются: 1) Счетная палата РФ; 2) Центральный банк РФ; 3) Ми­нистерство финансов РФ; 4) Федеральное казначейство РФ; 5) Федеральная нало­говая служба; 6) Федеральная таможенная служба; 7) Федеральная служба по ва­лютному и экспортному контролю; 8) Контрольно-ревизионные органы на мес­тах.

Счетная палата РФ (ФЗ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 г.). Она является постоянно действующим органом, подотчетным Парламенту РФ. Ее председатель назначается Государственной Думой, а заместитель – Советом Фе­дерации. Каждая из палат назначает по шесть аудиторов. Аппарат Счетной пала­ты состоит из инспекторов и иных сотрудников. Задачи Счетной палаты. 1. Кон­троль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, вне­бюджетных фондов. 2. Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности. 3. Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. 4. Выявление отклонений от установленных показателей бюджета и внебюджетных фондов и предложения по их устране­нию. 5. Контроль за движениями бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в Центральном банке, других банках. 6. Представление Палатам Парла­мента РФ информации об исполнении федерального бюджета и результатам про­верок.

Министерство финансов РФ имеет право: 1. Запрашивать у органов госу­дарственной власти необходимые материалы. 2. Ограничивать, приостанавливать и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выяв­лении нецелевого использования средств или в случае непредставления отчетно­сти. 3. Взыскивать средства федерального бюджета, израсходованные не по целе­вому назначению, с наложением штрафа. 4. Организовывать за счет федерального бюджета финансовой поддержки субъектов РФ. 5. Финансовые органы субъектов РФ наделены аналогичными правами. Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ является территориальным контрольно-ревизионным органом Минфина РФ и создается по его решению.

Налоговые органы РФ (Положение о ФНС РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Их функции: 1. Контроль за со­блюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет. 2. Прове­дение в организациях, на предприятиях любых форм собственности и у граждан проверок денежных документов, регистров бухгалтерского учета, смет, деклара­ций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. 3. Органи­зация работы по оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного, перешед­шего государству по праву наследования имущества. 4. Возврат излишне взы­сканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей через кредитные организации. 5. Анализ результатов проверок, подготовка предложений по их ре­зультатам. 6. Приостановление в определенных законом случаях операций по расчетным и другим счетам в кредитных организациях. 7. Передача правоохрани­тельным органам материалов по нарушениям для возбуждения уголовных дел. 8. Предъявление исков в суд и арбитражный суд.

Банковский контроль. 1. Это контроль за финансовой и хозяйственной дея­тельностью банков и других кредитных учреждений в ходе операций по кредито­ванию, финансированию и расчетам. 2. Основная цель контроля – повышение эффективности использования банковских ссуд и укрепление платежной дисцип­лины. 3. Контроль осуществляется посредством проверки представленных доку­ментов на получение ссуды, проведение платежей судных счетов. 4. При оформ­лении кредита банк вправе проверить наличие у организации, предприятия соб­ственных оборотных средств, ознакомиться с финансовыми документами, пока­зателями хозяйственной деятельности. 5. Выдавая ссуде, банк проверяет ее обес­печение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей, под кото­рые она получается. 6. Контроль при организации расчетов: принимая поручение хозяйствующего органа на перечисление денег другому субъекту, банк проверяет законность этой сделки – платеж должен производиться за поставленный товар, произведенные работы в соответствии с договором или по другому законному основанию. Банк проверяет своевременность предъявление платежных докумен­тов поставщиком и оплату их покупателем. При необоснованном отказе от опла­ты сумма может быть принудительно списана со счета заказчика.

Контроль Центрального банка за деятельностью кредитных организа­ций. 1. Проверка законности и целесообразности создания кредитных организа­ций при их регистрации и выдаче лицензий. 2. Путем установление экономиче­ских нормативов, издания нормативных актов, регулирующих деятельность кре­дитных учреждений. 3. Осуществление непосредственного контроля за законно­стью операций кредитных учреждений. Банк России устанавливает объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора за деятельностью кредитных учреждений. 4. Проверка операций кре­дитных учреждений своими силами или с привлечением аудиторских органи­за­ций. 5. Центробанк имеет право давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. За неисполнение к нарушителю могут быть применены меры: взыскание штрафа, замена руководства на временную ад­министрацию, реорганизация и ликвидация банка.

Внутрихозяйственный контроль. 1. Это осуществление бухгалтерией, фи­нансовым отделом проверки производственной и хозяйственной деятельности организации. 2. Главным звеном проверки является старший бухгалтер, на кото­рого возлагается: а) отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций; б) составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности; в) предоставление оперативной информации; г) экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. 3. Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем организации и подотчетен ему. 4. В соответствии с нормативными актами о бухгалтерском учете и отчетности, глав­ный бухгалтер совместно с руководителем подписывают все документы, служа­щие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и де­нежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств и хо­зяйственных договоров. 5. При получении распоряжения, с которым главный бухгалтер, он извещает об этом руководителя. При получении письменного под­тверждения он выполняет распоряжение. Но ответственность за него полностью возлагается на руководителя.

Аудиторский финансовый контроль (ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г.). 1. Это предпринимательская деятельность аудиторов (ауди­торских фирм) по производству независимых вневедомственных проверок бух­галтерской и иной финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств. 2. Основная цель – ус­тановление достоверности финансовой отчетности и совершение финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. 3. Обязательная аудиторская проверка производится в случаях, прямо установленных законодательными акта­ми РФ, инициативная – по решению самого хозяйствующего субъекта. 4. Совет по аудиторской деятельности ведет государственный реестр аудиторов и публи­кует в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление ау­диторской деятельности. 5. Аудиторы, прошедшие аттестацию, и аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в каче­стве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и вклю­чения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. 6. Лицензии на осуществление специального аудита выдают: Центральный банк – для проведе­ния банковского аудита; Федеральная служба страхового надзора (Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330) – для проведения аудита страховых организаций; лицензии на проведение общего аудита бирж и инвестиционных фондов выдает Минфин РФ.

Права и обязанности аудиторов. 1. Проверять в полном объеме документа­цию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных средств. 2. Получать разъяснения и дополнительные сведе­ния. 3. По письменному запросу получать необходимую информацию от третьих лиц. 4. Самостоятельно определять формы и методы проверок в соответствии с нормативными актами. 5. Отказываться от проверки при непредставления необ­ходимой документации и при необеспечении, в случае необходимости, личной безопасности аудитора и членов его семьи. 6. Обязанность сохранения получен­ных в ходе проверки документов и сохранения конфиденциальности полученных сведений. 7. Результатом проверки является аудиторское заключение (ревизион­ный сертификат). Данный документ, если проверка проводилась по заданию го­сударственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.