Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налог на доходы физ лиц

 

НДФЛ является прямым, федеральным налогом, взимается со всех физ лиц, получающих доход. 80% зачисляется в региональный бюджет, 20% - в местные.

В РФ НДФЛ регулируется главной 23 в налоговом кодексе. Введена в 2001 году и заменила закон о подоходном налоге с физ лиц. Плательщиками ндфл являются: физ лица, получающие доход на территории РФ и физ лица, которые получают доход как на территории РФ, так и за ее пределами. В соответствии с налоговым кодексом РФ, физ лица получающие доход в РФ и платящие налоги они называются налоговые резиденты, а налоговые не резиденты - уплачивают налог с доходов полученных только на территории РФ.

К налоговым резидентам относятся те физ лица, которые фактически находились на территории РФ не менее 183 календарных дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Не зависимо от фактического нахождения на территории РФ, налоговыми резидентами РФ относятся: военнослужащие, проходящие службу в ин гос-вах, сотрудники гос органов и органов местного самоуправления, которые проходят командировку за пределами РФ. Объектом обложения является доход, полученный от источников как на территории, так и за ее пределами.

Доход может быть получен как в денежной форме, в натуральном виде и в виде материальной выгоды.

Доход в виде материальной выгоды:

А)Материальная выгода может появиться при заключении договора займа с организацией или индивидуальным предпринимателем.

Б) при приобретении товаров и услуг у лиц являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

В)Материальная выгода может возникнуть у налогоплательщика при приобретении ценных бумаг.

 

Налоговая база определяется как разница между ценой реализации товаров в обычных условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми минус цена реализации налогоплательщику.

Налоговая база при приобретении ценных бумаг: рыночная стоймость ценных бумаг, определяемая с учетом предельных границ ее колебаний минус фактические расходы налогоплательщика на приобретение ценных бумаг.

Налоговая база при получении дохода в виде материальной выгоды: превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, которые исчисляются исходя из 2/3 ставки рефинансирования банка РФ ЦБ над суммой процентов, которая исчисляется исходя из условий договора.

В целях исчисления налога на доходы физ лиц установлены 5 ставок: 9, 13, 15, 30 и 35%. окончательная налоговая база по НДФЛ.

Налоговая база = доходы - доходы, не облагаемые налогом - налоговые вычеты.

Налоговые вычеты могут могут уменьшить налогооблогаемую базу только по тем налогам, на которые установлена налоговая база в 13%.

В наст время установлено 4 налоговых вычета:

1) стандартные налоговые вычеты (стандартный налоговый вычет в размере 3к руб за каждый месяц налогового периода распространяется на лиц, получивших лучевую болезнь, другие заболевания связанные с катастрофой на чернобольской АЭС, на лиц получивших инвалидность в следствии катастрофы на АЭС в черноболе, инвалиды ВОВ, заболевания на фронте. Налоговый вычит в размере 500 руб распространяется на следующие группы налогоплательщиков: герои СССР и РФ, лица, которые находились в Питере во время блокады, бывшие узники концлагерей, инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы. Стандартный вычет в размере 1400 руб на каждого ребенка, но он действует до месяца, в котором доход нарастающим итогом с начала налогового периода не превысил 280к руб. Он распространяется на 1 и второго ребенка, а начиная с третьего и дальше - 3к руб. Он предусмотрен родителям, если детям менее 18 лет, а так же всем учащимся на дневной форме обучения до 24 лет. На получение стандартных вычетов претендуют только налоговые резиденты. В том случае, если налогоплательщик имеет право получения более чем на 1 из вычетов, кроме ребенка, то ему предоставляется максимальный вычет в размере 3к руб.)

2) Социальные налоговые вычеты (они уменьшают налоговую базу по НДФЛ (по ставке 13% only) на сумму расходов, произведенных налогоплательщиком в этом налоговом периоде на цене благотворительности на мед цели и образовательные цели. Могут быть предоставлены как физ лицам, которые платят за свое обучение, так и родителям в возрасте до 24 лет. Соц вычет на себя любимого в учебе может быть предаставлен в сумме дохода, но не более чем в 50 к руб. (т.е. Из дохода вычитается до 50к рублей, если они на образование. Физ лицам родителям предоставляется соц вычет на обучение детей так же до 50 к рублей на каждого ребенка, но в общей сумме на обоих родителей. Мед вычеты предоставляются налогоплательщику в случае осуществления ими затрат на оплату услуг по лечению в медицинских учреждениях. Вычет так же будет предоставлен в размере фактических расходов, но не более чем в 120к руб. Благотворительность - вычет в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.)

3) Имущественные налог вычеты (могут быть предоставлены налогоплательщику при продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков в размере не превышающем 1 млн руб, если перечисленные виды имущества были в имуществе налогоплательщика менее 3 лет, а если более 3 лет, то вычет будет предоставлен в полном объеме. При продаже иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет имущественный вычет будет предоставлен в сумме не превышающей более 250к руб, а более 3 лет - полный вычет. Основание для получения имущественного вычета может служить новое строительство, либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры. В этом случае вычет будет в размере фактического расхода, но не более 2 млн руб.)

4) Профессиональные налог вычеты

 

 

ФИНАНСЫ (ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ. ФИН. КОНТРОЛЬ. ОРГАНЫ, ОСУЩ ФИН. КОНТРОЛЬ)
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Термин financia возник в 12-17 в.в. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный поток.
Финансы представляют собой особые экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и распределения фондов денежных средств. Экономическим содержанием финансов являются деньги. Они являются материальной формой финансов. Нет денег – нет финансов.
Финансы – денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы не могут существовать без субъектов финансовых отношений, ведущих расчеты между собой в денежной форме, поэтому под финансами следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике.
Экономический субъект – юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей.
Взаимодействие экономических субъектов образует рынок, который приводит в движение различные средства, которые создают кругооборот денежных потоков, из чего и возникают финансы. Движение денежных средств между экономическими субъектами образует финансовые потоки и финансовые фонды. В этом движении воплощаются финансовые отношения, в которые вступают экономические субъекты по поводу образования и использования различных фондов денежных средств.
Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Основные признаки финансов:
· Денежные отношения. Деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов (они всегда имеют денежную форму выражения).
· Распределительный характер денежных отношений. Областью возникновения и функционирования финансов является стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, которых должен получить свою долю в произведенном продукте.
· Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Общегосударственные фонды – централизованные, все остальные – децентрализованные.
Централизованные фонды – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, а также денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, инвестиционная деятельность граждан, семьи.
Итак, финансы – инструмент экономики. Являясь неотъемлемой частью экономики, они помогают осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Значение финансов в том, что с помощью различных фондов денежных средств формирование доходов на этапах распределения поддерживает определенные пропорции между производством и его потреблением. Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Сущность финансов проявляется в их функциях.


Функции финансов.

Основные функции финансов: распределительная и контрольная. По мнению некоторых экономистов, финансы также выполняют и аккумулирующую функцию.
Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании общественного продукта образуются денежные доходы и накопления.
Совокупный общественный продукт характеризует в стоимостном выражении общие результаты х/д в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции создаются и распределяются доходы среди участников х/д. Благодаря распределительной функции осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс воспроизводства денежными ресурсами.
Вслед за первичным распределением финансов в ходе х/д происходит вторичное распределение, или перераспределение финансов, которое государство производит для формирования своего бюджета, это происходит путем взимания различных налогов, обязательных отчислений и сборов. Таким образом, распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.
Контрольная функция финансов представляет собой контроль денежных отношений, связанных с движением стоимости, со сменой форм стоимости, что представляет собой стоимостный контроль. Основным регулирующим элементом контрольной функции является денежная единица страны. Главная задача финансового контроля – способствовать рациональному использованию централизованных и децентрализованных денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства. Важная роль этой функции – анализ различных аспектов деятельности субъекта управления. Эта функция тесно связана с распределительной функцией финансов, поскольку движение всех видов ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных (стоимостных) показателей. Многообразие финансовых отношений создает условия для контроля над формированием и использованием денежных фондов.
Важнейшая функция финансов состоит в контроле над распределением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через механизм государственного финансового контроля.
Финансовый контроль – мероприятия по проверке процессов распределения при формировании и использовании финансовых ресурсов. Сферой финансового контроля являются все операции, совершаемые с использованием денег, например формирование прибыли, издержек производства, исчисление налогов.
Применение контрольной функции на государственном уровне позволит оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятий и обоснованность семейных расходов.
Аккумулирующая (накопительная) функция финансов состоит в процессе образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. Эта функция проявляется на разных уровнях – при формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятиях и бюджета семей.

Тема №2 Финансовая система.
2.1 понятие финансовой системы.
Финансовая система
это совокупность блоков, звеньев и подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:
· Государственные финансы;
· Финансы юридических и физических лиц.
Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, все вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Государственные финансы
отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту в финансовой системе государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства; по социально-экономической сущности – основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственные внебюджетные фонды
– форма аккумулирования и перераспределения денежных средств для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают:
· Пенсионный фонд;
· Фонд социального страхования;
· Фонд обязательного медицинского страхования.
Финансы юридических лиц – совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.
Финансы (поступления) физических (частные финансы) лиц
– финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица. Частные финансы формируются за счет следующих источников:
· з/п;
· доходы от предпринимательской деятельности;
· доходы от операций с личным имуществом;
· доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере;
· доходы в виде льгот и выплат со стороны государства.


Виды денежных расходов физических лиц:
1) налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
2) потребительские расходы (расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования);
3) сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества);
4) накопления (покупка ювелирных изделий, антиквариата, произведений искусства).
Из расходов семейного бюджета создается финансовый портфель совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи.

нефондовая форма их использования. основном через денежные фонды специального целевого назначения. ресурсов.

Звенья (уровни) финансовой системы.
1. Государственный бюджет
– основной финансовый план для образования и расходования государственного фонда денежных средств. Через государственный бюджет происходит реальное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода, формируется централизованный общественный государственный фонд денежных средств.

Особенности государственного бюджета:
1) имеет ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, а превышение доходов – профицит;
2) формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
· перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
· государственное регулирование и стимулирование экономики;
· финансовое обеспечение финансовой политики;
· контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.


2. внебюджетные
фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
В настоящее время существуют:
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд обязательного медицинского страхования;
· Фонд обязательного социального страхования.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в долях (процентах) фонда оплаты труда. Внебюджетные фонды организационно отделены от бюджетов и пользуются определенной самостоятельностью.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует контроль над использованием средств и доступа к ним в полном объеме. Обособленное (самостоятельное) функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это положение, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

3. Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 года страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле.
В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании. В России действуют универсальные и специализированные (по отраслям промышленности, видам страхования) страховые компании. Они предоставляют различные виды услуг по страхованию личных и имущественных рисков граждан и юридических лиц.

4. Фондовый рынок занимает особое место среди звеньев финансово-кредитной системы. Его можно выделить в особое звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.
Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем доходности. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Особенность фондового рынка заключается в том, что его участники рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем вложение денег в ценные бумаги связано с повышенным риском. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.


5. Финансы предприятий
– средства формирования их денежных ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятием денежных средств и других финансовых инструментов в процессе хозяйственной деятельности.
Финансы предприятия определенную иерархическую структуру и составляют основу финансовой системы страны. Это – децентрализованные финансы.
Источники формирования финансов предприятия:
· Собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной деятельности, целевые поступления, акционерный капитал, паевые взносы);
· Средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, страховые возмещения).
В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые средства для расширения производства продукции, в том числе используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

 

Тема № 3. Финансы в экономике.
3.1. Роль финансов в воспроизводстве.
Финансы
являются одной из важнейших экономических категорий, отражающих экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом от одних владельцев в руки других). На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товар. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.
Главные признаки финансов:
1)
денежная форма выражения;
2) отражение финансовых отношений в реальном движении денежных средств;
3) распределительный характер финансовых отношений.
Финансы формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения: у субъектов хозяйствования (предприятий) это – фонд накопления, потребления, фонд социальной сферы; у государства – бюджет и внебюджетные фонды.
Условием функционирования финансов
является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Роль финансов заключается в том, чтобы приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
Роль государственных финансов – регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
Необходимость в финансах
обусловлена потребностями общественного развития. Государство, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, может разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления и регулирует объективно назревшие экономические отношения.

 

Финансы обеспечивают:
1) индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе;
2) регулирование отраслевой и территориальной структуры экономики;

3) стимулирование быстрейшего внедрения научно-технических достижений и удовлетворение других общественных потребностей.
3.2. Финансовый рынок.
Финансовый рынок необходим для нормального развития экономики, т.е. когда постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики.
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Финансовый рынок представляет собой совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих потоки денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

Главная функция финансового рынка состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
Ссудный капитал – денежные средства, отданные в ссуду за определенный процесс при условии возвратности. Формой движения является кредит.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов.
1.Денежный рынок – рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года), который, в свою очередь, подразделяется на:
· межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где банки привлекают временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений. Банки размещают эти средства между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов -1,3 и 6 месяцев, предельные сроки – от1 дня до 2 лет (иногда 5 лет);
· учетный рынок – рынок, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, а также другие виды краткосрочных обязательств (ценных бумаг). На учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главной характеристикой которых является высокая ликвидность и мобильность;
· валютный рынок обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
2.Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков.
Рынок капиталов подразделяется на рынок ценных бумаг – рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг (первичный рынок). На вторичном рынке производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
По формам организации рынка ценных бумаг различают:
а) биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) представлен в форме хозяйственного субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг;
б) внебиржевой рынок – сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах;
в) кредитный рынок – механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые могут эти средства представить (одолжить) на определенных условиях. Элементом кредитного рынка является рынок банковских кредитов. Банковский кредит – это экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют заемщикам денежные средства с условием их возврата на коммерческой основе.
Формы банковского кредита.
1. срочный кредит – кредит, который предоставляется в объеме полной суммы в начале срока кредитования.
2. кредит по овердрафту – бессрочный кредит, при котором компания может получить заем по первому требованию под процент, превышающий базовую ставку и рассчитываемый ежедневно.
3. кредитная линия – обязательство банка предоставить установленную в договоре сумму по требованиюзаемщика.
4. револьверный кредит – обязательство банка при котором заемщик может постоянно использовать и погашать суммы в пределах установленной суммы кредита.
5. синдицированный кредит – кредит, предоставляемый компании группой банков.
Тема№4. Финансовая политика.
Различают финансовую политику государства и предприятия. Финансовая политика государства направлена на выполнение государством своих функций, а финансовая политика предприятия – на получение прибыли.
4.1. Финансовая политика государства.
Государственная финансовая политика – это совокупность мероприятий государства, направленных на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики и финансовой сферы страны на своевременное создание бездефицитного государственного бюджета, использование финансов для выполнения государством своих функций. Финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства в области экономических отношений. Финансовая политика государства призвана обеспечить устойчивое и эффективное функционирование экономики и ее финансовой системы. Без эффективной финансовой политики невозможно осуществление государством своих социальных, экономических, экологических, оборонных и других обязанностей. Финансовая политика является неотъемлемой частью экономической политики, необходимой для развития финансовой системы страны.
Планированием и осуществлением финансовой политики государства занимаются следующие государственные структуры:
· аппарат Президента;
· Законодательное собрание;
· Правительство;
· Министерство финансов;
· Федеральное казначейство;
· Центральный банк России;
· Местные финансовые органы и др.
Задачи финансовой политики государства состоят в обеспечении устойчивого экономического роста, эффективного использования государственных финансов, обеспечении надежного и устойчивого функционирования кредитного и финансового рынка.
Для обеспечения этих задач государство
1. требует от хозяйственных субъектов составления бухгалтерской, финансовой, статистической и иной отчетности, а также сведения о различных финансовых процессах, чтобы создать единое поле финансовой информации;
2. устанавливает правовые нормы, законы, законодательные акты в области финансов, на основе которых происходит регулирование всех финансовых отношений;
3. проверяет правильность и законность уплаты налогов и сборов.
В зависимости от длительности периода и характера задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решений крупномасштабных задач, реализацию определенных экономических и социальных стратегий. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, величина и динамика финансовых потоков, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.
Финансовая политика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов.
Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия определяет направление, в котором должно происходить решение тактических задач. Тактика путем применения эффективных способов организации финансовых связей позволяет с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намеченные финансовой стратегией.

Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют:
1) аппарат Президента;
2) законодательные органы;
3) правительство.
Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и их рациональном размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами приоритетных экономических программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, укреплению и развитию экономических связей со странами мира, обеспечивая условия для осуществления совместных мероприятий.
4.2. Финансовая политика предприятия.
Финансовая политика предприятия представляет собой совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений с целью осуществления функций и задач, отраженных в стратегии и тактике развития предприятия с учетом внешних и внутренних условий функционирования.
Различают политику доходов и политику расходов. Политика доходов направлена на максимизацию финансовых поступлений; политика расходов – на оптимальное использование мобилизованных финансовых ресурсов в целях удовлетворения различных потребностей предприятия.
Финансовая политика предприятия направлена на определение основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также поиску путей и способов их решения.
Стратегическими задачами финансовой политики предприятия являются:
· максимизация прибыли предприятия;
· обеспечение его финансовой устойчивости;
· обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

· создание эффективного механизма управления предприятием.
В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм, который способствует полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействия. Финансовый механизм – это система управления финансами предприятия с использованием законодательно установленных рычагов и методов с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства, в соответствии с требованиями экономических законов.
Система управления финансами включает следующие элементы
1) финансовые методы – планирование, учет, анализ, регулирование и контроль;
2) информационно-методическое обеспечение – составление бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности;
3) правовое обеспечение – получение достоверной и точной информации по принятым правовым нормам, законам;
4) финансовые инструменты – любой контракт, на основании которого формируется финансовый актив для одного предприятия или финансовое обязательство - для другого.
Финансовый актив может быть в виде денежных средств, контракта на получение денежных средств или обмена на финансовый инструмент с другим предприятием.
Финансовое обязательство – любое контрактное обязательство передать или обменять финансовый актив.
Операции с финансовыми инструментами сопровождаются рисками: ценовым, валютным, процентным, кредитным и др.
Операции с финансовыми инструментами осуществляются на основе рыночной оценки или справедливой стоимости.
Рыночная стоимость – сумма, которую можно получить от продажи или необходимо заплатить на рынке.
Справедливая стоимость – сумма, на которую может быть обменен актив или погашено обязательство при заключении добровольной сделки между независимыми сторонами при сопоставимых условиях.
Тема №5. Управление финансами.
5.1.Общие понятия об управлении финансами.
Управление финансами – деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
Объекты управления финансами:
· Финансовая деятельность государства и конкретного предприятия;
· Выделенные субъектом управления направления финансовой политики;
· Конкретные финансовые показатели;
· Органы (службы) управления финансами и их персонал.
Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим их финансовых служб предприятий и государства.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:
1) финансовое планирование – финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Итоговым результатом является составление финансовых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом;
2) оперативное управление – комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации с целью получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов;
3) финансовый контроль осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Используется для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста финансовых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.

5.2. Органы управления финансами.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат. Разные звенья финансового аппарата обслуживают различные виды распределения финансов: внутрихозяйственное – финансов предприятий; внутриотраслевое – финансов предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное – государственного бюджета, внебюджетных фондов.
Финансовый аппарат состоит из Министерства финансов, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора:
Министерство финансов осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Министерство финансов состоит из:
· Федеральной налоговой службы;
· Федеральной службы страхового надзора;
· Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
· Федеральной службы по финансовому мониторингу;
· Федерального казначейства.
Функции Министерства финансов РФ:
1. участие в комплексном анализе состояния экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов из развития;
2. организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
3. участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
4. укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;
5. выпуск государственных внутренних займов РФ;
6. организация учета и отчетности.
Федеральное казначейство осуществляет переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города. Кроме того, осуществляется предварительный и текущий контроль за выделением и расходованием государственных средств непосредственно получателями бюджета.
Федеральная налоговая служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
5.3. Автоматизированные системы управления финансами.
Автоматизированная система управления финансами представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенной для обработки информации при составлении финансового плана.
Использование автоматизированных информационных систем позволяет:
1. оптимизировать планы работы;
2. быстро вырабатывать решения;
3. четко маневрировать финансовыми ресурсами и т.д.

Финансовый анализ сопровождается выполнением большого объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, процентных величин. Результаты анализа могут быть представлены в виде графиков и таблиц. Вся обработка экономической информации является объектом автоматизации с применением современных средств связи и вычислительной техники.
Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного учета влияния на результаты х/д и охвата факторов; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями.
Управление финансами подразумевает ведение Главной книги, расчеты с дебиторами и кредиторами, учет движения основных средств, управление наличными средствами и планирование финансовой деятельности.

 

Тема№6 Финансовое планирование и прогнозирование.
6.1. Содержание, значение и методы финансового планирования.
Финансовое планирование – планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного объема, содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Для хозяйствующего субъекта финансовое планирование состоит в:
1. воплощении выработанных стратегических целей в форму конкретных финансовых показателей;
2. обеспечении финансовыми ресурсами заложенных в финансовом плане экономических пропорций развития;
3. предоставлении возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции.
Цель финансового планирования – определить возможные объемы финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет рационального использования денежных средств;
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
· контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Методы финансового планирования.
1. метод экономического анализа используется для определения основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.
2. нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.
3. метод балансовых расчетов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.
4. метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.
5. метод многовариантных расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Финансовое планирование в зависимости от содержания, назначения и задач можно классифицировать на:
Перспективное планирование, которое используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Охватывает период времени от 1 года до 3 лет;
Текущее планирование рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Составляется на 1 год;
Оперативное планирование необходимо для контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов.
Инструменты финансового планирования:
· финансовые показатели – директивные параметры качественного или количественного развития;
· контрольные цифры – параметры перспективного развития предприятия, не имеющие директивного характера (динамика прибыли предприятия на ближайшие несколько лет);
· финансовые лимиты – предельно допустимое по верхней и нижней границам директивное значение планируемого показателя.
6.2. Финансовое прогнозирование и сфера его применения.
Прогнозирование финансового состояния предприятия заключается в определении объема и условном размещении финансовых ресурсов предприятия на определенный срок вперед путем изучения динамики его развития. Прогнозирование финансового состояния предприятия бывает:
1) краткосрочным (в пределах 1года);
2) среднесрочным (на 1-2 года);
3) долгосрочным (более 2 лет).
Объектом прогнозирования является объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период, относительно которого составляется прогноз.
Финансовые ресурсы состоят из:
· прибыли, остающейся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей;
· амортизационных отчислений, которые возмещаются из цены продукции.
Сумму чистой прибыли и амортизации в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят возможности предприятия увеличить свои денежные средства, так как остальные части выручки будут направлены на различные платежи в соответствии со своим назначением. Зная объем собственных финансовых ресурсов, которые поступят в будущем периоде, предприятия делают прогноз их размещения в активы в расчете на сохранение уже достигнутого уровня ликвидности и платежеспособности или на улучшение характеризующих их показателей.
Инструментами финансового прогнозирования являются прогнозные балансы доходов и расходов и прогнозные сальдовые бухгалтерские балансы, где учитываются все поступления финансовых ресурсов в распоряжение предприятия. Прогнозирование финансового состояния предприятия является необходимым элементом финансовой работы. При составлении финансового прогноза рассматриваются данные следующих источников:
· бюджет продаж;
· бюджет производства;
· бюджеты использования материалов;
· бюджет прямых затрат на оплату труда;
· бюджет себестоимости произведенной продукции;
· бюджет себестоимости реализованной продукции;
· прогнозный отчет о прибыли;
· бюджет денежных средств.
Тема №7 Финансовый контроль.
7.1. Значение формы и методы финансового контроля.
Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

 

Финансовый контроль заключается в:
1) деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) управлении финансами и денежными потоками на макро-, и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль имеет два различных аспекта.
Государственный финансовый контроль – комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Главная цель государственного контроля - максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки государственного управления, а негосударственного – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона;
Инициативный (внутренний) контроль не установлен законодательно, но является неотъемлемой частью управления финансами предприятия для достижения тактических и стратегических целей;
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений;
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд;
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации; предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.
Различают следующие объекты контроля:
· бюджет;
· внебюджетные фонды;
· налоговые поступления;
· валютные поступления;
· кредит;
· страхование;
· инвестиции;
· денежная масса.
Методы контроля:
1. обследование – изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
2. надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности.
3. анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
4. наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
5. ревизия или проверка – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
7.2. Виды финансового контроля.
Различают следующие виды финансового контроля:
1. бюджетный контроль состоит в проведении комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществлять при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.
2. налоговый контроль – система контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; обследуются производственные, складские и торговые помещения. Налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну).
3. внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента – за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств, проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.
4. аудиторский контроль – деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть:
· инициативной – осуществляется по запросу самого экономического субъекта;
· обязательной – проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством.
Все аудиторские услуги являются платными. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.
Тема №8. Финансы коммерческих организаций.
8.1. Денежные отношения, составляющие содержание финансов коммерческих организаций.
Финансы предприятия – это система денежных отношений, возникающих в результате его производственно-хозяйственной деятельности.
Финансы предприятий с материальной точки зрения представляют собой денежные накопления предприятий или финансовые ресурсы.
Характерной особенностью финансовых отношений предприятия является то, что они:
· выражаются в денежной форме;
· представляют собой совокупность платежей и поступлений.
Финансы коммерческих организаций выполняют следующие функции:
Воспроизводственная состоит в обслуживании денежными ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.
Распределительная заключается в обеспечении оптимальных пропорций распределения прибыли (дохода) между предприятиями и государством, между различными фондами предприятий.
Контрольная – это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с точки зрения потребления и расходов необходимых ресурсов, а также контроль взаимоотношений предприятия с банками, государством и другими предприятиями.
С помощью денежных отношений определяются важные показатели финансового состояния предприятия, такие, как:
1) самоокупаемость – способность предприятия покрывать свои расходы (затраты) результатами производства. В процессе достижения самоокупаемости решаются две проблемы:
· борьба с убыточностью;
· повышение прибыльности;
2) самофинансирование – способность предприятия из заработных средств не только возмещать свои затраты, но и финансировать расширение производства и решение социальных затрат. Источником самофинансирования является остаточная (чистая) прибыль и амортизационные отчисления.
Самофинансирование является основой финансовой стратегии предприятия и воплощается в финансовом менеджменте.
Финансовая стратегия – это планирование деятельности предприятия для достижения целей на долгосрочный период.
Финансовый менеджмент – это процесс управления финансовыми ресурсами конкретного субъекта хозяйствования.

 

Бюджетная система Российской Федерации

Налогово – бюджетные взаимоотношения между федеральными, региональными и местными органами власти являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России как федерального государства. В концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации в 1999-2001 гг. отмечалось, что действующая к тому времени система этих отношений не имела в полной мере обоснованных и закрепленных расходных полномочий на каждом уровне бюджетной системы, не обеспечивала усиления заинтересованности территориальных органов власти в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов. Несмотря на проведенные в 1999 году мероприятия по реформированию межбюджетных отношений, начало которому было положено в 1994 году, и имеющийся прогресс в методологии расчетов финансовой поддержки регионов, указанные выше проблемы остаются актуальными, и действующая система таких отношений еще в значительной степени не отвечает основополагающим требованиям.

В первом вопросе контрольной работы кратко описана эволюция бюджетной системы РФ, принципы ее функционирования и правовые основы. В третьей части первого вопроса рассмотрено бюджетное право, его источники, субъекты и нормы. Второй вопрос посвящен межбюджетным отношениям, раскрыты понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений, а также перечислены несколько форм оказания прямой финансовой поддержки и рассмотрена основная деятельность Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Налоговая система РФ | Бюджетное устройство и бюджетная система РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.