КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Бюджетное право, его источники, субъекты и нормы Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, закрепления прав РФ и ее субъектов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово – правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России. В основе бюджетной системы РФ лежит бюджетное законодательство, в составе которого представлены бюджетный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно правовые акты представительных органов местного самоуправления. Основным источником бюджетного права в РФ являются: 1) Конституция РФ; 2) Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ. 3) Налоговый кодекс РФ. 4) законы, принятые на соответствующий год: ФЗ «о федеральном бюджете», Законы субъектов РФ о бюджете субъектов РФ; Правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах. 5) Законы, регулирующие бюджетные отношения: Федеральные законы; Правовые акты органов местного самоуправления. Особое место в бюджетном праве занимают нормы, которые подразделяются на материальные нормы и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. к бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений; самостоятельность бюджетов всех уровней; законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единство бюджетной системы; равенство всех бюджетов. Отличительной чертой в РФ является предоставления субъектам право самостоятельно формировать свои отношения с местными органами власти. Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы была поддержана субъектами. Для каждого органа власти формирование и исполнение бюджета заключается в привлечении доходных источников. Соответственно отношения между ними направлены на установление разграничения расходных полномочий и доходных источников, а также необходимого объема межбюджетных финансовых потоков. Перечислим основные направлениями в реформировании межбюджетных отношений. Разграничение расходных полномочий между региональными и местными уровнями власти регламентируются законодательством РФ: предметы ведения местного самоуправления перечислены в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления»; список расходов, финансируемых из местных бюджетов приводиться в БК РФ. Однако эти законы не полностью разграничивают расходные полномочия и не всегда позволяют однозначно трактовать, какие расходы должны лечь на плечи региональных властей, а какие – стать ответственность местных. Другими словами, оба документа позволяют, скорее, разделить собственность (социальную инфраструктуру), а не возложить ответственность за объем и качество.
Для того чтобы каждый уровень нес ответственность перед населением за качество и количество предоставляемых услуг, законодательство должно сформулировать 1. какие именно услуги будут предоставляться бюджетными учреждениями, а какие передаваться для исполнения в частный сектор; 2. какие услуги и в каком объеме будут дотироваться из бюджета; 3. какой уровень власти будет нести ответственность за нормативно – правовое регулирование и стандарты; 5. какой уровень власти будет нести ответственность за организацию предоставления бюджетных услуг. Решение по каждому пункту должно основываться на принципах экономической эффективности и социальной значимости бюджетных услуг каждого вида. Разграничение доходных источников – направление, которое основывается на закреплении доходных источников за уровнями бюджета, а также механизме. Это необходимо для того, чтобы обеспечить каждому уровню финансирование, адекватное его задачам. Следует также учитывать сбалансированность и минимизацию экономических потерь, придерживаясь принципов разграничения: За местными бюджетами рекомендуется закреплять 1. налоги, являющиеся наиболее стабильными источниками доходов; 2. налоги, база которых наиболее мобильна; 3. налоги, связанные с уровнем благосостояния населения данной территории. За бюджетами субъектов Федерации рекомендуется закреплять 1. наименее стабильные налоги; 2. налоги, база которых неравномерно распределена по территории региона; 3. налоги, оплачиваемые населением других территорий; 4. прогрессивная составляющая налогов; 5. налоги, поступления от которых зависят от места регистрации налогоплательщика.
Межбюджетные финансовые потоки – разграничение перечисленных выше принципов позволяет приблизиться к решению проблемы несбалансированности бюджетной системы в регионе и сократить масштабы необходимого межбюджетного регулирования. Перераспределение средств из регионального бюджета между местными направлено на преодоление отрицательных средств действующей системы: - субъективизм (необъективный подход) в распределении финансовой помощи; - унитарный (единый) подход к формированию бюджетов на региональном уровне; - нежесткость бюджетных ограничений; - отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов и рационализации расходов
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |