Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС №15 понятие, принципы, характеристика бюджетного устройства РФ




Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней -федерального.субъектов РФ и административно-территориальных образований -, основанную на экономических отношениям принципах их единства, полноты.реальности, гласности и самостоятельности.

В бюджетную систему России в качестве самостоятельных частей включаются: Федеральный бюджет, 89 бюджетов субъектов федерации, тысячи бюджетов городов и районов, из которых 36-бюджеты закрытых административно территориальных образований.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, согласованностью бюджетного процесса, единством налоговой и денежной системы. Принцип полноты реализуется путем отражения всех доходных источников и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы.

Принцип реальности означает, что в доходах отражены источники поступлений в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах- направления финансирования, затраты по которым будут способствовать достижению прогнозных показателей экономики. Принцип реальности реализуется в бюджетных показателях путем учета инфляции ори составлении и утверждении бюджетов.

Принципы гласности означает, что проекты бюджетов, их утверждение и исполнение должны быть доведены до сведения общественности путем опубликования в печати.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается:

-наличием собственных доходных источников,

-правом определять размеры и направления их использования

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

-закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджетной системы;

-отчисления по регулирующим доходным источникам;

-дополнительные источники, устанавливаемые представительными органами власти субъектов Федерации, органами самоуправления городов и районов в рамках законодательства

По закрепленным доходным источникам доходы полностью или в твердо фиксированной доле

поступают в соответствующие бюджеты

По регулирующим доходным источникам устанавливается процент отчислений средств в нижестоящие бюджеты.

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налогового механизма. Большинство налогов имеют статус закрепленных доходных источников. По трем федеральным налогам по гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, - имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов.

Из налогов субъектов РФ -налог на имущество юридических лиц -равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты., остальные налоги полностью поступают в региональный бюджет. Поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога- на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор с физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью- устанавливаются законодательными актами субъекта РФ и взимаются на всей территории. Уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета (расчетная сумма доходов бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями субвенциями) субъекта Федерации, а при невозможности такого обеспечения - не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций Дотации представляются вышестоящим звеном бюджетной системы нижестоящему звену безвозмездно в твердой сумме для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета. Субвенции - это те же средства передаваемые нижестоящему бюджету, но имеющие строго целевой характер использования Расходы бюджетов всех уровней подразделяются на две группы: 1) расходы текущего (оперативного) характера 2)расходы капитального (инвестиционного) характера

Сумма текущих расходов составляет бюджет текущих расходов (он включает в себя расходы на текущее содержание, ремонт ОС, расходы на з/пл, административные расходы и др.), а сумма капитальных расходов влияет на бюджет развития (он включает в себя расходы на расширенное воспроизводство, финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды, финансирование внешнеэкономической деятельности и пр.).В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления.

 

ВОПРОС №16 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА В Российской Федерации.

1. Бюджетная система, ее структура и назначение.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую политику. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Бюджетная структура — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. По ней существуют 2 вида государств:

а). Унитарное;

б). Федеративное.

Унитарное государство имеет 2 уровня:

1). Общий;

2). Местный.

Российская Федерация — федеративное государство, имеющее 3 звена.

Кроме Конституции, существует в РФ закон, который определяет бюджетное устройство страны.

I уровень – Центральный бюджет (находится в Москве).

II уровень – Региональные бюджеты (республики, области, края, Москва, Санкт - Петербург).

III уровень – Местные бюджеты (города, района, сельского населенного пункта и т.п.).

Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

2. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

– субсидии;

– субвенции;

– регулирующие доходные источники.

СУБСИДИЯ – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения (особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы).

Субсидии бывают:

а). целевыми (определяется цель);

б). универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый характер, так и срочный (от слова “срок”) характер.

СУБВЕНЦИЯ – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие доходные источники.

Доходы делятся на:

1). закрепленные (заранее закреплены);

2) регулирующие (прийдут позже).

Закрепленные доходы — это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы — это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.

Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы предполагает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат обязательному отражению и в полном объеме.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности предполагает обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов и обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Кроме того можно выделить принцип своевременности, заключающийся в том, что бюджет должен быть принят как закон до начала бюджетного года.

Бюджетный год - это период в 12 месяцев, в течение которого осуществляется исполнение бюджета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.