Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нотариальная защита




Вопрос № 3. Внесудебный порядок защиты прав и законных интересов предпринимателей

На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства (ст.ст. 35–39 Основ законодательства РФ о нотариате). Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела.

Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:

1) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем (удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и т. п.);

2) посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чеков и т. д.).

Исполнительная надпись – это распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной денежной суммы или какого-либо имущества, когда ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа. Исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа. Она может быть совершена нотариусом только в случае, если основания, названные обратившимся за совершением исполнительной надписи лицом, предусмотрены Перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 171[15].

Иначе говоря, исполнительная надпись совершается:

- по нотариально удостоверенным сделкам, связанным с получением денег, осуществлением возврата и передачи имущества;

- по задолженностям, вытекающим из отношений, связанных авторским правом, и по ряду иных оснований, предусмотренных Перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей.

Нотариусы вправе совершать и другие нотариальные действия, в частности, принимать в депозит денежные суммы и ценные бумаги задолжника, предназначенные для передачи кредитору, когда должник не имеет возможности лично исполнить обязательство, в случае, скажем, недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя, уклонения кредитора от принятия исполнения или в случае иной просрочки с его стороны и т. д.

Необходимо учесть, что нотариус при совершении данного нотариального действия не проверяет основания возникновении прав кредитора и обязанностей должника.

Страховые фирмы (общества) – независимые организации, занимающиеся страхованием рисков юридических и физических лиц. Как правило, страховые фирмы страхуют сделки физических лиц при наличии аудиторских справок об их имущественном и финансовом состоянии. В случае срыва договора страхования фирма возмещает убытки застрахованному потерпевшему, а сама совместно с аудиторской фирмой предъявляет претензии или исковые требования к нарушителю условий договора. Страхование применяется и для защиты владельца товара от потерь из-за его возможного обесценения (при фьючерских сделках). Страховые фирмы могут заключать договоры и по обеспечению финансовой стабильности производственной деятельности, сохранению устойчивости социального положения работников предприятий и т.д.

В ст.2 закона «Об организации страхового дела в РФ» дано следующее определение правового понятия «страхование»:это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов.

На рынке страхования государственный сектор представлен АО «Росгосстрах», коммерческий – страховщиками различного организационно-правового статуса (открытыми и закрытыми АО, страховыми компаниями и ООО).

Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, а также для эффективного развития рынка услуг и защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Основными участниками страховых отношений являются:

1).Страхователи – юридические и дееспособные физические лица, имеющие страховый интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования;

2).Страховщики – юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхования соответствующего вида;

3).Страховые агенты – физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии со своими полномочиями;

4).Страховые брокеры – юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве представителей и осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющее интересы страхователя или страховщика.

Страховой рынок – это сфера денежных отношений, де объектом купли-продажи является такой товар, как страхование услуги, и где формируется на него предложение и спрос.

Одной из особенностей страхования является вероятностный характер отношений, поскольку невозможно заранее предугадать, когда наступит страховой случай и каков будет размер причиненных убытков. Именно это и определило порядок возмещения материального ущерба путем распределения его на солидной основе между отдельными заинтересованными собственниками.

У страхования есть и другие отличительные черты:

· Возвратность средств – страховые платежи после их объединения в страховой фонд подлежат выплате страхователям за вычетом расходов за услуги страховой компании;

· Целевое использование создаваемого фонда – расходование страховых средств осуществляется в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования.

В удостоверение заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис) с приложениями правил страхования, в которых содержатся перечень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, порядок изменения и прекращения действия договора и другие условия, регулирующие правовые отношения сторон. При заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых премий. Кроме того, страхователи имеют право заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу застрахованных.

Страхование как самостоятельное звено финансовой системы выполняет все основные функции категории финансов, но в специфическом их направлении, в частности:

· Предупредительную функцию – страховые компании могут использовать временно свободные средства страхователей, например, на профилактические мероприятия, для инвестирования в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и другие программы и т.д.

· Восстановительную (защитную) – при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных физическими и юридическими лицами;

· Сберегательную – при использовании страхования как средства защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых взносов;

· контрольную – страховые платежи собираются в страховом фонде на строго определенные цели и используются в строго обусловленных случаях и строго определенным кругом лиц.

Страховые услуги в страховании могут быть представлены на условиях обязательности или добровольности.

В соответствии со ст.935 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, или в установленном порядке на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, может быть возложена обязанность страховать это имущество.

Добровольное страхование – осуществляется в силу закона и на добровольной основе. Закон определяет наиболее общие условия страхования. Конкретные условия страхования регулируются правилами, установленными страховщиком в договоре страхования, где страховщик самостоятельно разрабатывает такие правила, и основой для этого является страховое законодательство и страховые потребности потенциальных клиентов (страхователей).

Правила страхования являются чисто административным актом, являются обязательным для выполнения только в локальных масштабах (страховая организация).

Правила страхования являются основой для заключения договора. Страхователь может согласится с условиями страхования, либо нет, или выдвинуть дополнительные условия. В любом случае необходимо достижение соглашения. При его отсутствии страхователь будет вынужден искать другого страховщика, который согласился бы на его условия, впрочем, как и страховщик, которому придется искать себе другого клиента.

С точки зрения защиты прав и интересов предпринимателей нас интересует имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями.

По договору имущественного страхования в соответствии со ст. 929 ГК РФ страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретатель), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором страховой суммы. По договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы:

· риск утраты, недостачи или повреждения имущества (ст.930ГК РФ);

· риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам – риск гражданской ответственности;

· риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов – предпринимательский риск (ст.933 ГК).

2).Страхование ответственности – защищает как интересы самого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация, так и интересы других (третьих) лиц, которым гарантируется выплата за ущерб, причиненный вследствие действия или бездействия страхователя независимо от его имущественного положения.

Изастрахованный, и размер страховой суммы выявляется только при наступлении страхового случая.

Страхование ответственности заемщика обычно практикуется в банковской деятельности, связанной с повышенным риском проведения активных кредитных операций банков по выдаче ссуд.

3).Страхование коммерческих рисков включает те виды страхования, в которых заинтересован предприниматель. Объект страхования – коммерческая деятельность страхователя. под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов в каком-либо виде производств или бизнеса и получение от этих вложений соответствующей прибыли.

При этом покрытие коммерческих рисков осуществляется при помощи страхования:

· от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;

· от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции;

· от арендной платы (если помещение не может быть сдано в аренду из-за разрушения в результате страхового случая);

· дохода от ренты (если выгодные арендные соглашения могут быть расторгнуты в результате страхового случая);

· восстановительной стоимости имущества (для возмещения расходов, превышающих действительную стоимость застрахованного имущества).

Кроме того, подлежат страхованию технические риски – строительно-монтажные, эксплутационные, риски новой техники и технологии, а также финансово-кредитные риски – экспортные кредиты (на случай банкротства импортера либо его продолжительной неплатежеспособности); расходы по вступлению экспорта на новый рынок; банковские кредиты от риска неплатежа заемщика (страхователь-банк); коммерческий кредит (страхование векселей); залоговые операции; валютные риски (возможные потери от колебания валютных курсов); биржевые операции и сделки; от инфляции; от риска неправомерного применения финансовых санкций органами налогового контроля.

Стандартный банковский полюс гарантирует банку возмещение убытков, причиненных:

· преступной деятельностью банковских служащих при исполнении ими служебных обязанностей;

· кражей и подделкой денежных документов и ценных бумаг;

· принятием банком фальшивых денежных знаков;

· компьютерным мошенничеством.

Помимо страхования наибольших результатов страховых операций можно достичь путем перестрахования, при котором страховщик часть ответственности по принятым на себя обязательствам перед страхователем передает другому страховщику на согласованных с ним условиях. Целью перестрахования является равномерное распределение рисков, а также обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Иначе говоря, риск выплаты страхового возмещения и страховой суммы может быть застрахован у другого страховщика (страховщиков) полностью или частично по заключенному с мин (ними) договору.

Согласно ст.967 ГК РФ при перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы остается страховщик по этому договору. Возможно последовательное заключение двух или нескольких договоров перестрахования, в которых участвуют две стороны: страховщик и, передающий риск – цедент, и страховщик, принимающий риск, или перестраховщик – цессионарий. Этот процесс передачи риска называется цедированием риска. Объектом при этом выступает имущественное положение страховщика, в связи с чем он передает часть исполнения обязательств перестраховщику.

Есть еще один метод распределения и выравнивания рисков – сострахование, когда объект страхования страхуется по одному договору страхования несколькими страховщиками. При этом, если в таком договоре не определены права и обязанности каждого из страховщиков, то они несут солидарную ответственность перед страхователем (выгодо-приобретателем) за выплату страхового возмещения по договору имущественного страхования или страховой суммы по договору личного страхования (ст.953 ГК РФ).

Профсоюз – добровольная общественная организация, объединяющая трудящихся, связанных общими интересами по роду деятельности в производственной и непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

Историческое развитие профсоюзного движения доказало его эффективность в охране прав предпринимателей. Право на объединение в профсоюзы закреплено в ст.2 ФЗ от 10.01.1996г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а их функции по защите трудовых прав работников раскрыты в главе 58 Трудового Кодекса РФ. Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в профсоюзы, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. Профсоюзы и их объединения имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзы, объединения и организации, заключать с ними договоры и соглашения.

С изменением политических, экономических, социальных, правовых основ в стране появились новые направления в деятельности профсоюзов: соблюдение и защита гражданских прав человека, усиление внимания к его интересам, потребностям, защита каждого отдельного предпринимателя как члена профсоюза.

Торгово-промышленные палаты РФ являются негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими российские предприятия и российских предпринимателей для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.). ТПП осуществляют представительство и защиту коллективных интересов указанных субъектов как внутри страны, так и за рубежом. При этом общей целью деятельности ТПП является содействие развитию экономики РФ, её интегрированию в мировую хозяйственную систему.

ТПП формируется на основе принципа добровольного объединения по инициативе не менее 15 учредителей на территории одного или нескольких субъектов Федерации, причем на одной может действовать только одна ТПП.

Территориальные ТПП взаимодействуют с местными органами власти, содействуя созданию рыночной инфраструктуры в регионах, развитию прямых партнерских связей с деловыми кругами зарубежных стран. Они участвуют в разработке и реализации программ социально-экономического развития регионов, внедрении инвестиционных проектов. В настоящее время территориальные ТПП действуют практически во всех субъектах РФ. Создаются также городские и районные ТПП.

Деятельность ТПП РФ регулируются Законом РФ от 7.07.93г. «О ТПП РФ», Постановлением Правительства РФ от 6.07.94г. №792 «О вопросах ТПП РФ», Уставом ТПП РФ.

ТПП РФ выполняет следующие функции:

· оказывает юридическим и физическим лицам помощь в осуществлении ими хозяйственной деятельности внутри страны и за рубежом;

· проводит анализ предпринимательской деятельности, применения действующих в данной области нормативных актов и вносит предложения по их совершенствованию;

· осуществляют правовую экспертизу и готовит заключения по законопроектам, поступающим в ТПП РФ, разрабатывает проекты новых законов и нормативных актов, касающихся предпринимательской деятельности;

· предпринимает меры к недопущению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

· содействует развитию экспорта российских товаров и услуг;

· развивает связи с иностранными деловыми и общественными кругами, участвует в работе различных международных организаций, входит в состав смешанных торговых палат;

· ведет негосударственный реестр предприятий и предпринимателей, определяет порядок его ведения, выдает регистрационные свидетельства;

· создает международный коммерческий Арбитражный Суд, Морскую арбитражную комиссию, Третейские суды, Ассоциацию диспашеров, утверждают их регламенты;

· оказывают информационные и консультационные услуги российским и зарубежным фирмам, организациям, объединениям предпринимателей;

· оказывает содействие по патентованию изобретений, регистрации товарных знаков;

· помогает в организации международных выставок, в проведении выставок отечественных товаров за границей;

· оказывает издательские и рекламные услуги, издает различные печатные материалы;

· содействуют развитию системы подготовки кадров предпринимателей в РФ, участвует в разработке и реализации государственных и международных программ в этой области;

· удостоверяет сертификаты происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг и т.п.

ТПП РФ является членом Международной торговой палаты, Международного совета по сотрудничеству торгово-промышленных и хозяйственных палат стран СНГ, Балтии, Центральной и восточной Европы, представлена в Исполкоме Международного Венского Совета; поддерживает отношения с рядом организаций системы ООН (Международная организация труда, Международный торговый центр ЮНКТАД (ВТО)) и с другими влиятельными международными организациями.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и иных финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию прочих аудиторских услуг.

Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Понятие аудита шире чем ревизия и контроль, поскольку включает в себя и проверку достоверности финансовых показателей, и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

Аудит помимо проверок это ещё и различного рода услуги:

· ведение бухучета для различных предприятий и организаций;

· восстановление бухучета;

· составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в госналслужбе (ГНИ);

· совершенствование (модернизация) действующей системы учета;

· постановка бухучета;

· экономический и финансовый анализ;

· консультационные услуги;

· проведение семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий (учреждений, организаций);

· обучение бухгалтерского персонала;

· издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу, аудиту;

· автоматизация бухгалтерского учета.

Согласно временных правил, аудитор занимается только своей деятельностью и не может выступать учредителем, акционером, собственником других предприятий, не связанных с аудиторской деятельностью.

От ревизии (государственной, ведомственной) его отличает: самостоятельность определения форм и методов аудиторской проверки на основе требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы, а также возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности, в зависимости от организационно-правовой формы.

Аудиторская проверка в полном объеме может производиться на частных предприятиях. Государственные и муниципальные предприятия, не являющиеся собственниками имущества, могут привлекать аудиторов лишь для оказания отдельных аудиторских услуг. Только орган управления государственным и муниципальным имуществом вправе решать вопрос о заключении договора на проведение аудиторской проверки. Так, в Постановлении Правительства РФ от 10.02.1994г. «О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» предусмотрено, что Госкомимущество РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ним федеральные органы исполнительной власти вправе назначать и производить документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки.

При проведении аудиторской проверки особое внимание уделяется её правовым аспектам. Аудитор обязан предоставить экономическому субъекту информацию о требованиях законодательства по проведению аудита, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора – о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. В аналитической части заключения аудитора указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.

Аудит бывает обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных нормативными актами. Например, в Законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, установленные ЦБ РФ, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нём сведений.

В соответствии с процессуальным законодательством они проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение проверки даётся аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Заключение аудитора приравнивается к заключению эксперта.

Заключение аудитора – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Несогласие с аудиторским заключением может быть обжаловано в арбитражном суде. При установлении судом неточности, ошибки – аудитор возмещает экономическому субъекту все убытки, связанные с его некомпетентностью.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7.12.1994 № 1355 обязательной аудиторской проверке подлежат:

· банки и другие кредитные организации;

· страховые организации и общества взаимного страхования;

· товарные и фондовые биржи;

· инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинги);

· внебюджетные фонды;

· благотворительные и иные (инвестиционные) фонды;

· экономические субъекты, если в их уставном каптале есть доля иностранных инвесторов, а также (кроме экономических субъектов, находятся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

1. объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз МРОТ;

2. суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 2000 раз МРОТ.

Уклонение экономического субъекта от обязательной аудиторской проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой на основании решения суда общей юрисдикции или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами Госналслужбы, взыскание штрафа:

· с экономического субъекта – от 100 до 500 МРОТ;

· с руководителя экономического субъекта – от 50 до 100 МРОТ.

Суммы штрафов зачисляются в бюджет РФ.

Аудитом могут заниматься физические и юридические лица, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Он может иметь любую организационно-правовую форму, за исключением АО открытого типа. Заниматься аудитом можно на основании лицензии или квалификационного аттестата. Постановлением Правительства РФ утверждены порядок аттестации на право осуществления аудита. Согласно Указу Президента РФ все физические лица, занимающиеся аудитом, обязаны пройти аттестацию и получить квалификационный аттестат аудитора единого образца, без которого такая деятельность запрещена.

Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель – выявить недостатки в ведении бухучета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйственного объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

В соответствии с п.81 Положения о бухучете и отчетности в РФ бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, которых условно делят на две группы:

· первая – собственники предприятия, заимодавцы (банки и другие кредитные учреждения), поставщики, покупатели (клиенты), налоговые органы, руководство и персонал предприятия;

· вторая – аудиторы и аудиторские фирмы, различные консультанты, юристы, объединения, ассоциации, в состав которых входят предприятие, профсоюзные и иные общественные организации.

Различают, кроме названных выше, ещё внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит проводится на договорной основе с экономическим субъектом аудиторской фирмой (аудитором) с целью объективной оценки достоверности состояния бухучета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.

Внутренний аудит проводится штатными аудиторами – работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия и представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы предприятия (организации) в интересах его руководителей. Цель – помочь сотрудникам предприятия эффективно выполнить свои функции, а главная задача – осуществление постоянного контроля за расходами предприятий и выработк4а мер по их снижению. Если на предприятии нет штатных аудиторов, то внутренний аудит можно получить в ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

В обязанности внутреннего аудита включаются также:

· проверка выполнения приказов и распоряжений руководителя по хозяйственным вопросам;

· подготовка справок по деятельности предприятия и представление их руководству;

· осуществление глубокого анализа хозяйственной деятельности и определение путем её улучшения.

Отношения между экономическим субъектом и аудитором оформляются договором аудита, заключенным в простой письменной форме. Это подрядный договор, в котором необходимо указать риск аудитора, задание экономического субъекта, использование специальных знаний аудитора, указание в нем обязанности аудитора по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия совершённых им хозяйственных и финансовых операций законодательству. Если аудитор оказывает лишь отдельные услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета, анализу финансовой и хозяйственной деятельности и т.п., то используется обычный договор подряда или оказание услуг, не требующий наличия квалификационного аттестата аудитора и (или) лицензии на занятие аудитом.

Если аудитор до проверки уже оказывая данному конкретному экономическому субъекту свои услуги, то ему проводить аудит конкретно – запрещается.

Плата за профессиональные услуги аудитора зависит от их объема, качества, сложности, а также от квалификации, опыта, авторитета и ответственности аудитора. Размер оплаты его услуг не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата. Аудитор не имеет права получать плату за свои услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов. Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и закрепить письменно условия и порядок оплаты своих услуг, но не обязан заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги.

Экономический субъект и аудитор свободны в заключении договора. При проведении проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта и любой третьей стороны.

Аудиторы (фирмы) имеют право:

· самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов РФ, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

· проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

· получать по письменному запросу необходимую для аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;

· привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

· отказаться от проведения аудита в случае не предоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации, а также в случае не обеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:

1. неукоснительно соблюдать законодательство РФ;

2. немедленно сообщать заказчику о невозможности своего участия в аудите из-за отсутствия лицензии и других обстоятельств; о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;

3. квалифицированно проводить аудиторские проверки и оказывать иные аудиторские услуги;

4. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.

Если аудит проведен не квалифицированно, то с аудитора (фирмы) могут быть взысканы убытки, понесенные экономическим субъектом или государством в полном объеме расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход бюджета РФ в сумме до 100 крат МРОТ – с аудитора, и от 100 до 500 МРОТ – с аудиторской фирмы.

Результатом аудита является заключение, которое состоит из вводной, аналитической и итоговой частей.

Во вводной части указываются:

· для аудиторской фирмы – юридический адрес и телефоны, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок её действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета, Ф.И.О. аудиторов, принимающих участие в проверке;

· для аудитора – Ф.И.О., стаж работы, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию и срок её действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета.

В аналитической части указывается:

· наименование экономического субъекта и период его деятельности, за который проводится проверка;

· результаты экспертизы организации бухгалтерского (финансового) учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

· акты нарушений установленного порядка ведения бухучета и составления финансовой отчетности, влияющих на её достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Сам экономический субъект не имеет права непосредственно взыскать с аудитора убытки, понесенные вследствие неквалифицированной аудиторской проверки. Орган, выдавший лицензию (Минфин РФ, Ростехнадзор РФ, Банк России) сначала назначает проверку качества аудиторского заключения, а затем в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудита, к аудитору, приведшему к убыткам для государства и экономических субъектов, могут быть применены санкции, о которых говорилось выше. В случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом, выдавшим её. С 1.01.1995г. предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за осуществление аудита без лицензии.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на основании заявления с приложением:

· для аудитора – квалификационного аттестата и копии свидетельства о государственной регистрации;

· для аудиторской фирмы – учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о её руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности может быть рассмотрено в течении 6 дней с момента представления всех предусмотренных документов.

Лицензии выдаются на осуществление: банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных органов и инвестиционных институтов; общего аудита (иных экономических институтов).

Лицензии могут быть аннулированы выдающими их органами в случаях:

· обнаружения представления аудитором для получения лицензии недостоверных сведений;

· осуществление аудиторской деятельности не предусмотренной выданной лицензией;

· предоставление аудитором (фирмой) сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйственного субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

· вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

· умышленного сокрытия аудитором (фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудита или оказания такого вида услуг.

Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

Осуществление аудита без лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда по искам, предъявленным прокурором, органами Федерального казначейства, органами Госналогслужбы:

· полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных в заблуждение заказчиков в размерах понесенных расходов;

· штрафа в пределах от 500 до 1000 МРОТ – в доход бюджета РФ.

Орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудита, вправе обращаться в Арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.

Организация государственного регулирования аудиторской деятельности возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. В Положении о комиссии сказано, что она является коллегиальным органом и строит свою работу на безвозмездной основе. На основе законодательства она разрабатывает проекты нормативных актов регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам.

Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудита, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов.

Правовое обеспечение деятельности Комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президента РФ, консультант которой является заместителем председателя Комиссии. Её состав утверждается Президентом РФ. Он состоит из высших должностных лиц Минфина РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Росстехнадзора РФ, Антимонопольного комитета РФ и Аппарата Правительства РФ.

Выводы по третьему вопросу: Предприниматели могут осуществить защиту своих прав и без обращения в судебные органы. Допускается защита предпринимательских прав путем обращения в вышестоящие государственные органы с жалобой на действия нижестоящих органов. Также широко распространена практика досудебного урегулирования споров между предпринимателями, путем проведения переговоров (переписки). Допускается и самозащита прав предпринимателей.

В заключении следует сказать следующее:

1. Необходимость в защите права наступает тогда, когда имеет место неисполнение юридических обязанностей или злоупотреблением правом, а также когда возникают препятствия к их осуществлению либо спор о наличии самого права или обязанности.

2. Понятие «защита прав» не следует смешивать с понятием «охрана права», которая гораздо шире и представляет собой совокупность гарантий государства связанных, с нормативным запрещением и иным ограничением определённых действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.

3. Следует различать две формы защиты прав и охраняемых законом интересов предпринимателей: судебную и несудебную. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, является:

- Конституционный суд РФ;

- арбитражные суды;

- суды общей юрисдикции.

К формам защиты можно отнести:

- нотариальную защиту;

- третейское разбирательство;

- досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

4. Конституционный суд РФ расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей, опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты. Предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.

5. К ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, при этом сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Экономический спор возникает в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности, сторонами которого являются субъекты имущественного оборота, имеющие имущественные последствия.

6. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон (например, определение числа судей, согласование процедуры их назначения).

Передача сторонами на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

- включением в предпринимательский договор социальной третейской оговорки;

- заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

7. При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определённого законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

 


[1] Об э том см. например: Витрянский В. В. Проблемы арбитражно-судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота: Дис…. д. ю. н. М., 1996. С. 8–9.

[2] См.: Лебедев К. К. Защита прав и законных интересов предпринимателей: учебник / под ред. В. Ф. Попондопуло и В. Ф. Яковлевой. М., 2002. С. 576.

[3] См.: Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Е. А. Суханова. Т. 1. С. 168.

[4] См.: Рясенцев В. А. Осуществление и защита гражданских прав: учебник: в 2 ч. / под ред. В. А. Рясенцева. Ч. 1. М., 1986. С. 265– 266.

[5] См.: Треушников М.К. Судебная защита гражданских прав: учебник гражданского процесса. М., 1996. С. 20.

[6] См.: Комментарий к ГК РФ, части I / отв. ред. О. Н. Садиков. М., 1995. С. 29–30.

[7] См.: Абова Т. Е. Охрана хозяйственных прав предпринимателей. М.: Юрид. лит., 1975. С. 102–118.

[8] Российская газета. 1994. № 138–139.

[9] СЗ РФ. 1995. № 36. Ст. 3527.

[10] Рожкова М. А. Средства и способы правовой защиты сторон коммерческого спора. М., 2006. С. 178.

[11] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600.

[12] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

[13] СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

[14] Российская газета. 2008. № 266.

[15] СП РСФСР. 1976. № 7. Ст. 56.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.