КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность формирования личности
Как уже отмечалось, педагогический процесс представляет собой активную взаимосвязанную деятельность его участников с целью их воспитания, образования, обучения и развития. Его основной целью является подготовка конкретного человека или группы людей к успешному решению поставленных задач. При этом объект и субъект педагогического влияния являются активными преобразующими элементами процесса. Поэтому проблема личности и группы в педагогике занимает центральное место. Когда рассматриваются вопросы личности, то речь идет о ее воспитании, обучении, образовании и развитии, т.е. целенаправленном систематическом влиянии, способствующем наиболее полной реализации потенциала личности в интересах ее самой и общества. Педагогика в данном контексте призвана решать и теоретические, и практические вопросы, относящиеся к определению целей и задач, реализации педагогических принципов, оптимизации содержания, организации и методов работы, обеспечения благоприятных психолого-педагогических условий для деятельности участников педагогического процесса. В педагогике существуют различные подходы к процессу формирования и развития личности: от категорического отрицания правомерности самого понятия формирования, означающего якобы «насилие над человеком, манипулирование его сознанием» до утверждения «свободного развития» личности под влиянием стихийных воздействий среды. Крайности, как говорится, всегда вредны, но и в том, и в другом подходе много интересного и заслуживающего внимания при их сбалансированности. Такой подход четко обозначен в Федеральном законе «Об образовании», где содержатся положения о свободном развитии личности и в то же время о его связи с приоритетом общечеловеческих ценностей; о необходимости обеспечения самоопределения личности, условий для ее самореализации и в этой связи необходимости интеграции этой личности в национальную и мировую культуру; формирования ее как человека и гражданина, имеющего свободу выбора взглядов и убеждений, способного к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Закон утверждает целенаправленное формирование личности «в интересах человека, общества и государства».
Понятие «формирование личности» в педагогических энциклопедиях и словарях трактуется как вид изменения, совершенствования, развития, созревания динамической функциональной структуры личности (главным образом ее содержания) под влиянием внешних воздействий[1]. Иначе говоря, формирование означает изменение в плане роста, повышения степени зрелости, приобретения более совершенной формы, качественной определенности. Разумеется, это не означает какого-то жесткого, внешнего принуждения в отношении личности, насилия над ней. Это признание того, что объективно в личности происходят изменения, обогащающие ее как по содержанию, так и по форме, или, напротив, вызывающие деградацию. Педагогика изучает специально организованную и непрерывно проводимую систему работы с личностью в интересах ее самой, семьи, общества и государства. Эта система результативна, когда она строится на многовековом опыте, традициях, общечеловеческих ценностях, независимо от идеологических и партийных конъюнктур; учитываются мировые тенденции общественного развития: гуманизации и демократизации. В результате у человека формируются качества гражданина, нравственная и правовая, эстетическая и экологическая культура, культура семьи, быта и здоровья, что дает ему возможность самореализовать свой личностный потенциал, самоутвердиться в коллективе, освоив опыт предшествующих поколений, умножив его, передав свой опыт следующему поколению. Таким образом, целью формирования личности является ее разностороннее развитие в соответствии с идеалами и ценностями человечества.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |