Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологизация сознания




На рубеже II и III тысячелетий н. э. в мышлении человека и его практической деятельности происходит смена парадигмы – экономические приоритеты заменяются экологическими. Гос­подствовавший вплоть до конца XX столетия экономический императив все чаще заменяется экологическим. Именно от того, сможет ли человечество в ближайшее время добиться разумного сочетания экономических и экологических интере­сов, зависит его будущее. Тип экологического сознания отражает существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы и определяет поведение людей при их взаимодей­ствии с природой. Можно выделить два основных типа эколо­гического сознания: антропоцентризм и экоцентризм.

Антропоцентризм основывается на представлениях о «че­ловеческой исключительности», противопоставлении челове­ка природе. Основные особенности антропоцентризма следу­ющие:

1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он пред­ставляет самостоятельную ценность. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человека, при­чем, как само собой разумеющееся, считается, что он имеет на это право.

2. Иерархическая картина мира. На вершине стоит человек, несколько ниже – вещи, созданные человеком и для челове­ка, еще ниже располагаются различные объекты природы, ме­сто которых в иерархии определяется полезностью для чело­века. Мир людей противопоставлен миру природы.

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворе­ние тех или иных прагматических потребностей: производствен­ных, научных и т.д., получение определенной пользы для че­ловека. Сущность этого подхода выражается словом «исполь­зование».

4. Характер взаимодействия с природой определяется «праг­матическим императивом»: правильно и разрешено то, что по­лезно человеку и человечеству.

5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как безличная «окружающая среда».

6. Этические нормы и правила действуют только в мире лю­дей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, ко­торый должен быть подчинен процессу развития человека.

8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимо сохранить природную среду, что­бы ею могли пользоваться будущие поколения.

Экоцентризм основывается на понимании необходимости коэволюции человека и биосферы. Экоцентризм характеризу­ется следующими основными особенностями:

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие че­ловека и природы. Природное признается изначально самоцен­ным, имеющим право на существование вне зависимости от полезности, бесполезности иди вредности для человека. Чело­век – не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не при­знается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разум­ность налагает на него дополнительные обязанности по от­ношению к окружающей его природе. Мир людей не проти­вопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как. потребностей человека, так и потребнос­тей всего природного сообщества. Воздействие на природу сме­няется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется «эко­логическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое рав­новесие.

5. Природой все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.

6. Этические нормы и правила равным образом распространя­ются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимо­действие с миром природы.

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс взаи­мовыгодного единства.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходи­мостью сохранить природу ради нее самой.

В настоящее время единственный способ не допустить перерастания глобального экологического кризиса в катаст­рофу – это переход от антропоцентрического типа обще­ственного сознания к экоцентрическому.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.