Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовые конфликты и методы их решения

Во взаимоотношениях собственников и наемных работников возникают противоречия, которые проявляются в виде трудовых конфликтов.

Трудовой конфликт (или спор) – это разногласие по вопросам применения трудового законодательства, закона Украины «Об оплате труда», правил внутреннего трудового распорядка и др.

Конфликты в организациях можно классифицировать по критериям их возникновения (по поводу целей и средств) по конфликтующим сторонам (внутриличностные и межличностные, межгрупповые, конфликты между индивидом и группой).

Забастовка – крайняя форма правления трудового конфликта, чрезвычайное средство улучшения условий труда, используемое в случае провала переговоров.

Забастовка – это прекращение работы, предпринятое достаточно большим числом наемных работников коллективно и по намеченному плану, как следствие в случае не разрешения коллективного трудового спора.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт возникает, когда одному человеку даются противоречивые задания и от него требуются взаимоисключающие результаты.

Межличностный конфликт в организациях является самым распространенным. Например, как борьба руководителей различных структурных и функциональных подразделений за ограниченные ресурсы, рабочую силу, капиталовложения и инвестиции и т.п. или конфликт между двумя кандидатами на повышение в должности при наличии одной вакансии.

Конфликт между двумя личностью и группой. Конфликт возникает, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

Межгрупповой конфликт возникает в организациях, состоящих из множества формальных и неформальных групп.

Причины конфликтов. Причины организационных конфликтов можно классифицировать следующим образом: а) распределение ресурсов; б) взаимозависимость задач; в) различия в целях; г) различия в представлениях и ценностях; д) различия в манере поведения и жизненном опыте; е) неудовлетворенные коммуникации.

Управление конфликтной ситуацией может осуществляться следующими методами:

1 Разъяснение требований к работе.

2 Координированные и интегрированные механизмы. Один из самых распространенных координационных механизмов – установление иерархии полномочий, что упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации.

3 Общеорганизационные комплексные цели. Установление таких целей различными структурными подразделениями или группами сотрудников позволяет скоординировать действия для достижения общей цели.

4 Структура системы вознаграждений.

Выделяется пять способов регулирования конфликтов:

1) конкуренция (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения интересов одной стороны в ущерб интересам другой стороны;

2) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов другой стороны;

3) компромисс как метод взаимных уступок;

4) уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к операции, так и тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие интересы обеих сторон.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность понятия «соц.-трудовые отношения»?

2. Определите основные элементы системы социально-трудовых отношений.

3. Сформулируйте принципы, определяющие тип социально-трудовых отношений?

4. Охарактеризуйте уровни социально-трудовых отношений.

5. В чем заключается смысл понятия «трудовой конфликт»?

6. Какие известны типы трудовых конфликтов?

7. Сформулируйте известные причины трудовых конфликтов?

8. Какие известны методы управления трудовыми конфликтами?

9. Какие известны методы управления конфликтными ситуациями?

10. Какие известны способы регулирования трудовых конфликтов?


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности социально-трудовых отношений | Факторы, определяющие развитие социально-трудовых отношений в обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.