Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и инфраструктура рынка

Сущность рынка, его содержание, функции и типология

Тема 2. Основы теории рыночной экономики

Рынок – это обязательный компонент товарного хоз-ва. Объективная необходимость рынкаобусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарногопр-ва.

Условия возникновения рынка:

1. общественное разделение труда и специализация производителя.

2. экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии решений хозяйственной деятельности.

3. рост населения и его потребностей.

Понятие «рынок» многогранно, поэтому сложно охарактеризовать его однозначно. Первоначально рынок рассматривался как базар, место торговли, рыночная площадь. В таком виде он появился еще в условиях первобытнообщинного сторя, когда обмен между племенами стал регулярным и осуществлялся в определенном месте. Такой рынок имел примитивные формы. С появлением денег и развитием товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва во времени и пространстве процесса купли-продажи и характеристика рынка только как места торговли не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного пр-ва – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения специфических функций обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обрвщения, т.е. рынок – это обмен, организованный по законам товарного пр-ва и денежного обращения.

Дальнейшее развитие пр-ва, появление наемной рабочей силы как товара, рынок определяется как совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которой проявляется присущие данному способу пр-ва экономические отношения по поводу пр-ва и потребления материальных благ.

Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, важную роль играют не только прямые (пр-во – рынок – потребитель), но и обратные (потребитель – рынок – пр-во) хоз-ные связи.

Обобщающее определение нырка представлено на схеме 10.

Таким образом, рынок – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредникамипо поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, эквивалентности и конкуренции.

Сущность рынка раскрывается его функциями, которые представлены на схеме 11.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы пр-ва, потребления и торговцев-посредников и включении их в процесс обмена продуктами и услугами.

Регулирующая ф-ция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование пр-ва и потребления в ассортименте товаров и услуг, сбалансированность спроса и предложения по цене, объеме и структуре, пропорциональность в пр-ве и обмене между регионами и сферами нац. экономики.

Стимулирующая ф-ция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании инновационной деятельности.

Контролирующая ф-ция выполняет роль главного контролера конечных результатов пр-ва. На рынке выявляется в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая ф-ция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного пр-ва. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная ф-ция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

Ф-ция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Ф-ция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». Экономический интерес состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Существуют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

- неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

- свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

- полная мобильность факторов пр-ва. Неограниченная свобода передвижения капитала;

- наличие у каждого участника полной информации о рынке (спросе, предложении, норме прибыли, ценах и т.д.);

- однородность одноименных товаров, т.е. отсутствие торговых марок;

- господство свободной конкуренции;

- цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

- отсутствует монополия (один производитель), монопсония (один покупатель), государственное регулирование.

Регулируемый рынок – государство регулирует процессы, происходящие на рынке, через госзаказы, налоги, а также рынок регулируется самостоятельно с помощью рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, цена, спрос, предложение и т.д.

Гос-во в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, чрезмерное же вмешательство его в рыночные отношения приводит к их деформации. Яркий пример деформированного рынка – наша экономика. Основные черты деформированного рынка:

- отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

- чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

- монополизм производителя и торговца;

- несбалансированность спроса и предложения;

- чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и.т.д.;

- теневая экономика;

- попытка усиления региональных рынков;

- отсутствие мотивации к труду и риску хозяйственной деятельности;

- отсутствие у потребителя права выбора;

- расцвет бартерных сделок.

 

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка и их удельный вес в общем объеме рынка.

Рынок характеризуется богатой и сложной структурой, которая представлена на схеме 12.

Потребительский рынок включает рынки товаров и услуг и обеспечивает удовлетворение потребностей населения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В рамках этого рынка выделяется продовольственный рынок и рынок промышленных товаров.

Рынок факторов пр-ва включает рынок труда (рабочей силы), рынок реального капитала (товары и услуги пр-ного назначения, т.е. те товары и услуги, которые способствуют удовлетворению потребностей населения: оборудование, механизмы, здания, сооружения; патенты, лицензии, ноу-хау, инжиниринг), рынок земли (земельные участки, полезные ископаемые, недра земли).

 

По субъектам различают рынки: покупателей, продавцов, государственных учреждений, промежуточных продавцов – посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные товары, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!»

Рынок гос. учреждений включает совокупность актов купли-продажи гос. организаций, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих функций.

Рынок посредников выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

По общественному разделению труда различают рынки:

местный (локальный);

региональный;

национальный;

мировой – совокупность национальных рынков различных государств и экономические связи между ними.

По уровню насыщения рынки бывают: равновесный, дефицитный, избыточный. По степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся. По степени ограниченности конкуренции: свободный, монополистический, олигополистический, смешанный. По соответствию действующему законодательству: легальный, нелегальный. По организации рыночного обмена: оптовый, розничный, экспортный, импортный. С учетом ассортимента товаров: замкнутый (где товары только первого производителя); насыщенный (где множество сходных товаров многих производителей); рынок широкого ассортимента (где ряд товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей); смешанный, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой.

Слово инфраструктура произошло от латинских слов «infra» - ниже и «struktura» - расположение.

Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основные элементы инфраструктуры рынка: биржи, аукционы, ярмарки, банки, эмиссионная система, кредитная система, средства деловой коммуникации, налоговая система, страховые компании, рекламные агентства, торговые палаты, таможенная система, выставочные комплексы, аудиторские компании, консалтинговые компании, общественные и гос. фонды (схема 13).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическая система общества | Общая характеристика рыночного механизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.