Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность

Различные товары отличаются друг от друга по степени измене­ния спроса под воздействием того или иного фактора. Степень ре­акции спроса на эти факторы поддается количественному измере­нию с помощью коэффициента эластичности спроса. Понятие элас­тичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменениям в основных факторах (цены данного товара, цены других товаров, доходов потребителей и т.д.), определяющих спрос.

Рассмотрим сначала коэффициент эластичности спроса по цене — показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены. Он определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

Процент измененияПроцент изменения

где— коэффициент эластичности по цене;— количество товара, на которое предъявлен спрос;— рыночная цена товара. Эластичность спроса относительно цены показывает относитель­ное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобрета­емое количество товара увеличивается меньше, чем на, на каждый 1% снижения его цены. Это означает сильную реакцию и ха­рактеризуется понятием эластичного спроса;

увеличение приобретаемого товара больше, чем 1%, на каждый 1% снижения его цены означает сильную реакцию и характеризу­ется понятием эластичного спроса;

приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в 2 раза — означает единичную эластичность спроса (рис. 3.22).

Рис. 3.22. Основные формы эластичности спроса

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла каса­тельной с горизонтальной осью (рис. 3.23).

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тан­генсу угла наклона.

Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке:


Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точ­ке ) до оо (в точке ) (рис. 3.24).

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу графика процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение. Наоборот, процентное из­менение цены представляет довольно скромную величину, так как база, с которой осуществляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально, а в правом нижнем углу —

Практически значимость изменения эластичности спроса состо­ит в том, что различные случаи эластичности непосредственно вли­яют на получаемую выручку, которая определяется как произведе­ние цены и количества реализованного товара При эластич­ном спросе по цене выручка возрастает, т.е. эластичность больше единицы; при единичной эластичности снижение цены точно ком­пенсируется возросшим количеством продаж, так что выручка ос­тается неизменной или равна единице; при неэластичном спросе (которое меньше единицы, но не меньше нуля) снижение цены вызывает лишь незначительное увеличение количества продаж то­вара, так что выручка падает.

Так как объем спроса зависит не только от цены данного това­ра, но также от цен других товаров (например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе), для характеристики данного процесса используется перекрестная эластичность спроса по цене, измеряющая чувствительность объема спроса на один товар к из­менению цены другого (рис. 3.25).

Исчисляется перекрестная эластичность отнесением процентного изменения в количестве вида спрашиваемого товараили услуги к процентному изменению ценыдругого товара или услуги:


В экономической теории выделяют различные формы перекрес­тной эластичности (рис. 5.25).


 
 

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от эластичности спроса (рис. 3.26).Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей оп­ределяется эластичностью спроса по доходу.

где коэффициент эластичности спроса по доходу;доход. Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу боль­ше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.Степень изменения объема предложения в зависимости от изме­нения цены характеризует эластичность предложения по цене. Ме­рой этого изменения является коэффициент эластичности предло­жения, который рассчитывается как отношение объема предложе­нияк росту цен, т.е. по формуле:

где коэффициент эластичности предложения; предложе­ние; цена.

Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным измене­нием рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остает­ся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то име­ем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов эластичности предложения (рис. 3.27).

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предло­жения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишки­на "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), кото­рое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена.

Эластичность предложения обычно бывает больше на протяже­нии длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано при­способлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значе­ния эластичности предложения.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наклон кривой предложения круче кривой спроса | Конкуренция и монополия в системе рыночного механизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.