Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 1 страница

Рекомендуемые темы докладов

План семинара3

 

1. Субъекты (экономические агенты) и их поведение в рыночной экономике. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.

2. Фирма как потребитель ресурсов и поставщик готовой продукции. Виды предпринимательской деятельности.

3. Государство как субъект рыночной экономики. Цели, функции и сферы деятельности государства в экономике.

4. Формы и методы государственного регулирования экономики. Государственное предпринимательство.

 

1. Фирма XXI века: новые тенденции.

2. Взаимодействие хозяйствующих субъектов: согласование экономических интересов.

3. Институциональный анализ государственного регулирования.

4. Функции государства в рыночной экономике.

5. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты.

6. Неоклассические и неоинституциональные теории фирмы.

 

 

 

Товарное (рыночное) хозяйство – это хозяйство, в котором производство ориентируется на рынок, а связь производителей и потребителей осуществляется через куплю-продажу. Оно базируется на общественном разделении труда и ориентировано на общественные потребности.

Товарное производство - это производство товаров и услуг с целью их продажи на рынке. Сфера обращения состоит из системы рынков: товаров, денег, капитала (ценных бумаг), труда, недвижимости.

Товар – это продукт труда, созданный не для собственного потребления, а для обмена. Товар продается любому покупателю, при этом товаропроизводитель теряет на него право собственности, а покупатель становится полным собственником. Товар имеет два основных свойства: потребительную стоимость и меновую стоимость.

Потребительная стоимость товара – это способность вещи удовлетворять определенную человеческую потребность.

Меновая стоимость – это способность товаров в определенных пропорциях обмениваться друг на друга.

Как воплощение труда, каждый товар есть стоимость. Денежным выражением стоимости товара является цена. В стоимостном виде товары качественно однородны, что и дает возможность производить их обмен на базе сравнения затрат труда. Т.о. основой меновой стоимости является стоимость. Труд выступает субстанцией (первоосновой) всех товарных стоимостей.

Двойственность товара обусловлена двойственным характером труда, его создающего. Всякий товар можно рассматривать с двух сторон: как он создан (из какого сырья, при помощи каких инструментов, знаний и проч.) и чего стоило (каких затрат) его создание. Потребительская стоимость товара есть результат конкретного труда (землевладельца, металлурга, кондитера, швеи). Стоимость товара есть результат абстрактного труда, т.е. труда лишенного качественных особенностей и выступающего как расходование человеческой рабочей силы (мозга, мускулов, нервов), т.е. затраты физических и умственных усилий человека. В то же время абстрактный труд присущ лишь товарному производству как особая форма общественного труда.

Непременным атрибутом товарного мира являются деньги. Там где товар, там и деньги. С помощью денег товары выражают свою стоимость, вступают в хозяйственные процессы. Деньги – тот же товар, но товар особый. Под ним подразумевается товар, постоянно выполняющий роль всеобщего эквивалента. В истории товарного производства роль эквивалента играли различные товары – меха, шкуры, скот, зерно, золото, серебро в виде слитков и монет, бумажные деньги, кредитные деньги (банкноты), счетные деньги Электронные. Деньги отражают затраты общественного труда, общественную стоимость, служат средством выражения материальных ценностей.

Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно говорят о 5 основных функциях: мера стоимости; средство обращения; средство накопления (сбережений); средство платежа; мировые деньги.

Исходя из специфической природы денег (золотых, бумажных, кредитных) и функций, которые они выполняют, действуют законы денежного обращения. В основе всех методов расчёта количества денег, необходимых для обращения, лежит формула предложенная неоклассиками (количественная теория денег), определяющая зависимость цен от денежной массы (уравнение Фишера):

 

MV=PQ

 

где M – количество денег (денежная масса),

P – средний уровень цен,

V - скорость обращения денег,

Q -реальный объем ВНП.

Денежная система – это способ организации денежного обращения, сложившийся исторически и закрепленный законодательством.

Международная денежная система – это способ организации международных валютных отношений, закрепленный межгосударственными соглашениями и обеспеченный наднациональными институтами регулирования.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие товара от обычного продукта труда?

2. Что такое потребительная стоимость товара?

3. Что такое меновая стоимость и стоимость товара?

4. Какова роль закона стоимости в функционировании товарного производства?

5. Какие функции выполняют деньги?

6. Что выражает закон денежного обращения?

7. Определите сущность и элементы денежной системы.

8. Какие виды денежных систем можно назвать.

 

План семинара4.

1. Трудовая теория стоимости. Товар и его свойства.

2. Нетрудовые теории стоимости. Взаимообусловленность теории издержек и теории полезности.

3. Деньги как товар. Функции денег. Законы денежного обращения.

4. Денежные системы и их эволюция.

 

Рекомендуемые темы докладов:

Дубянский А.М.Проблема парарельных денег в России в первой половине ХХI века // Вестник СПбГУ. 2002. Серия 5. Вып. 1стр. 133-137.

К.Маркс и развитие экономической мысли Запада.

Электронные деньги: анализ с позиций современных денежных теорий.

Технико–экономическая динамика России: техника, экономика, промышленная политика.

 

 

1.7.Рыночный механизм:

его сущность, основные элементы, законы.

 

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции. Она опирается на личные интересы, ограничивает роль государства.

В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Рыночная экономика гарантирует, прежде всего, свободу потребителя, свободу предпринимательства. Личный интерес выступает главным мотивом и главной движущей силой экономики (максимизация полезности для потребителей; максимизация прибыли для производителей). Свобода выбора становится основой конкуренции.

Совершенная конкуренция предполагает:

1. множество покупателей и продавцов;

2. однородность товаров и услуг;

3. отсутствие ценовой дискриминации;

4. полную мобильность всех ресурсов;

5. абсолютную информированность о ценах.

Изменение вкусов, технологий и т.п. приводит к изменению относительных цен, а они выступают как важный индикатор, показывающий куда следует направлять ресурсы. Ценовой механизм с одной стороны, фиксирует сложившуюся в данном обществе ситуацию, отражает результаты свободного изъявления покупателей и продавцов; а с другой – подает сигналы для нового перераспределения ресурсов.

В основе ценообразования лежит взаимодействие производителей и покупателей, представляющий на рынке предложение и спрос. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь.

Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Итак, спрос можно определить как желание и готовность субъектов приобрести товар. Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К их числу относятся: цена данного товара (Px), цены других товаров (Pa... Pz), величина денежных доходов (I), вкусы и предпочтения(T), накопленное имущество (W), инфляционные ожидания (IE) и др.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:

 

Qdx = f (Px, Pa... Pz, I, T, W, IE и др.).

 

При прочих (кроме цены на данный товар) фиксированных факторах, функция спроса выглядит как зависимость между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него. Графически кривая спроса идет слева-направо вниз.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Кривая спроса показывает, как меняется объем спроса потребителя в зависимости от уровня цены на товар. Если изменилась цена данного товара, но не изменились прочие факторы, то произошло изменение объема спроса (движение по кривой спроса), если изменились прочие факторы, то произошло изменение спроса (сдвиг кривой спроса).

Предложение – это определенное количество товаров, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу таких условий относятся: цена данного товара (Px), наличие ресурсов (R), характер технологии (K), налоги и дотации (TS), природно-климатические условия (C), цены на ресурсы и др. товары (Pa... Pz).

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения:

 

Qsx = f (Px, Pa... Pz, R, K, C, TS и др.)

 

Закон предложения гласит: если цена на товар растет (при прочих фиксированных условиях), то предложение его увеличивается (и наоборот). В этом случае говорят об изменении объема предложения (движение по кривой предложения). Зависимость предложения от цены прямая. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить товар. Если меняется не цена товара, а другие факторы, речь идет об изменении предложения (смещение кривой предложения вправо или влево).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные черты рыночной экономики.

2. Чем обусловлена совершенная конкуренция?

3. Какую зависимость отражает закон спроса?

4. Что такое функция спроса?

5. Какую зависимость отражает закон предложения?

6. Что такое индивидуальное предложение?

7. Какие факторы на рынке влияют на предложение?

8. Что такое объем предложения?

 

 

1.8.Механизм обеспечения рыночного равновесия

 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (PS > PD), а объем предложения – не соответствовать объему спроса (QD < QS). В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

Равновесная цена (PE) – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил, т.е. Цена спроса и цена предложения совпадают и количество товара, которое покупатели хотят купить, соответствует количеству, которое продавцы хотят продать. На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. Количество товара, реализуемое на рынке по равновесной цене, называется равновесным. При иных (кроме равновесной) ценах на товар неизбежны либо дефицит, либо затоваривание.

При сдвиге кривых спроса или предложения происходит переход от одного равновесного состояния к другому, от одной равновесной цены к другой. Способность рынка с помощью механизма спроса и предложения возвращаться в утраченное ранее равновесное состояние называется устойчивостью равновесия. Она в значительной мере определяется типом рынка. В наименьшей степени устойчивостью равновесия обладают монополизированные рынки.

При анализе устойчивости равновесия следует использовать динамические модели, в которых учитывается фактор времени – напр. «паутинообразную» модель. В ней заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других – удаляют от него.

При всех своих достоинствах рыночный механизм не может полностью исключить меры государственного регулирования рынка. Остановимся на некоторых моментах вмешательства государства в функционирование рыночного механизма на микроуровне, таких как потоварные налоги, дотации, фиксированные цены. Ставка потоварного налога (НДС, налог с оборота, акциз и др.) или дотации устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. При введении налога продавцу (покупателю) равновесие на рынке нарушится, возникнет затоваривание или дефицит. Итогом станет приход рынка в новое равновесное состояние, и налоговое бремя распределится между продавцом и покупателем. Распределение налогового бремени между ними зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. Т.о. потоварный налог, вносимый в бюджет одной из сторон, платят оба: продавец и покупатель. При этом введение налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Дотация, как и налог, распределится между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации – покупателю или продавцу – так же зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

Помимо использования налогов и дотаций, государство может применять и более «грубые» методы вмешательства в рыночный механизм – устанавливать фиксированные цены. Заниженные фиксированные цены чаще всего применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и неизбежного возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях (алкоголь, золотые украшения и т.п.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Как устанавливается равновесие на рынке?

2. Что такое равновесная цена?

3. Когда образуется на рынке избыток товаров?

4. Что происходит на рынке, если рыночная цена ниже равновесной?

5. Как повлияет на рынок товаров такой фактор как инфляционные ожидания?

6. Приведите пример товаров, равновесие на рынках которых не будет установлено.

7. Что произойдет на товарном рынке при введении дотации производителю?

8. Какое влияние имеет эластичность спроса или предложения на распределение налогового бремени между потребителем и продавцом?

9. Как определяется устойчивость равновесия?

 

План семинара5.

1. Спрос: понятие, виды, факторы. Закон спроса. Функция спроса.

2. Предложение и факторы его определяющие.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Нарушение равновесия.

4. Государственное регулирование цен: налоги, дотации и фиксированные цены.

 

 

Рекомендуемые темы докладов:

Экономическая теория. Учебник для вузов. //Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. СПб. «Питер». 1997стр. 108-114.

Экономика. Учебное пособие для вузов//Под ред. Грязновой А.Г., Николаевой И.Л., Кадыкова В.М. – М.: «Единство» 2001стр. 166-172.

Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И.Микроэкономика. Учебник для вузов. «Экономическая школа» 2002стр. 20-73.

Экономическая теория. Учебник для вузов //Под ред. Камаева В.Д. – М.

«ВЛАДОС» 2003стр. 90-99.

Маршалл А.Принципы экономической науки. –М.: «Прогресс» 1993.Стр. 55-58.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. «ДЕЛО» –М. 2000. Стр. 37-76.

Райсберг Б.А.Основы экономики. Учеб. – М. 2003. Стр. 128-154.

 

 

1.9.Эластичность спроса и предложения.

 

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. При проведении экономических расчетов возникает необходимость выяснить, как сильно будет реагировать величина спроса или предложения на изменение определенных факторов. Степень чувствительности спроса и предложения к изменению того или иного фактора и есть эластичность.

Мерой эластичности служит ее коэффициент:

 

 

Эластичностью спроса называют измеряемую в относительной форме степень изменения его значения в ответ на изменение значения другой сопоставляемой с ним при анализе величины.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса, при изменении цены (на 1 процент). Поскольку закон спроса выражается обратной зависимостью изменения величины спроса на изменение цены, эластичность спроса по цене имеет отрицательное значение.

Существует два способа измерения эластичности. Точечная эластичность определяет эластичность при малых изменениях цены и определяется по формуле:

 

.

 

Дуговая эластичность определяет эластичность спроса при значительных изменениях рассматриваемых величин, для чего используются средние величины:

 

 

Различают три вида эластичности спроса по цене:

1. эластичный- изменение цены вызывает более существенное (в процентном отношении) изменение спроса на товар, и общие доходы растут;

2. единичный эластичный спрос-процентная величина изменения цен дает такой же процент изменение объема спроса;

3. неэластичный спрос-процент прироста спроса меньше процента изменения цены.

Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или наоборот обладает бесконечной эластичностью.

Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к ценовой политике производителей.

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса по доходу. Он отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от изменения индивидуального или совокупного денежного дохода.

Ценовая эластичность предложения характеризует степень реагирования продавцов (производителей) на изменение цен этих товаров на рынке. Она показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемого товара при изменении цены товара.

Важнейшими факторами, влияющими на эластичность предложения являются: фактор времени, цены других товаров и ресурсов, способность товаров к длительному хранению, уровень достигнутого использования ресурсов, степень монополизированностиотрасли и возможности перелива капитала из других отраслей, технологические особенности налаживания производства. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется от 0 до бесконечности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что отражает эластичность?

2. Чем отличается эластичность спроса от эластичности предложения?

3. Что такое ценовая эластичность?

4. Что показывает эластичность спроса по доходу?

5. Факторы влияющие на эластичность спроса.

6. Какое значение имеет эластичность для ценовой политики производителей?

7. Что такое эластичный и неэластичный спрос (предложение)?

8. Что такое перекрестная эластичность?

9. Как изменяется эластичность вдоль кривой спроса?

10. Как влияет эластичность спроса и предложения на налоговое бремя?

 

План семинара6.

1. Общее понятие эластичности.

2. Эластичность спроса и ее показатели. Факторы.

3. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на нее.

4. Взаимосвязь общей выручки и эластичности. Точечная и дуговая эластичность.

 

Рекомендуемые темы докладов:

Экономическая школа. Журнал-учебник. СПб. «Экономическая школа». 1992. Вып. 1 стр. 107-124.

Экономика. Учебное пособие для вузов. //Под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. –М. ЮНИТА – ДАНА2001стр. 179-184.

Экономическая теория. Учебник для вузов //Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб. «ПИТЕР» 1997 стр.110-113.

Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.Микроэкономика. –М. «Дело». 2000стр. 37-76.

Экономическая теория. Учеб. для вузов. //Под ред. В.Д. Камаева. –М.: «ВЛАДОС». 2003стр. 102-105.

Экономическая теория и бизнес. Учеб. пос. //Под ред. В.М. Цветаева, Л.Д. Широкорада. СПбГУ 2000стр. 25-32.

 

 

Основные понятия и термины

 

 

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА.

 

При работе с данным разделом Вам предстоит:

6. Изучить одну тему

7. Ответить на вопросы для самопроверки

8. Подготовиться к работе семинаров

9. Подготовить доклад на заинтересовавшую Вас тему (по личному желанию)

10. Ответить на вопросы рубежного теста №2

 

 

2.1.Потребительский выбор и индивидуальный спрос.

(Кардиналистская теория).

 

Для большинства товарных рынков характерно наличие множества продавцов и покупателей. Индивидуальные запросы всех потребителей на данный товар формируют платежеспособный рыночный спрос. Функция спроса определяет общее направление его изменения в зависимости от цены на товар, но индивидуальные различия в характере и форме этого изменения могут быть весьма существенны.

Индивидуальные различия спроса покупателей определяются разными факторами: разницей в уровнях дохода, полом, возрастом, образованием, культурой и т.д.

Индивидуальный спрос-это соответствующее каждой данной цене количество товара, которое тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. Переход от индивидуального спроса к рыночному может быть легко осуществлено путем суммирования величин индивидуального спроса всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Для обозначения того удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин «полезность» (U -utility).

Полезность в современной западной литературе понимается как абстракция, означающая субъективное удовольствие, пользу от потребления продукта. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах полезности (ютилах).

Общая полезность TU-это суммарное «удовольствие» от потребления всех единиц данного блага. Предельная полезность MU-это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на одну единицу. По мере роста потребления товара совокупная (общая) полезность уменьшается, но все более медленными темпами(закон убывающей предельной полезности), ибо в ходе постепенного насыщения потребности субъективно-воспринимаемая человеком ценность товара снижается, т.е. предельная полезность каждой следующей единицы блага меньше предыдущей. Потребитель покупает не один, а множество товаров, поэтому считается, что потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свой доход на покупку различных товаров таким образом, что для всех реально покупаемых им товаров А, В, С,..., N имеет место:

 

.

 

где MUN -предельная полезность товара N;PN-цена товара N.

 

Другими словами, потребитель может оптимально использовать ограниченную сумму денег на покупку «корзины» необходимых товаров, если предельные полезности всех покупаемых товаров в расчете на одну денежную единицу (рубль, доллар, евро) будут равны (положение равновесия).

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Английский экономист Р. Гиффен установил парадоксальное явление – рост цен на некачественные потребительские товары первой необходимости, приводит к увеличению объема покупок этих товаров. В частности он наблюдал, что рост цен на картофель приводил к увеличению покупок картофеля бедной частью населения. Как выяснилось, такого рода парадокс характеризует спрос на многие товары, которые получили название «товаров Гиффена». Парадокс Гиффена возникает в случае некачественного товара, когда эффект дохода и эффект замещения имеют разную направленность и при этом эффект дохода выражен сильнее, чем эффект замещения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

3. Что такое предельная полезность?

4. В чем выражается взаимодействие между общей полезностью и предельной полезностью?

5. Что означает ситуация потребительского равновесия в количественном подходе?

6. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

7. Объясните правило максимизации полезности в условиях ограниченного бюджета потребителя.

8. Как соотносится эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена.

 

 

2.2.Теория поведения потребителя (ординалистская теория).

 

Практические трудности точного количественного измерения такого субъективного ощущения как удовлетворенность, полезность привели к тому, что ряд ученых предложили описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. Наибольший вклад в разработку одиналистской (порядковой) полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Дж. Хикс, Р. Аллен. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя или ранг потребительского блага (ординалистская или порядковая теория).

Для потребителя достаточно только упорядочить все возможные товарные наборы по «предпочтительности». На основе определения иерархии предпочтений для потребителя составляется карта кривых безразличия. Каждая кривая безразличия – это линия, объединяющая все наборы двух товаров, равноценные для потребителя по полезности.

При порядковом подходе снижение спроса по мере роста количества товара и его цены объясняется с помощью «эффекта замены» и «эффекта дохода». Эффект замены гласит: если цена на какой-либо товар возрастает, то потребители будут покупать его меньше, но зато станут покупать больше товаров заменителей. Предельной нормой замены благом Х блага У (MRSXY) называют количество блага У, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества Х на единицу, так, чтобы уровень удовлетворения считался неизменным (т.е. сохранение той же кривой безразличия):

 

.

 

Возможности потребления человека ограничиваются его доходом (бюджетом). Бюджетное ограничение потребителя:

 

I = PXX+PYY+... +PNN;

 

где I – доход (бюджет) потребителя;

PN-цены на товары;

X, Y,..., N – товары.

Бюджетная линия (для двух товаров) или иначе линия цен-это линия, все наборы которой обладают суммарным денежным равенством. Оптимальным для потребителя (равновесным) будет такой набор двух товаров, когда бюджетная линия касается какой-либо кривой безразличия (точка оптимума Е). Готовность замещать один товар другим определяется соотношением цен на оба товара

Товары, спрос на которые (при неизменных ценах) увеличивается с ростом дохода, принято называть нормальными. Товары, спрос на которые уменьшается при увеличении дохода, принято называть некачественными или неполноценными. Для нормальных товаров «эффект замены» и «эффект дохода» действует всегда в одном направлении: при снижении цены спрос на него увеличивается. Для неполноценных товаров «эффект дохода» действует в противоположном направлении, но, как правило, «эффект замены» оказывается большим, чем «эффект дохода», и спрос на него все же растет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные субъекты рыночной экономики | Системообразующие элементы рынка: товар и деньги 2 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.