Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок олигопольной конкуренции




Рынок несовершенной конкуренции

Реальность рыночной экономики такова, что большинство рынков в ней представлено рынками несовершенной конкуренции, когда множество производителей предлагает сходные по назначению, но отличающиеся по использованию товары. Целенаправленный выпуск взаимозаменяемых товаров, максимально учитывающих малейшие предпочтения покупателей, получил название «товарная дифференциация».

Товарная дифференциация позволяет фирме найти (или самой сформировать) свою группу покупателей. Это значит, что единый рынок совер-
шенной конкуренции распадается при товарной дифференциации на бесчисленное множество сегментов, образуя рынок несовершенной конкурен-
ции;
в пределах сегментов отдельные фирмы занимают уже неравное положение, а дифференциация товара препятствует установлению равновес-
ной цены.

Множество дифференцированных товаров и соответствующая дифференциация цен усложняют объем рыночной информации и тем затрудня-
ют рациональное поведение потребителей и производителей.

Благодаря дифференциации товаров и цен рынок несовершенной конкуренции полнее удовлетворяет запросы потребителей, но он обнаруживает и опасные для конкуренции тенденции:

— различие в положении производителей в разных сегментах рынка;

— ограничение действия закона спроса, ибо специфика товара ставит пределы возможности сокращения величины спроса как протестующей ре-
акции покупателей на повышение цены;

— более сложным и затруднительным становится вхождение в данный сегмент рынка новых производителей.

За эти тенденции рынок несовершенной конкуренции получил в экономической теории и другое название — «рынок монополистической конкуренции».

Рынок несовершенной конкуренции начинает искажать главный механизм рыночной экономики — свободное ценообразование, поскольку сво-
бода взаимодействия спроса и предложения начинает ограничиваться.

Рынок несовершенной конкуренции характерен для производства и реализации преимущественно товаров потребительского назначения.

 

Развитие монополистических тенденций приводит к возникновению олигопольной конкуренции, на котором предложение товаров исходит уже от ограниченного числа производителей (от трех до пяти крупных фирм). Здесь решающим признаком становится уровень концентрации, который измеряется удельным весом крупнейших фирм отрасли в общем объеме продажи отраслевой продукции.

В условиях олигополии появление новых фирм-конкурентов крайне затруднительно, поскольку это требует громадных начальных затрат
(представьте, сколько средств потребуется на создание новой автомобильной фирмы). К тому же технология в наукоемких отраслях защищена, как правило, патентами, приобретение которых также очень дорого.

В этих условиях борьба за потребителя с помощью маневрирования цен («ценовая конкуренция»), как это происходит на рынках совершен-
ной и несовершенной конкуренции и где оно приносит успех, становится экономически невыгодной. При ограниченности продавцов и предложе-
ния снижение цены не приведет к росту спроса, поскольку такой же маневр проделают и фирмы-конкуренты. Поэтому механизмы ценообразования на олигопольном рынке ограничены двумя методами — «лидерством в ценах» и «ценовым соглашением».

Лидерство в ценах — это ориентация производителей-олигополистов на цены, устанавливаемые ведущей фирмой.

Ценовое соглашение — это по существу сговор между фирмами о единой цене и разделе рынка. Такой сговор запрещен законами большинства стран и преследуется в судебном порядке. Поэтому информация о ценовом соглашении является секретом для потребителей и правительства.

Как же в таком случае происходит конкуренция на олигопольном рынке? Здесь преобладает «неценовая конкуренция», когда потенциального покупателя привлекают не снижением цены, а улучшением качества товара.

Однако в любом случае олигопольная фирма крайне ограничивает рыночную конкуренцию, цены не отражают реальных затрат производителей, а влияние спроса становится второстепенным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.