Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия перехода к рыночному хозяйству в России

Стратегические цели экономических преобразований в России

1.Формирование социально-рыночного хозяйства.

2.Создание многоукладной и многосекторной экономики, обеспечивающей нахождение каждой социальной группе своего места в хозяйственной системе.

3. Переход к новому типу экономического роста, ориентированному на удовлетворение потребностей различных групп населения.

4.Создание материальных предпосылок благоприятной и комфортной жизненной среды,соответствующей современным возможностям технического и социального прогресса.

1.Обеспечение свободы хозяйственной деятельности.

2. Посредством разгосударствления и приватизации создание многообразия форм собственности.

3.Развитие конкуренции производителей в целях стимулирования предпринимательской деятельности.

4.Формирование механизма свободного ценообразования.

5.Сохранение наряду с распространением рыночных взаимоотношений значительного нерыночного сектора экономики.

6.Последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

7.Обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в зарабатывании средств и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых общества.

Раздел II.Основы микроэкономики

Тема 5. Спрос и предложение. Характеристика рынков

Экономическая и политическая свобода дает возможность человеку раскрыть свои способности, реализовать свои интересы путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении.

Главной движущей силой экономики выступает личный интерес;

-для потребителя- максимизация полезности при минимальных затратах;

-для производителя- максимизация прибыли при минимизации затрат.

Экономическая свобода прежде всего-это рационализация и полная экономическая ответственность за свои действия. Рынок и здоровая конкуренция неразделимы.

Конкуренция – это столкновение и взаимодействие интересов самых различных экономических субъектов. Различаются рынки совершенной и несовершенной конкуренции,но об этом мы поговорим в другой главе.

Рыночная экономика со всеми вытекающими последствиями может развиваться только при условии господства частной собственности.

Рынок -это способ, определенная форма организации и функционирования экономических связей, хозяйствующих субъектов, основная на принципах свободной купли- продажи, обеспечивающих взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления. Это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

Каждый участник рынка- обособленный товаропроизводитель,выступающий на свой страх и риск; каждый из них предлагает определенный товар, ценность которого определяется прежде всего покупателем, что дает возможность перераспределять доходы в пользу умело хозяйствующих производителей, применяющих передовую технику и технологию,а также высококачественное сырье.

Сегодня существует регулируемый (цивилизованный)рынок, где государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, одновременно оставляя место для мотивации к труду, риску, хозяйственной деятельности,инициативе.

Регулируемый рынок характеризуется следующими чертами:

1)наличие в экономике разнообразных форм собственности, хозяйствования и свободной конкуренции;

2)отсутствие монополизма, присутствие достаточногоколичества производителей однотипной продукции(более10);

3)свобода выбора партнера по хозяйственным связям, в распоряжении частью своих доходов, свободная купля-продажа (отсутствие товарного распределения через администрацию);

4)право рыночных субъектов самим определять цены;

5)Свободное маневрирование ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми);

6)возможность изменять условия производства, его технологию, перемещать капиталы в любую сферу приложения. Недозагрузка производства обязательное условие функционирования здоровой экономики;

7)полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка;

8)наличие инфраструктуры рынка, т.е системы, обслуживающей рынок.

Рыночная структура состоит из:

Потребительского рынка- включает в себя сегменты рынка продовольственных и промышленных товаров, различных услуг, образования, здравоохранения.

Рынка рабочей силы – признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному желанию и по рыночной цене на основе контракта между работодателем и наемным работником.

Ранка средств производства -сегментыорудий труда, машин, оборудования, приборов.

Финансового рынка – включает в себя сегменты инвестиций, ценных бумаг, денег и валюты.

Совершенные и несовершенные рынки

Рынок -механизм гибкий, чутко реагирующий на малейшие движения спроса, предложения, цены. На формирование цены влияет взаимодействие потребителей и производителей. Цена, установившаяся на товар в какой-то части рынка, оказывает влияние на его цену в другой части рынка, что ведет к постепенному выравниванию цен. Быстрое реагирование и устранение изменения цены на разных сегментах рынка, приводящие к их уравниванию, говорят о совершенном рынке.

Чтобы рынок стал совершенным необходимо соблюдение некоторых условий.

1.Полная информированность о покупателях, о ценах на товары в разных участках рынка.

2.покупатели и продавцы должны действовать из складывающихся цен, не совершая сделок по инерции или из верности старым партнерам.

Практика показывает, что совершенный рынок- это исключение из правил, так как обычные рынки редко бывают совершенными.Несмотря на развитие современных средств связи и телекоммуникации, покупатели и продавцы не обладают полной информацией и принимают решения,исходя из складывающихся цен.

На поведение покупателя часто оказывают влияние неценовые факторы

1.Потребитель может не обратить внимания на рост цены и постоянно обращаться к одному продавцу, так как покупателю нравиться его обслуживание.

2.Большое влияние на поведение покупателя оказывает реклама, она помогает потребителю сориентироваться в мире товаров, предоставляя ему необходимую информацию и приближая рынок к совершенному.

Несовершенный рынок - когда цены различаются в пределах одного рынка.

Розничная торговля, как правило, является показателем несовершенного рынка.

Субъекты экономики можно разделить на рынке покупателей, продавцов, государственных учреждений, посредников. В пространственном разрезе выделяются (локальный), региональный, внутренний, внешний, национальный, мировой рынки.

Приступая к изучению проблемы спроса и предложения, необходимо иметь в виду, что спрос, предложение, цена являются основными характеристиками любого рынка.

Спрос. Кривая спроса.

Спрос- желание и способность людей покупать товары. Для экономистов эти «желания» становятся интересными только тогда, когда они подкрепляются возможности купить желаемые товары, т.е превращаются в платежеспособную потребность, или спрос

Закон спроса – принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на этот товар(при прочих равных условиях).Представим соотношение между ценой и величиной спроса в виде таблицы.

Таблица 1

Цена капиллярной ручки «Р» Число ручек, которые студенты готовы купить «G»
5руб  
4руб  
3руб  
2руб  
1руб  

Данные представлены в таб.1 можно представить в виде графика-кривой спроса.Эта кривая наглядно показывает, какое количество товаров и услуг может быть куплено по разным ценам. По оси ординат откладываем цену единицы товара, по оси абсцисс- число единиц товара(см.рис 3) Используя данные таб 1, строим по точкам график.

Рис.3 Кривая индивидуального спроса

P цена

5

4

3

2

1

0 10 20 30 40 50 Q Количество

Из анализа кривой спроса видно, что на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшается при ее повышении.

Это происходит по двум причинам.

 

1.Если цена на один из товаров падает, а цены других товаров остаются без изменения, то покупатель увеличивает потребление более дешевого товара, замещая им те товары, на которые цены не снизились.

2.Если доход потребителя остался прежним, а цена на один из потребляемых им товаров снизилась, топотребитель начинает считать себя более богатым, чем был прежде. Покупательская способность у потребителя возросла, он начинает увеличивать потребление различных товаров и чаще всего увеличивает потребление товара, который подешевел.

В экономике есть два понятия «спрос» и «величина спроса», которые очень часто обозначаются одним словом «спрос», но эти понятия имеют различия.

Таблица 2.

Понятие «спрос» Понятие «величина (объем) спроса»
Спрос-это желание купить конкретный товар или услугупо определенной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку. Объем спроса- максимальное количество конкретного товара, которое согласен купить отдельный покупатель в единицу временами (день, месяц, год) при определенных условиях (цена данного товара, цены на другие товары, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей и т.д.).

 

Изменение величины спросы характеризует кривая на рис. 3. При движение по кривой от точки А к точке В наблюдается падение цены с 10 до 5, одновременно изменяется объем спроса с 10 – 15. Объем спроса- это количество потребляемого товара при определенной цене

Рис.3 Влияние цены на спрос.

10 А

7,5

5 В

2,5 С

0 10 15 25 Q

Если мы говорим, что изменяется спрос, то это означает, что произошли какие – то неценовые изменения. Предположим, изменился доход, при увеличении или уменьшении спроса (рис.4) кривая Д перемещается вправо (влево).

Рис 4.Влияние дохода на изменение спроса

Р

 

 


Д Д2

Д1

О Q

Итак, термин «объем спроса» относится к какой - либо точке на линии спроса, а термин «спрос» относится к положению кривой спроса.На движение кривой «влево», «вправо» может повлиять изменение цен на другие товары, вкусы и предпочтения покупателей. Изменение цены на чай может привести к изменению спроса на кофе, мясо можно заменить рыбой, молоком и т.д.

В нашем примере мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами.

Взаимозаменяемые товары (субституты)- это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар.

Потребители обычно реагируют на изменение цен тех товаров, которые могут быть использованы только вместе. Ручные часы совершенно бесполезны, если к ним не будет ремешка или браслета. Интересное сочетание происходит между автомобильными покрышками и бензином. Если дорожает бензин, люди меньше используют свои автомобили, следовательно, меньше изнашиваются покрышки, спрос на них падает. Такие товары называют взаимодополняющими (или комплементарными).

Взаимодополняющие товары – это такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой товар.

Пример. В 1991-1993 гг., когда в России бушевала инфляция, наиболее доступными товарами были хлеб и молоко, а на такие товары, как мясо, колбаса, сыры, конфеты, спрос упал.

Потребительские ожидания - фактор, который может стать причиной сдвига кривой спроса. Если в стране ожидается рост цен, то люди стремятся как можно больше (в запас) купить товаров по действующим ценам. Иногда этот процесс мы наблюдаем в обратном направлении. Сегодня, в век электроники, цены на многие модели компьютеров начинают снижаться, что заставляет потенциальных покупателей ждать той цены, которая устроит и Таблица 3.

 
 

 


Изменение вкуса, привычки, стиля, моды
Влияние окружающей среды
Изменение цены или доступности дополняющих товаров
Изменение цены на товар – заменитель  
Заменители - взаимозаменяемые товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности
Изменение полезности товара


Изменение вкусов - еще один источник изменения спроса. Сегодня вкусы меняются очень быстро (одежда, электроника, еда). В этом случае кривая спроса находится в постоянном перемещении.

Предложение

Количество товаров, которое будет предложено производителями на рынке по каждой данной цене в течение определенного промежутка времени, называется предложением.

Предложение, так же как и спрос, в науке исследуется при помощи кривой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные экономические системы | Кривая предложения. Кривая предложения- графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.